Zahav.ТуризмZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+15+9

Туризм

А
А

Один в океане. Яхтсмены-одиночки, которым удалось остаться в живых

Электронная навигация делает одиночное плавание в океане вполне возможным. И все равно, отправляясь в кругосветку, нужно честно спросить себя: готов ли я сделать невозможное, чтобы выжить?

05.10.2015
Источник:Лента.ру
Creative Commons

Сегодня электронная навигация, глобальная система безопасности на море, новые материалы и технологии, используемые при строительстве лодок, делают одиночное плавание в океане вполне возможным. Но в непредвиденной ситуации выжить можно лишь благодаря знаниям, умениям и силе духа. "Лента.ру" расскажет о путешественниках-одиночках, которые победили океан вопреки всему.

Известно, что при движении в океане навстречу друг другу парусной яхты и моторного судна, показавшегося на горизонте, время до столкновения составляет примерно 20 минут. Один бывалый яхтсмен рассказывал, что после поломки радара при пересечении Атлантики он в течение пятнадцати дней спал, заводя будильник каждые двадцать минут. Поэтому, планируя отправиться в кругосветку, прежде всего нужно честно ответить самому себе на вопрос: готов ли я сделать невозможное, чтобы выжить и победить?

Анна Гаш: Первая женская кругосветка

Формально первое женское кругосветное путешествие записано за польской яхтсменкой Кристиной Хойновской-Лискевич. Но за полгода до нее пожилая австралийка Анна Гаш, медсестра по профессии, воспитавшая шестерых детей и четверых внуков, решила выйти в плавание из Австралии до Британии. Гаш по воскресеньям играла на свирели в местной церкви. Записав кассету со своей музыкой, она отправила ее дочери в Лондон в качестве подарка на рождество. А та отнесла кассету на BBC, где в тот момент объявили конкурс игроков на свирели. И Гаш пригласили в Англию.

Денег у медсестры было немного, зато имелась старая и плохо оборудованная яхта-фольбот "Илимо". Плавание началось в 1975 году. Идти по морю Анна училась по мере преодоления морских просторов, так как до этого вообще никогда не выходила в открытые воды. Пережив множество событий, трагических и смешных, Анна добралась до Англии и успела-таки на фестиваль. Как участницу ее пригласили в турне по Европе, а домой она снова отправилась на своей "Илимо", но… вокруг земного шара. Почти все ее путешествие прошло в одиночку, лишь на небольшой отрезок пути она взяла на яхту пассажира.

В конце 1977 года Анна возвратилась в Австралию, так же незаметно, как когда-то покинула ее. Кругосветное плавание австралийки, самой обыкновенной немолодой женщины, не яхтсменки — явление исключительное в мировом яхтенном плавании. По ее словам, это было прекрасное переживание, особенно ценное тем, что она достигла цели благодаря своей силе духа. Безумству храбрых…

Стивен Каллахэн: 76 дней в плену у моря

Американский яхтсмен Стивен Каллахэн через несколько дней после одиночного выхода в Атлантику на своей яхте потерпел крушение. По всей видимости, ночью яхта налетела на дремавшего кита. Гигантское животное махнуло хвостом и… у Стивена остались примерно сутки на то, чтобы перебраться на спасательный плот прежде чем яхта пойдет ко дну. По иронии судьбы, Стивен оказался в местах, где практически нет регулярного судоходства.

Сначала он надеялся на радиобуй, который в течение нескольких дней посылал сигналы бедствия, и на то, что его начнут искать. Но батареи сели, и через неделю он понял, что остался один на один с океаном в спасательном плоту, неспешно подгоняемом пассатом в сторону Америки.

Для того чтобы представить его положение, попробуйте залезть в детский надувной бассейн размером два на два метра, и вообразить, что под дном бассейна— бездна. Через неделю плот снизу оброс водорослями, вокруг появилась колония рыбок, которые думали, что это маленький остров. Вслед за безобидными рыбками появились и акулы. Позже Каллахэн вспоминал, что, засыпая на дне плота, он ощущал, как акулы плавниками чешут ему спину. Он так и не понял, почему эти машины смерти, которые в один миг могли прокусить тонкую резину, так и не сделали этого.

На сороковой день у плота закончилась гарантия. С этого момента Стивен начал обратный отсчет собственной жизни: каждый день— как последний. Он научился выигрывать сражения за рыбу у снующих вокруг акул, сделал из целлофанового пакета опреснитель, дававший полчашки воды в сутки, придумал, как определять свое местоположение в океане, и нашел способ вести учет дням и неделям. А главное— он смог не сойти с ума.

На 75-й день плавания, 20 апреля 1982 года, его плот прибило к острову Мария Галанте, недалеко от Гваделупы. Ему сильно повезло. Не попадись на его пути остров, он мог бы плыть еще тысячу миль до континентальной Америки. За время своего дрейфа Калахэн прошел более 3000 километров в открытом океане. Удивительно, но через несколько месяцев, восстановив свои силы, Стивен отправился в обратный переход в сторону Европы, и опять в одиночку. Безумству храбрых…

Евгений Гвоздев: Пенсионер из Махачкалы

Имя Евгения Гвоздева практически неизвестно у нас в стране. Мало кто знает, как пенсионер из Махачкалы на лодках размером не больше ванной дважды обошел вокруг света. "Мне просто очень хотелось выйти в море",— признавался он.

Гвоздев более 30 лет проработал на больших рыболовецких судах. В конце 1960-х прочитал в газете статью об одиночном кругосветном плавании на яхте и стал мечтать о собственной кругосветке. Но воплотил свою мечту в жизнь только четверть века спустя.

В 1992 году, после падения СССР, Евгений Гвоздев получил заграничный паспорт— с великими мытарствами борясь с бюрократией,— прошел таможню в порту Новороссийска и вышел в открытое море, держа курс на Турцию. Яхта "Лена" — длина пять с половиной метров, мотор подвесной, швербот (это значит, что у яхты нет киля и она легко переворачивается под сильным ветром). Стартовав из Махачкалы со ста долларами в кармане, к августу 1993-го он добрался до Канарских островов. К этому моменту Гвоздев решил пересечь Атлантику. Ну, а дальше— как у Форреста Гампа. Побежал— и не смог остановиться. За четыре года он обошел земной шарна лодке, предназначенной для легкого прибрежного плавания. Безумству храбрых…

Через три года после возвращения из первого кругосветного путешествия Гвоздев снова отправился в плавание— на этот раз на яхте "Саид" собственной постройки. Яхту за неимением средств он строил буквально из того, что есть и что подарили друзья. Строил на балконе своей однокомнатной "хрущевки" в Махачкале.

Яхта "Саид" — длина 3,7 метра, ширина полтора метра. Пять с половиной метров территории России, обошедшие земной шар под российским флагом— наперекор всему. Второе плавание оказалось сложнее. Гвоздев решил идти не через Панамский канал, а через Магелланов пролив, обогнув Южную Америку. По аргентинским законам судам, не оборудованным двигателями, запрещено проходить Магелланов пролив. Гвоздев, вынужденный погрузить на яхту подвесной мотор, так и привез его в запечатанном виде в родную Махачкалу.

Фото: Гектор Мазони, Wikipedia

Читайте также


19 сентября 2008 года на яхте "Гетан 2" Евгений Гвоздев вышел из Новороссийска в третье кругосветное путешествие и снова взял курс на пролив Босфор и Дарданеллы. 10 декабря 2008 года его тело было обнаружено на пляже Кастельпорциано на юге Италии рядом с разбитой яхтой. Ему было 75 лет.

Друзья вспоминают, что Гвоздев словно боялся умереть на берегу — хотел уйти как настоящий моряк. Если так— то, наверное, он ушел счастливым. Доказав, что мечту можно осуществить в любом возрасте и вопреки обстоятельствам.

Для того чтобы ходить на яхте, деньги не нужны. Нужно лишь желание.Идитев море. Не бойтесь его. И оно вас примет.

Михаил Савельев

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке