Zahav.ТуризмZahav.ru

Среда
Тель Авив
+17+13

Туризм

А
А

В Израиле обнаружены руины одной из древнейших мечетей

Ее фундамент, вскрытый археологическими раскопками в Тверии, датируется примерно 670 годом нашей эры

01.02.2021
Источник:Седмица
Археологические раскопки. Иллюстрация. Фото: zahav.ru / Гарри Резниковский

Израильские археологи известили, что в Тверии им удалось обнаружить фундамент древнейшей мечети, датируемой первыми десятилетиями зарождения ислама, сообщает The Guardian.

Ученые Еврейского университета в Иерусалиме датируют ее примерно 670 годом нашей эры - то есть сроком жизни одного поколения после смерти пророка Мухаммеда - и этот факт делает ее одним из древнейших мусульманских храмов, известных современной археологии. "Мы знаем еще несколько мечетей, возникших на самой заре исламского периода истории здешних мест, - говорит Катя Цитрин-Сильверман (Katia Cytryn-Silverman), специалист по исламской археологии в Еврейском университете и руководитель раскопок. - Примерно в то же время были построены Мечеть Пророка в Медине, Великая мечеть в Дамаске и мечеть Аль-Акса в Иерусалиме, однако все они до сих пор активно действуют, глубоко почитаются мусульманами, а потому недоступны для изучения археологами и историками".

По словам Цитрин-Сильверман, раскопки Тверийской мечети дают науке редкую возможность изучить особенности архитектуры мусульманских молитвенных сооружений "в эпоху младенчества" новой веры. Первые данные указывают на терпимость к другим религиям со стороны ранних мусульман. Ученому миру эти данные были представлены в январе на виртуальной конференции.

В период строительства этой мечети Тверия уже несколько десятилетий была мусульманским городом. Город возник примерно в 20 году нашей эры и был назван в честь второго императора Рима. С тех пор на протяжении почти пяти веков он был крупным центром еврейской жизни и науки. До завоевания мусульманской армией в 635 году, в этом византийском городе действовало целое созвездие христианских святынь и храмов, разбросанных вдоль берега Галилейского моря. Под властью мусульман Тверия обрела статус столицы провинции ранней исламской империи, расцвела и приобрела широкую известность. Первые халифы строили свои дворцы на окраинах города вдоль берега озера. Впрочем, до недавних пор сведения о древнем мусульманском прошлом города были очень скудны.

Гидеон Авни (Gideon Avni), главный археолог израильского Управления древностей, не участвовавший в раскопках непосредственно, но хорошо знакомый с находками, говорит, что открытие помогло разрешить давние научные споры о том, когда именно возник строительные канон, согласно которому мечети возводились фасадом к Мекке. "Столь ранних мечетей в археологических раскопках до сих пор нам почти не попадалось", говорит ученый. С весны прошлого года работы на фундаменте мечети замерли из-за пандемии коронавируса, и на руинах даже выросли пышные галилейские травы и кустарники. Еврейский университет и его партнеры из Немецкого протестантского института археологии планируют возобновить раскопки в феврале.

Материалы первых раскопок в этом месте еще в 1950-х годы дали ученым основания считать, что первоначально здание было византийским рынком, и позднее было перестроено в мечеть. Новые раскопки под руководством Цитрин-Сильверман вскрыли более глубокий культурный слой. Ученым удалось обнаружить монеты и керамику у самого основания грубого фундамента, и эти находки помогли точно датировать его примерно 660-680 годами нашей эры, то есть через поколение после захвата города мусульманами. Размеры здания, планировка первого этажа с колоннами и кибла (молитвенная ниша) мало чем отличаются от других мечетей того же периода.

Авни указывает, что очень долго ученым не удавалось установить судьбу многих городов в Леванте и Месопотамии после их завоевания мусульманами в начале седьмого века. "Преобладало мнение, что после завоевания и разграбления они в основном разрушались и пустели, - говорит ученый. - Наши открытия в Тиберии наглядно свидетельствуют, что процесс исламизации был не внезапным, а постепенным". Первая мечеть, возникшая в завоеванном городе, мирно уживалась с местными синагогами и византийской церковью, царившей над городской застройкой. По словам Цитрин-Сильверман, на этой первичной стадии исламской архитектуры мечети были "весьма скромными", и резко отличались от величественных, грандиозных молитвенных мусульманских сооружений, мода на которые возникла полвека спустя. "Нам известно, что только в восьмом веке в городе была возведена роскошная, монументальная мечеть, а до того времени христианский храм оставался крупнейшим зданием в Тиберии".

По ее словам, это явное свидетельство того факта, что первые мусульманские правители, управлявшие преимущественно немусульманским населением, проявляли высочайшую веротерпимость, и местное население жило в полной гармонии и мире, в подлинном "золотом веке" этого города. "Все наши находки свидетельствуют, что в начале исламского правления здесь пользовались полным уважением все религии коренного населения города - христиан, иудеев, самаритян, - говорит Ситрин-Сильверман. - Мусульмане не спешили утверждать свою власть низвержением древних храмов и строительством новых. Они не разрушали чужие молитвенные дома, а фактически приспосабливались к образу жизни и нуждам общин, которыми судьба поставила их руководить".

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться. Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.