Zahav.ТуризмZahav.ru

Понедельник
Тель-Авив
+30+23
Иерусалим
+27+18

Туризм

А
А

Порталы Средневековой Франции

Осмотр исторических порталов, будь то на месте их расположения или в музее, может быть во многом познавательным.

Мишель Пластрик
14.08.2024
Источник:Великая Эпоха

Если вы находитесь на месте, то можете физически пройтись по их структуре, ступая по стопам многих людей, которые пришли раньше; в музее их внушительное присутствие помогает создать иллюзию оригинальной среды, чтобы создать захватывающий опыт.

Порталы - это большие, впечатляющие входные или дверные проемы в здание. Когда они создавались для средневековых французских церковных сооружений, их богато украшали. Два основных архитектурных стиля этого периода - романский, с полукруглыми арками, и готический, с характерными остроконечными арками.

Фасады порталов состоят из нескольких компонентов. Важной частью является тимпан - пространство, закрытое перемычкой, горизонтальной опорой в верхней части двери и аркой. На этих элементах часто вырезались важные религиозные сцены. Благодаря искусству порталов эти объекты сами по себе являются монументальными произведениями искусства.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире

Аббатство Мутье-Сен-Жан

Дверной проем из Мутье-Сен-Жана, представленный в музее Метрополитен, изначально находился в одном из старейших и самых выдающихся бургундских монастырей. Аббатство Мутье-Сен-Жан, расположенное неподалеку от города Дижон, было основано в V веке. Согласно преданию, первый христианский король Франции Меровинг Хлодвиг I и его сын Хлотарь основали аббатство и дали монахам грамоту, в которой говорилось, что оно навечно освобождается от королевской и церковной юрисдикции.

Дверной проем из Мутье-Сен-Жана, около 1250 года, изготовлен в Бургундии, Франция. Коллекция Клойстерс, Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Ajnj^ Wikipedia

Полная история аббатства известна лишь частично. Его архивы были сожжены и уничтожены во время многовековых осад, как это обычно случалось со многими монастырями по всей Франции. В Средние века аббатство процветало, а в 1100-х годах началась программа реставрации, которая продолжалась и в следующем столетии. Известняковый дверной проем был построен около 1250 года.

Как пишут Питер Барнет и Нэнси Ву в своей книге "Клойстеры: Средневековое искусство и архитектура", этот дверной проем, вероятно, был порталом южного трансепта, который вел из монастырской обители в церковь аббатства. Он считается одним из лучших образцов готического портала, представленных в Соединенных Штатах.

Изображения коронации Богородицы были популярным мотивом XIII века во французских тимпанах. На этой картине изображен Христос, держащий на колене трехсторонний диск, в то время как он коронует Деву как Царицу Небесную. Сцена обрамлена трилистником с миниатюрными виноградными листьями и гроздьями винограда, которые символизируют статус Бургундии как винодельческого региона, а также Евхаристию. Над трилистником находится остроконечная арка, заполненная коленопреклоненными ангелами. Вероятно, ангелы лишились своих голов во время Религиозных войн, поскольку в этот период иконоборцы нападали на резьбу, воспринимаемую как символ идолопоклонства.

Когда этот портал был сделан изначально, вся конструкция должна была быть богато расписана яркими красками, но сейчас на тимпане остались только следы сине-зеленого пигмента. Фигуры в нишах изображают предков Христа, в том числе Моисея. Две большие статуи королей выполнены в натуралистическом стиле, и считается, что они могут изображать королей Хлодвига и Хлотаря, держащих в руках печально известную хартию.

Во время Французской революции сокровища монастыря были рассеяны. Статуи королей были сняты с дверных проемов и, вероятно, в это время отделены от голов. Во время революции было принято обезглавливать статуи, особенно королей, по аналогии с действием гильотины. К 1797 году большая часть оставшихся от аббатства построек была продана частным лицам, а земля превратилась в ферму. Этот дверной проем остался на ферме и был встроен в амбар. В 1920-х годах портал перешел в руки двух торговцев произведениями искусства, и сохранилась фотография, на которой портал запечатлен без двух королей.

Портал был куплен в 1932 году музеем Метрополитен. Покупка была сделана в преддверии открытия музея "Метрополитен-Клойстерс". Примерно через год после открытия "Клойстерс" куратор Джеймс Роример обнаружил у одного из торговцев две статуи короля. Они были идентифицированы по историческим чертежам аббатства, а их части были собраны заново в XVIII веке. Эти статуи были куплены музеем и воссоединены со своим порталом, в котором они находятся и по сей день.

Собор Сен-Лазар

Собор Сен-Лазар в Аутене, Франция, находится в 150 милях к юго-востоку от Парижа. Он был построен между 1120 и 1146 годами на территории Бургундии. Его предназначение заключалось в том, чтобы хранить мощи святого Лазаря и служить местом паломничества. Огромный тимпан на известняковом западном портале, который является главным входом в собор, украшен резным изображением "Страшного суда". Изображения этой яркой истории, рассказанной в Евангелии от Матфея, были популярным мотивом средневековых тимпанов.

Деталь картины "Страшный суд" Гислебертуса. Фото: ShutterStock

Считается, что этот портал, а также 60 капителей и другие внутренние дверные проемы были созданы скульптором Гислебертусом в период с 1125 по 1135 год, причем только на западный тимпан ушло от четырех до пяти лет. Ученые считают этот собор величайшим декоративным достижением романского стиля, созданным одним человеком, однако жизнь и творчество Гислебертуса остаются в основном загадкой.

На тимпане западного портала Гислебертуса изображена страшная сцена суда и проклятия. Это образное изображение, известное своим техническим мастерством. В британском документальном телесериале 1969 года "Цивилизация: Личный взгляд Кеннета Кларка" сэр Кеннет выделяет этот главный портал и его тимпан как средневековое произведение. Особое внимание он уделяет ряду, где изображены проклятые, которых судят:

"Они образуют крещендо отчаяния. Они сведены к главному, что делает их очень близкими к искусству нашего времени… [с] гигантскими руками, которые несут голову грешника, как будто это кусок щебня на строительной площадке".

Он высоко оценивает рассказ Гислебертуса и его удивительную способность украсить целый собор.

Скульптура Христа воплощает сострадание в его протянутых ладонях и коленях. Вся сцена тщательно скомпонована без спутанных, перегруженных фигур, что было обычным стилем того времени. Такая продуманность пространства позволяет тени играть на сцене. Гислебертус также был мастером в изображении драпировок. Каждая деталь одежды, в складках и плиссе, прилегает к телу фигуры. В некоторых местах создается иллюзия ветра, раздувающего ткань.

К 1776 году изображение на тимпане этого портала уже не нравилось церкви. Его замаскировали штукатуркой, а так как голова Христа мешала гладкой поверхности, ее отломали. По счастливой случайности это покрытие, вероятно, спасло тимпан от осквернения во время Французской революции. В 1830-х годах аббат, подтолкнутый к изучению исторического документа, исследовал штукатурную отделку, чтобы выяснить, не скрыты ли под ней произведения искусства. Он обнаружил резьбу, и она была восстановлена. К счастью, голова Христа была обнаружена в соседнем музее и восстановлена в 1948 году.

Резьба по камню - невероятно трудоемкое занятие, и в Средние века для такого масштабного проекта обычно привлекалась целая мастерская. Большинство имен этих мастеров утеряны для истории. Однако в случае с собором Сен-Лазар под фигурой Христа на тимпане находится надпись Gislebertus hoc fecit, что переводится как "Гислебертус сделал это".

Собор Нотр-Дам в Париже

Собор Нотр-Дам в Париже - одна из самых знаковых достопримечательностей его титульного города; более того, это одно из самых известных зданий в мире. Он расположен на острове Ол-де-ла-Сите, впадающем в Сену. В раннем Средневековье город Париж сформировался вокруг этого центрального места по приказу короля Хлодвига, который основал здесь свою столицу. К XII веку епископ Парижа решил возвести новый собор на острове Сите, чтобы заменить разрушающуюся раннехристианскую церковь на том же месте. Строительство началось примерно в то время, когда в стране начал распространяться новый готический стиль.

На западном фасаде Нотр-Дам, главном входе в собор, находятся три великолепных портала. Портал Девы Марии находится слева, а портал Святой Анны - справа. Первый изображает смерть Марии, ее вознесение на небо и коронацию в качестве королевы королевства. Портал Святой Анны был установлен около 1200 года, что делает его самым ранним из трех, и в нем есть несколько резных элементов в романском стиле, которые были переделаны из более старого собора. На дверном проеме Святой Анны вырезаны сцены из детства Христа. На центральном тимпане изображена Дева Мария с Младенцем в сопровождении короля Франции и епископа Парижа, что убедительно демонстрирует верующим связь между их королевской властью и церковью.

Третий портал, выполненный в готическом стиле, является центральным дверным проемом. Он был установлен последним и иллюстрирует "Страшный суд". На нижней перемычке изображены восстающие из могил мертвецы, в то время как ангелы трубят в трубу. В верхней части изображен архангел Михаил, взвешивающий души, в то время как демоны пытаются повлиять на весы: спасенные отправляются в рай, а проклятые - в ад. На тимпане Христос сидит во главе со стоящими ангелами, а Мария и святой Иоанн стоят на коленях рядом. Скульптуры 12 апостолов по обе стороны от дверей являются репродукциями оригиналов, которые были уничтожены во время Французской революции.

Собор продолжает подвергаться угрозам. В апреле 2019 года под карнизом крыши вспыхнул пожар. К счастью, основную конструкцию, включая окна-розы, колокольни порталов и сами порталы удалось спасти. Однако шпиль собора, большая часть крыши и верхние стены получили серьезные повреждения. Сегодня продолжаются масштабные восстановительные работы, и ожидается, что восстановленный собор вновь откроется в декабре 2024 года.

Порталы, как внешние сооружения, строились не для того, чтобы быть средоточием молитвы и преданности во время богослужений. Однако они все равно тщательно планировались и создавались с большим искусством, чтобы оказывать моральное влияние. История и современные события показывают, что эти важные памятники из камня обладают хрупкостью, которая требует сохранения и защиты.

Читайте также

Мишель Пластрик - арт-консультант из Нью-Йорка. Пишет на различные темы, включая историю искусства, рынок искусства, музеи, художественные ярмарки и специальные выставки.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке