Zahav.ТуризмZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+17+9
Иерусалим
+14+6

Туризм

А
А

Почему самолеты красят в белый цвет

В истории практически любой техники с богатым прошлым есть множество интересных и совсем неочевидных фактов, которые плохо известны широкому кругу обывателей.

02.12.2024
Источник:Novate.Ru
Фото: Getty Images / David Silverman

К примеру, некоторые из них касаются практически всех существующих пассажирских самолетов, а если точнее, их окраски: у подавляющего большинства фюзеляж окрашен в белый цвет. За редким исключением.

Немного истории

Конечно, не все и далеко не всегда красили самолеты в белый цвет, скорее, эти цветовые предпочтения родились из многолетнего опыта, огромных финансовых затрат и многочисленных происшествий, которые случились за десятки лет эксплуатации. К примеру, в Соединенных Штатах, да и в других странах тоже, самолеты поначалу не красили вообще, их полировали. Кому пришла в голову эта благая мысль, неизвестно, но ради красивой картинки фюзеляж натирали до зеркального блеска. Так самолет становился красивее и привлекал к себе внимание, благо сам алюминий стали применять еще на заре самолетостроения, а начало этому положили как раз братья Райт. К тому же полированный самолет имел меньшую массу, и разница была довольно ощутимой. На окрашивание в один слой тратилось от 80 до 250 килограммов краски, а значит, самолет перевозил лишний вес и тратил лишнее топливо.

Продолжалось это не очень долго, и практически все перевозчики быстро перешли к покраске фюзеляжа, а дело было в финансах. Чтобы корпус не разрушался от коррозии и сохранял блестящий внешний вид, его приходилось часто полировать и покрывать защитным составом, и на это уходило больше денег, чем на регулярное окрашивание. Правда, была еще одна причина, чисто эстетическая. Некоторые компании фюзеляжи стали частично изготавливать из современных композитов, а пластиковые детали выглядели не очень хорошо. Самой стойкой оказалась американская компания American Airlines, покрасившая последний свой самолет в 2013 году, но еще до этого, в 1976-м, покраска самолета в основной белый цвет стала почти стандартом. Конечно, стандарт этот неофициальный, но такая цветовая гамма оказалась настолько практичной, что ее приняли почти все авиаперевозчики, и на то были серьезные причины.

Фото: Getty Images / Joe Raedle

1. Белый цвет повышает видимость для птиц

Для самолета птица является естественным врагом №1, поскольку столкновение с ней чревато серьезными последствиями, а виновата во всем высокая скорость. Даже до набора крейсерской скорости самолет летит очень быстро, и столкновение с птицей весом в несколько килограммов может привести к большим разрушениям. На фюзеляже появляются вмятины и пробоины, разбиваются стекла в кабине пилотов, и даже двигатель может выйти из строя, если в него попадет птица. Единственный способ этого избежать - повысить видимость самолета, покрасив его в белый цвет. Это одна из мер предосторожности, которая помогает заботиться о сохранности самолета, а также о жизнях пассажиров и экипажа. Несмотря на это, столкновения иногда все же случаются на небольших высотах.

Фото: ShutterStock

2. Финансовые вопросы

Впрочем, покраска фюзеляжа в белый цвет для авиаоператора также является хорошим способом сэкономить, причем не только свои деньги, но и других компаний. Ни одна краска не держится на фюзеляже слишком долго, хоть белая в этом плане более долговечная, чем краска любого другого цвета. Поскольку самолет немало времени проводит под прямыми солнечными лучами, другие цвета довольно быстро начинают выгорать, даже если у краски есть защита от ультрафиолета. В любом случае покрытие истирается пылью, изнашивается и трескается от перепадов температур, поэтому самолеты перекрашивают согласно регламенту. Проблема в том, что краски с добавлением красящих пигментов стоят дороже белой, а поскольку тратится большой объем, то разница может достигать десятков тысяч долларов. И это на одну покраску одного самолета, что в итоге превращается в постоянную статью расходов. Конечно, другие цвета тоже присутствуют, но в процентном соотношении белого гораздо больше.

История с лишними тратами и экономией повторяется, когда у конкретного самолета меняется арендатор. Все дело в том, что авиаоператоры берут свои самолеты в аренду и при этом наносят на него собственные опознавательные знаки - фирменную цветовую схему и логотипы. И здесь опять играет роль цена - белый цвет неизменно оказывается дешевле.

3. Белый самолет легче обслуживать

Как и какая-нибудь легковая машина, пассажирский самолет нуждается в ремонте и обслуживании, будь то замена узлов и деталей или же антикоррозийная обработка. Проблема же в том, что условия эксплуатации самолета гораздо хуже, чем у машины. Огромные нагрузки, большие перепады температуры с большого плюса на глубокий минус, постоянное воздействие влаги, пыли и вибрации. Все это отражается на конструкции и диагностируется на земле техническими специалистами. Самый же простой способ найти неисправность - осмотреть самолет визуально, и белый цвет здесь очень сильно помогает. На идеально белом покрытии отлично видны трещины на фюзеляже, потеки окислов и технологических жидкостей. Благодаря внешнему осмотру и контрасту с белым фоном могут быть обнаружены многие неисправности.

4. Самолет дольше работает

Как ни удивительно, но белый цвет несколько продляет беспроблемную эксплуатацию самолета. Его поверхность имеет очень большую площадь, поэтому поглощает много солнечной энергии и может сильно нагреваться. Уменьшить нагрев можно, если отразить хотя бы часть излучения, а лучший способ это сделать - покрасить в белый цвет. В этом случае фюзеляж нагревается не так сильно, поэтому меньше деформируется, дольше служит.

Наверное, самой наглядной демонстрацией этого принципа стал "Конкорд". Его главной особенностью является скорость - она составляет 2,23 Маха максимум, что в два раза превышает скорость звука. Его пытались выкрасить в какой-нибудь веселый и привлекающий внимания цвет, но корпус самолета очень сильно нагревался на таких скоростях, поэтому его покрасили в обычный белый. В итоге только частичное отражение солнечного света смогло понизить температуру до приемлемого уровня. В 1996 году компания Pepsi уговорила владельца "Конкорда" покрасить самолет в синий цвет в рамках своей рекламной компании, за что заплатила круглую сумму. Правда, с такой светопоглощающей ливреей самолет мог лететь на крейсерской скорости всего 20 минут, а корпус при этом начинал перегреваться. В итоге краска начала слазить уже через две недели.

Читайте также

Конечно, есть и исключения из правил, и их немало. Они разукрашены всеми цветами радуги, а некоторые из них выглядят так, будто сошли со страниц детской раскраски. Впрочем, это никак не опровергает правило, а подтверждает его. Причина существования таких самолетов - это всего лишь деньги. Основной белый цвет - не закон или стандарт, а всего лишь выработанная годами практика. Если кто-то решит сделать по-другому ради каких-то целей, ему всего лишь нужно потратить достаточное количество денег.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке