Они встречают гостей на пути к святилищам и храмам синтоизма и отмечают границу между внешним миром и сакральной территорией. Хоть первоначальный смысл этих врат зачастую ускользает даже от самих японцев, их происхождение, символика и цветовая гамма поистине увлекательны.
Они служат символами перехода от земной, обыденной жизни к священным пространствам японских храмов, посвященных синтоистским богам. Основное назначение тории заключается в отделении священной сферы богов от повседневного мира людей. Проходя через ее ворота, человек попадает в уникальное пространство, населенное божественными существами. Каждый, кто находится в пределах тории, может взаимодействовать с духами. Также духи имеют возможность войти в мир людей через эти ворота тории.
Слово "тория" имеет несколько теорий происхождения. Одна из них утверждает, что иероглиф символизирует "птицу" или "гнездо". В выражении "ворота тори" термин "тори" переводится как "птица". По другой версии, слово связано с понятием "пройти через что-то", в данном случае разделение двух миров. Третья гипотеза предполагает, что термин происходит от древнеиндийского санскритского "торана" или "туран", что означает "ворота".
В VIII веке тории появились в Японии, и предположительно, были заимствованы из Китая, хотя их китайские аналоги не имели такого высокого значения в культуре. Изначально тории использовались для обозначения священных мест, но со временем их значение значительно возросло. Тории стали главными входами в синтоистские храмы, олицетворяя священное пространство и напоминая о необходимости оставить повседневные заботы за пределами святилища, сосредоточив внимание на духовных практиках.
Хотя, сами архитектурные формы, подобные тории, впервые возникли в Индии или Непале, и они имеют сходство с древними храмами Таиланда и Кореи. Красные японские ворота тории являются частью уникальной синкретической религии синбуцу-сюго, которая сочетает элементы как синтоизма, так и буддизма.
Согласно одной из японских легенд, давным-давно богиня Солнца Аматэрасу скрылась в пещере после конфликта с богом грозы Сусаноо, тем самым погрузив мир в тьму. Боги, стремясь вернуть ее, устроили грандиозное зрелище у входа в пещеру. Пение множества птиц смогло убедить Аматэрасу покинуть свое укрытие. Птицы сидели на жердочке напоминающей собой ворота, ставшие первыми тории в Японии. Эта легенда появилась в VIII веке.
Их можно также условно разделить на две основные группы: Синмэй и Медзин. Синмэй характеризуются прямыми перемычками, Медзин отличаются изогнутыми концами. Считается, что тории Синмэй являются более древними.
Эти величественные сооружения возвышаются в спмых разных местах, на подножье известных гор, рядом с могучими скалами, у живописных водопадов и на живописных берегах, даже в центре озер - последний тип известен как "плавающие ворота". Разнообразие и размеры торий говорят о важности того или иного святилища.
Форма и цвет тории могут немного разниться, однако красный цвет традиционно считается символом защиты от злых духов и приносит удачу. Нередко можно встретить тории, украшенные различными ритуальными символами, которые подчеркивают их священное значение. На воротах нередко можно увидеть столбцы букв - это выражение уважения и благодарности к щедрым пожертвованиям, благодаря которым эти священные сооружения продолжают радовать и вдохновлять людей своей непреходящей красотой. На перекладине может быть установлена табличка с названием святилища, а на верхней части столбов Медзин можно увидеть декоративные кольца дайва.
Они служат символом перехода от обыденного мира к священному, и их цвет играет важную роль в этом контексте. Красный цвет в японской культуре также символизирует силу, счастье и жизненную силу. Он связан и с концепцией "химизу" - очищения и защиты, что делает тории не просто архитектурной формой, а определенным оберегом.
Кроме красного, иногда тории окрашиваются в черный цвет, что символизирует более спокойную, умиротворяющую атмосферу. Черный цвет может также обозначать связь с предками и воспоминания о прошлом.
Встречаются и несколько созданных подряд арок — возможно, две, три или даже больше. Они способны формировать впечатляющие ландшафты, напоминающие длинные туннели, коридоры или арки. Ярким примером этого служит святилище Фусими-Инари в Киото, где извивающаяся японская арка тянется на целых четыре километра вдоль дорожек и лестниц, которые ведут от подножия горы до ее вершины.
Тории не просто ворота, это важные символы японского синтоистского мировоззрения. Благодаря своей природе они представляют переход от привычного к сверхъестественному. Интересно, что многие несовершенные формы тории, такие как бетонные или металлические конструкции, начинают терять свою сакральную силу и смыслы. В наше время строение ворот тории претерпело значительные изменения и теперь они изготавливаются из различных материалов, включая медь, нержавеющую сталь, гранит, железобетон и другие. Но, традиционное представление и материалы остаются основой для истинной духовной интерпретации.
Тории играют важную роль в японской культуре, а также они присутствуют в мифах, сказаниях и искусстве Японии. Они часто изображаются в живописи, поэзии, театре и кино, становясь символами японской духовности и национальной идентичности.
Впечатляющие ворота тории возвышались у входов в императорские дворцы, символизируя статус и положение их владельца. Ранее обычным людям было запрещено строить такие священные ворота, и лишь в XVII-XVIII веках представителям мелкой буржуазии было позволено это делать.
Плавающие тории храма Ицукусима
Величественные врата, словно возникшие из самих глубин водной глади, являются одним из самых узнаваемых символов Страны восходящего солнца. Эти впечатляющие конструкции, возвышающиеся на 16 метров и выполненные из камфорного дерева, были возведены здесь еще в конце XIX века.
Особенную атмосферу они создают во время заката или во время приливов, когда создается иллюзия, будто ворота вырастают прямо из воды, не имеют опоры и плывут по течению. Они являются входом в святилище Ицукусима, одного из самых значимых религиозных комплексов в Японии, расположенного на острове Миядзима.
Тории храма Мэйдзи-дзингу в Токио
Величественный вход на священные угодья древнего храма представляют собой монументальные ворота из необработанной древесины кипариса. Весь этот заповедный уголок окружен роскошной растительностью, что практически не позволяет поверить в то, что данная локация находится в самом центре динамичного современного мегаполиса. Эти грандиозные тории по праву считаются крупнейшими в Японии. Их возраст превышает полторы тысячи лет.
Гора 1000 торий
Святилище Фусими Инари, являющееся центром синтоизма, расположено в южной части Киото и было основано в 711 году. Число ворот, которые ведут к святилищу достигает 30 000. Чтобы пройти сквозь арку красных ворот до вершины горы Инарияма и прочитать надписи на столбах, потребуется не менее двух часов. Первые торий, установленные у входа в святилище, относятся ко второй половине XVI века.
Тории парка Сибадзакура, Хоккайдо
Парк Хигасикомото Сибадзакура, это настоящее чудо природы в Японии. Там установлены розовые тории, гармонично вписывающиеся в общую картину, дополняя яркий цветочный ансамбль свой яркостью и воздушностью.