Фестиваль вина в Ариэле: попробуйте, что пили в библейские времена
Фото: tourism.zahav.ru
Фестиваль вина в Ариэле: попробуйте, что пили в библейские времена

Университет в Самарии – это звучит гордо.

Особенно сейчас, когда бессмысленный спор об "оккупации" и о нелегитимности нашего присутствия в этих краях вспыхнул с новой силой. Не забыли еще, как даже у нас долго не признавали новое учебное заведение в Ариэле университетом, стыдливо называя его "университетским колледжем"?

Фестиваль пройдет 3-4 апреля.
В библиотеке университета Ариэля
В самом сердце Самарии.
Вот ее здание, похожее на форштевень океанского лайнера

 

Отдадим должное уходящему министерству туризма: отбросив ненужную стыдливость, оно продвигало Иудею и Самарию, как полноценный туристический бренд. А университет – чем не объект для туризма? Планируя поездку в Глазго или в Оксфорд, вы ведь обязательно услышите совет посетить там университет.

Ну, такие сравнения - конечно, только авансом, авансом... Да и не нуждается, строго говоря, легитимность еврейского присутствия в Иудее и Самарии в аргументах типа "а что, конкретно, хорошего евреи в эти края принесли". Но, если надо, мы можем и ответить: к примеру, мы принесли сюда современный университет. Дух университетский. И это прозвучит гордо. Это и смотрится гордо, особенно в великолепном здании университетской библиотеки, которое могло бы служить символом университета Ариэля, - как высотка на Воробьевых горах – символ МГУ. Кстати, при ее посещении принимающая сторона сумела нас удивить:

"А вы знаете, что у нас единственная, в своем роде, университетская библиотека, где от читателей не требуют соблюдать тишину, и где разрешается есть и пить?"

Пятая часть здешних студентов – арабы из Палестинской автономии. Многие из них - выходцы из многодетных семей и не имеют дома условий, чтобы заниматься. Так пусть чувствуют себя, как дома, прямо на кампусе.

 

Но, помимо гордости, так сказать, "общего порядка", неплохо бы университету гордиться чем-то конкретно. Что считалось бы его эксклюзивом, его "изюминкой". Как мы говорим: университет Хайфы – ориенталистика, Технион – точные науки, междисциплинарный центр в Герцлии – политология, университет Бен-Гурион – исследования пустыни… А в Ариэле?

Со здешней "изюминкой" журналистов познакомили организаторы пресс-тура – администрация университета и Центр вина Grape man – продюсер винного фестиваля «Бацир ха-Зман», который пройдет 3-4 апреля в университете Ариэля. Вот в этой самой библиотеке.

Университет и вино – несколько легкомысленное сочетание, вам не кажется? Вовсе нет. Любой знаток подтвердит, то Израиль резко рванул вперед в производстве марочных вин за последние четверть века. А раз есть элитное виноделие, то должен же где-то находиться и главный исследовательский "Центр по вину" – не только Самарии, но и всего Израиля?

Так вот, самое большое число исследований в области виноделия проводится сейчас именно в университете Ариэля. А если еще добавить игру слов на иврите (спасибо, коллеги подсказали, сам бы не заметил) – "Бацир ха-Зман" - "Ба-Цир ха-Зман" - то есть, одновременно, "Урожай времени" и "На оси времени", то получится не намек, а прямое указание на связь времен как на лейтмотив всей идеи фестиваля.

Хорошим марочным вином в Израиле никого не удивишь. А как насчет того, чтобы отведать аутентичного древнего вина? Того самого, что пили наши предки?

Во времена Первого и Второго Храма виноделие в этих краях точно было. Возможно, оно здесь и появилось. Профессор Ицхак Шай с факультета археологии прочитал нам лекцию о библейском виноделии – бесчисленные раскопки виноделен указывают на колоссальные объемы производства вина в те годы. Кувшины объемом 200 литров специально завозили даже с Кипра. На фестивале Ицхак Шай расскажет о своих раскопках в Тель-Бурна в округе Лахиш. Кстати, все лекции и семинары на фестивале – бесплатно.

 

Затем участники пресс-тура немного ушли в сторону от археологии. Видимо, чтобы напомнить, что, помимо "эксклюзива" в университете Ариэля есть все остальное, и физикой и математикой здесь тоже все в порядке, нам показали ускоритель заряженных частиц. Он оказался похож не на Большой адронный коллайдер в Женеве, а на железнодорожную цистерну, выкрашенную в желтый цвет. Но и цистерна в закрытом подземном бункере покажется огромной.

 

Понятно, что никаких бозонов Хиггса здесь никто не откроет, частицы здесь вообще не сталкиваются. Да и не столько частицы здесь интересуют ученых, сколько высокочастотное излучение, которое возникает, когда частицы, разогнавшись, потом резко тормозят. Как пояснили нам в бункере-лаборатории, этому излучению ученые находят самые неожиданные применения, от медицины до ПВО. Вот только не в виноделии.

Главное, что мы успели понять, - такого ускорителя нет больше ни в одном университете Израиля. После чего вернулись к винное теме - посетили отделение исследований вина и лозы и экспериментальную винодельню «Гваот». Там нас встретили руководитель лаборатории доктор Эльяшив Дрори и его помощница доктор Мария Станевски.

Здесь тоже наука, только другая. Эта винодельня ничего не продает. Здесь осуществляют в год сотни процессов контролируемого брожения вина, замеряя уровень кислотности и сахара, процент алкоголя, цвет, вкус, аромат, - да, у них есть прибор, способный анализировать запахи. Еще там есть прибор, различающий сорта винограда. Есть единственный в мире, как нам сказали, робот, которые производит так называемый "пижаж" вина. В нужный момент, который он сам определяет своими датчиками, робот это вино перемешивает. Есть также разработанная в этой лаборатории, похожая на митохондрию бочка с деревянными вставками, в которой вино находится в постоянном движении, - что позволяет объединить преимущества производства вина в деревянных металлических емкостях.

Ну и зачем, в итоге, все это?

Дело в том, что связь евреев с библейским виноделием была прервана. Пришли непьющие вина мусульмане и вырубили все виноградники, оставив только столовые сорта. В XIX веке вернулись евреи и начали, под покровительством барона Ротшильда возрождать виноделие... И ситуация еще больше запуталась. Потому что насаждались милые европейцам французские сорта: cabernet sauvignon, merlot, syrah…

А здешние, аутентичные? Кое-что сохранилось. Что-то сумели сберечь арабы-христиане в районе Бейт-Лехема: сорта хамдани, джандали, дабуки… Из хамдани и джандали до сих пор производят вино. Что-то уцелело в одичавшем виде, какую-то информацию удается извлечь из виноградных косточек, которые находят археологи. В итоге ученые сумели разыскать 82 сорта винограда, произраставшие только здесь и нигде более. Из 20 из них делают вино на продажу. Но кто может поручиться, что его вкус - "тот самый"? 

Вот для того, чтобы "то самое" извлечь из-под двухтысячелетних наслоений, в лаборатории Эльяшива Дрори находятся много-много пробирок, в каждой из которых в специальной жидкости плавает ма-а-а-а-аленький нежный росточек винограда.

 

И в этом росточке - уже та, древняя ДНК. Правда, жизнеспособность растения пока не гарантирована. Поэтому его сначала помещают в банку с чем-то вроде зеленого поролона, где он достигает таких размеров, что его уже можно привить на подвой.

Из объяснений я так и не понял, является ли данный процесс клонированием или нет. Но, что несомненно: на стыке генетики, научного виноделия и библейской археологии родилась серьезная научная задача – воспроизвести тот самый древний вкус. То, что получилось, нам дали попробовать.

 

Комментировать свои вкусовые ощущения не буду. Сами можете это продегустировать на фестивале "Бацир ха-Зман". Вот его сайт, вот его страница в сети Facebook. Не только это, конечно. Винодельни "Псагот", "Тура", "Хар-Браха" и еще около 40 местных производителей элитного вина представят на фестивале свою продукцию.

В дальнейшем же университет рассчитывает сделать винные фестивали ежегодными. Это поможет создать, на базе той лаборатории, которую мы посетили, полноценный факультет виноделия с четырехлетней программой обучения и Институт исследования виноградной лозы и вина, единственный в своем роде в Израиле. И если это удастся, дипломированные виноделы из университета Ариэля будут востребованы во всем мире. Неплохой ответ тем, кто пытается добиться, чтобы не было в Самарии ни университета, ни еврейских виноградников, ни еврейской археологии, ни еврейского туризма, ни еврейского присутствия вообще.

Теперь посмотрим, как это выглядит.

Вадим Найман

Фото автора

(Продолжение просмотра)

Comments system Cackle
Загрузка...