Решение экономической комиссии кнессета утвердить к первому чтению законопроект о строительстве нового аэропорта в Неватим не приближает ни на йоту завершение затянувшейся на долгие годы саги с выбором места под строительство нового международного аэропорта в Израиле. А заявление главы комиссии о необходимости завершить планирование и строительство аэропорта за пять лет еще и говорит о том, что решение не имеет никакой связи с реальностью.
Почему комиссия решила продвигать законопроект, несмотря на возражения представителей министерства обороны (они заявляют, что вариант с Неватим неосуществим) и отсутствие четкой позиции министерства охраны окружающей среды, которое признало вариант строительства аэропорта в Рамат-Давиде непригодным, но еще не проводило оценку строительства в Неватим? Это просто. Электорат «Ликуда» требует строительства в Негеве, и правительство не может ему отказать. Но и утвердить такое решение оно тоже не может по множеству причин, связанных как с экономикой, так и с безопасностью. И потому, как это прекрасно умеет делать нынешний глава правительства, оно просто тянет время, вновь и вновь откладывая решение.
Как увидел свет законопроект?
Причины появления на свет двух законопроектов, предлагающих построить аэропорт в Неватим, являются прекрасной иллюстрацией принципов работы наших политиков. Один законопроект представлен депутатом Рамом Бен-Бараком, второй - депутатом Альмогом Коэном. Что заставило депутатов из "Оцмы Йехудит" и "Еш Атид" подать аналогичные законопроекты?
Исключительно личные интересы, которые совпали в данном случае. Альмог Коэн представляет Негев, и для него строительство аэропорта - шаг в развитии региона. Рам Бен-Барак живет в Изреельской долине и представляет местную оппозицию, которая полагает, что новый аэропорт в районе военной базы в Рамат-Давиде станет катастрофой для региона.
Таким образом, личные интересы народных избранников совпали с партийными интересами главы комиссии Давида Битана ("Ликуд"). Как это связано с реальной возможностью построить аэропорт в Неватим? Никакой связи.
Кто согласится лететь в международный аэропорт в Неватим?
Международный аэропорт "Бен-Гурион" расположен в центре страны, в 20 километрах от Тель-Авива и в 60 километрах от Иерусалима, на пересечении транспортных артерий. И все равно, около 40% пассажиров, прибывающих в Израиль, покидают аэропорт на такси.
Кроме того, что в выходные и праздничные дни, когда аэропорт работает в обычном режиме, в принципе нет возможности воспользоваться общественным транспортом, в обычные дни добраться до аэропорта (или вернуться из аэропорта) тоже трудно, и поездка может превратиться в многочасовой марафон с пересадками. Что же касается такси, то и поездка на такси из аэропорта в выходные или праздничные дни может сопровождаться длительным ожиданием в очереди - и это не учитывая высокую стоимость междугородних поездок.
Расстояние от Неватим до Тель-Авива - 120 километров, до Иерусалима - 116 километров. Сколько туристов, или даже израильтян, решат выбрать пунктом назначение аэропорт в Негеве, от которого можно быстро добраться только до столицы Негева Беэр-Шевы (12 км)? И сколько будет стоить поездка на такси из аэропорта?
Следует отметить, что в этом отношении вариант со строительством международного аэропорта в Рамат-Давиде не намного лучше: прибывающие в него смогут относительно быстро и дешево добраться только до Хайфы.
Получается, что строить аэропорт негде
Если принимать в расчет экономику, безопасность и удобство для прибывающих, то строить новый аэропорт просто негде. Так как еще в 2014 году группа специалистов из Управления планирования в сотрудничестве с министерствами финансов, транспорта, охраны окружающей среды, туризма и обороны исследовала 21 возможное место для строительства аэропорта в Израиле. И пришла к выводу, что возможностей только две - в окрестностях Неватим в Негеве на юге страны или в Рамат-Давиде в Изреельской долине на севере.
Несколько следующих комиссий забраковали Неватим и Негев в целом, оставив только Рамат-Давид на севере, по целому ряду причин.
Среди экономических причин отмечены следующие: во-первых, для строительства летного поля в Неватим пришлось бы сдвигать военные базы, что будет стоить бюджету дополнительные 15 миллиардов шекелей. Во-вторых, население на севере в три раза больше, чем на юге, поэтому жителям севера новый аэропорт нужен вдвойне - и как новые рабочие места, и как транспортный хаб. На юге же аэропорт ждет судьба пустующего аэропорта Рамон, расположенного возле Эйлата.
Строительство аэропорта на юге вызывает также сильное сопротивление армии и спецслужб из-за баз ВВС в этом районе, реактора в Димоне и из-за близости к сектору Газа. А взлетать и заходить на посадку через коридор в центре страны проблематично, так как он и без того перегружен из-за трафика аэропорта "Бен-Гурион".
Но и со строительством в Изреельской долине тоже все непросто. Сторонники подчеркивают потенциал туризма, занятости и инфраструктуры, который принесет проект. Противники строительства аэропорта предупреждают о разрушительных последствиях для региона, необходимости эвакуации тысяч жителей, введение ограничений на строительство примерно 120 тысяч единиц жилья. Строительство аэропорта на месте сельхозугодий будет угрожать продовольственной безопасности страны.
Есть решение?
Пока очевидно то, что решения нет, и что в ближайшее десятилетие в Израиле не появится новый аэропорт. Сейчас правительству не до подобных мелочей, затем будут выборы, формирование нового правительства… Напомню, что строительство аэропорта "Рамон" возле Эйлата, который из-за своего расположения не может служить альтернативой "Бен-Гуриону", заняло десять лет: от решения правительства в феврале 2009 года до начала его работы в январе 2019-го.
Читайте также
Не исключено, что требуются иные решения, не связанные с Нетивот или Рамат-Давидом. А времени остается все меньше: международный аэропорт "Бен-Гурион" изначально был рассчитан на обслуживание 17 миллионов пассажиров в год. В 2019 году, до начала пандемии, он обслужил 24 миллиона, и, как ожидается, коллапс наступит в 2027 году, когда пассажирский поток вырастет до почти 28 миллионов человек.
Пандемия коронавируса и война послужили своеобразной отсрочкой, которой ожидаемо никто не воспользовался. Пока что Управление аэропортов планирует расширение и модернизацию Терминала 3 в аэропорту "Бен-Гурион", а также строительство нового въезда в аэропорт. Работы по расширению терминала начнутся во втором квартале нынешнего года и продлятся, как ожидается, около двух лет.