В начале апреля стало известно, что авиакомпания "Эль-Аль" рассматривает возможность возобновления полетов в Эйлат после 12-летнего перерыва из-за нежелания действующих на линии авиакомпаний Arkia и Israir увеличивать количество не выгодных, с их точки зрения, рейсов на южной курорт. Министр транспорта Мири Регев поспешила поздравить жителей города с началом полетов "Эль-Аль" в Эйлат уже с начала мая. Однако, как выяснилось, вопрос полетов не согласован с авиакомпанией и пока что "никто никуда не летит".
В начале апреля Управление аэропортов опубликовало торжественное заявление, из которого следовало, что "Эль-Аль" вернется к выполнению регулярных рейсов между "Бен-Гурионом" и аэропортом Рамон впервые за 12 лет. Согласно заявлению, авиакомпания должна была выполнять два ежедневных рейса, начиная с 1 мая 2025 года, что, как ожидалось, добавит 13-15 ежедневных рейсов в Эйлат.
Заявление Управления аэропортов получило широкое освещение в средствах массовой информации, за ним последовало официальное приветствие министра транспорта Мири Регев. Однако на практике выяснилось, что заявление Управления аэропортов не было согласовано с руководством "Эль-Аль".
Авиакомпания "Эль-Аль" сообщила: "Вопрос выполнения рейсов в Эйлат компанией рассматривается и находится в процессе работы с министерством транспорта и всеми заинтересованными сторонами. Компания проинформирует общественность, если и когда будет принято решение о дате выполнения таких рейсов".
Авиакомпании не хотят летать в Эйлат
На внутренней линии в Эйлат действуют две израильские авиакомпании — Arkia и Israir, между которыми практически не существует конкуренции. В 2010 году на линии Тель-Авив — Эйлат начала действовать авиакомпания "Эль-Аль", но в сентябре 2013 года она прекратила полеты на внутренних линиях.
Конкуренты Arkia и Israir утверждали, что сделано это было из-за отсутствия доходности. Согласно официальной версии, приостановка полетов произошла после решения Управления гражданской авиации изменить маршрут посадки в Эйлате в течение дня по соображениям безопасности. "Эль-Аль" тогда отказалась продолжать работу линии только в ночное время, заявив, что это может нанести ущерб безопасности полетов. Позже маршрут ночной посадки также был изменен, что побудило компанию объявить о полной приостановке полетов в город.
Во время пандемии "Эль-Аль" планировала начать летать из Тель-Авива в Эйлат
В начале 2021 года авиакомпания "Эль-Аль" выразила готовность начать выполнять внутренние рейсы аэропорта "Бен-Гурион" в аэропорт "Рамон". На протяжении большей части коронакризиса по этому маршруту летала только компания Isrаir.
Но управление аэропортов отказало "Эль-Аль". Представители авиаотрасли тогда утверждали, что опасения заключались в том, что "Эль-Аль" будет использовать эту линию для обучения пилотов, которые были отстранены от полетов на длительный период времени из-за кризиса, вызванного пандемией коронавируса. В "Эль-Аль" отвергли это утверждение и дали понять, что это всего лишь деловая инициатива.
С началом войны в 2023 году израильские авиакомпании Arkia и Israir вдвое сократили количество рейсов в Эйлат, так как им намного выгоднее обслуживать международные рейсы на фоне отказа зарубежных авиаперевозчиков от полетов в Израиль.
На сегодняшний день Isrаir выполняет всего 2 рейса в день вместо 6-10 рейсов, как было до войны, Arkia выполняет 6-7 ежедневных рейсов вместо 8-10 до войны.
После начала войны Мири Регев всячески пыталась надавить на Isrаir и Arkia из-за жалоб мэра Эйлата Эли Ланкри. Сначала министр транспорта не нашла ничего лучше, как угрожать местным авиакомпаниям конкуренцией со стороны зарубежных лоукостеров на линии в Эйлат. Что в целом было смешно, так как с началом войны практически все иностранные авиакомпании в немедленном порядке покинули Израиль и авиасообщение основывалось исключительно на деятельности трех израильских перевозчиков.
Позднее министр начала угрожать местным авиакомпаниям штрафами за отмену или задержку рейсов в Эйлат. В ответ на это генеральный директор Israir Ури Сиркис заявил: "Если министр Мири Регев недовольна, мы прекратим полеты в Эйлат. Ryanair, которая не летает в Израиль, могла бы нас заменить".
Новая авиакомпания Air Haifa начала выполнять полеты из Хайфы в Эйлат, но учитывая наличие в парке Air Haifa всего нескольких небольших самолетов ATR 72-600 и намерений развивать полеты из Хайфы в ближнее зарубежье, речь не идет о росте конкуренции на линии.
Проблема и в том, что добираться в Эйлат по воздуху не слишком удобно
В прошлом полет в Эйлат был быстрым и удобным, так как рейсы отправлялись из расположенного в центре Тель-Авива аэропорта "Сде-Дов", а прибывали в расположенный в центре Эйлата местный аэропорт. Теперь же для полета в южный город необходимо добраться до международного аэропорта "Бен-Гурион", а прибывают рейсы в аэропорт "Рамон", путь от которого в Эйлат не самый короткий и не самый удобный.
Согласно замыслам проектировщиков, новый аэропорт должен был принимать от двух до четырех миллионов пассажиров в год. Но, как показала практика, для желающих отдохнуть в Эйлате израильтян быстрее и удобнее было добраться до южного курорта на автомобиле из Тель-Авива. Это занимает (с остановками для отдыха) порядка 4 часов вместо 4 часов 45 минут, которые уйдут на то, чтобы приехать в "Бен-Гурион", пройти все проверки, сесть в самолет, прилететь в "Рамон" — и затем добраться в Эйлат на общественном транспорте.
Даже поездка автобусом занимает не намного больше времени (5 часов 20 минут). При этом она намного дешевле.
Читайте также
В 2023 году внутренними авиарейсами через аэропорт "Рамон" в Эйлат прибыли 788 670 пассажиров по сравнению с 782 860 пассажирами в 2022 году и 634 000 в 2021 году. Для сравнения, в 2017-2018 годах аэропорт в Эйлате обслуживал ежегодно 1,4 миллиона пассажиров внутренних рейсов.
В 2024 году количество желающих попасть в Эйлат по воздуху снизилось на 18% по сравнению с 2023 годом. Всего в прошлом году внутренними рейсами в Эйлат вылетело 652 937 человек.
При этом резко выросло число пассажиров автобусной линии компании "Эгед". Если в июле-августе 2018 года автобусом до южного курорта добирались 276 тысяч человек, то в июле-августе 2023 года уже 365 тысяч человек, а в июле-августе 2025 года, согласно оценкам, число пассажиров вырастет до 500 тысяч человек.