3 марта комиссия кнессета по экономике утвердила к первому чтению два законопроекта о строительстве нового международного аэропорта Израиля в Негеве, рядом с военной авиабазой Неватим.
Председатель комиссии, депутат Давид Битан ("Ликуд"), отметил, что важно завершить планирование и строительство аэропорта в Неватим в течение пяти лет.
Однако это решение пока не ставит точку в многолетней дискуссии о том, где должен находиться следующий международный аэропорт Израиля.
Более десяти лет назад правительство Израиля постановило, что дополнительный международный аэропорт нужно построить в Рамат-Давиде, на севере Израиля.
В 2022 году тогдашний министр транспорта Мерав Михаэли отменила это решение. Но через год премьер-министр Биньямин Нетаниягу снова поручил рассмотреть возможность строительства аэропорта в этом районе.
Действующий министр транспорта Мири Регев несколько раз меняла свою позицию по этому вопросу. Сначала она поддерживала строительство аэропорта в Неватим, затем - в Рамат-Давиде, позже предлагала реализовать оба проекта, а теперь снова, судя по всему, поддерживает строительство в Неватим.
Планы строительства аэропорта в Неватим вызывают сопротивление со стороны министерства обороны. Там считают, что гражданский аэропорт помешает деятельности ВВС Израиля в этом районе.
Где строить?
Еще в 2014 году группа специалистов из Управления планирования в сотрудничестве с министерствами финансов, транспорта, охраны окружающей среды, туризма и обороны исследовала 21 возможное место для строительства летного поля в Израиле. В итоге эксперты оставили только два варианта - рядом с авиабазой Неватим в Негеве или в Рамат-Давиде на севере Израиля.
Несколько следующих комиссий забраковали Неватим и Негев в целом, оставив только Рамат-Давид. Эксперты называли целый ряд причин.
Читайте также
Во-первых, для строительства летного поля в Неватим придется сдвигать военные базы. Это обойдется бюджету дополнительные 15 миллиардов шекелей.
Во-вторых, население на севере в три раза больше, чем на юге, поэтому жителям севера новый аэропорт нужен вдвойне - и как новые рабочие места, и как транспортный хаб.
На юге же аэропорт ждет судьба пустующего аэропорта Рамон, расположенного возле Эйлата.
Строительство аэропорта на юге вызывает также сильное сопротивление армии и спецслужб из-за баз ВВС в этом районе, реактора в Димоне и из-за близости к сектору Газа. А взлетать и заходить на посадку через коридор в центре страны проблематично, так как он и без того перегружен из-за трафика аэропорта "Бен-Гурион".
С другой стороны, со строительством на севере тоже есть проблемы. Десятки мэров и глав местных советов его поддерживают, ожидая, что этот шаг подстегнет экономическое развитие. Но многие представители местных властей выступают против.
Они указывают на то, что аэропорт построят на месте сельхозугодий, и на проблемы с безопасностью. Международный аэропорт Рамат-Давид будет находиться слишком близко к границе с Ливаном. Подлетное время ракет и БПЛА будет слишком мало.