Zahav.ТуризмZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+17+10

Туризм

А
А

Почему иллюминаторы в самолетах и на кораблях всегда округлые

А вы знали, что до 1950-х годов окна в самолетах были квадратными? Но… что же вдруг случилось потом? Сейчас расскажем.

Александр Пономарев
13.07.2024
Источник:Maxim
Фото: ShutterStock

Иллюминатором называется круглое или овальное окно в корпусе самолета или корабля - как правило, герметичное. Когда самолеты летали гораздо медленнее и ниже, чем сейчас, окна делали квадратными - так проще и в некотором смысле как-то привычнее.

Затем авиалайнеры постепенно поднимались все выше и выше - чтобы сократить расходы на топливо, поскольку с набором высоты уменьшается сопротивление. Однако, когда самолет набирает высоту, давление снаружи падает быстрее, чем внутри, поэтому его корпус расширяется.

Это приводит к тому, что в материале корпуса возникает напряжение, которое постоянно растет и может достигнуть предела - когда фюзеляж начнет разрушаться. После двух громких авиакатастроф в 1954 году инженеры провели ряд испытаний и обнаружили, что до 70% нагрузки на фюзеляж самолета в ходе полета приходится на острые углы иллюминатора.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире

Напряжение концентрируется в углах прямоугольника - пока однажды не приводит к разрушению конструкции. Вот так и появились круглые иллюминаторы - такая форма обеспечивает равномерное распределение давления и помогает избежать ущерба, вызванного чрезмерной концентрацией нагрузки.

Круглое - и округлое тоже! - отверстие меньше ослабляет конструкцию, в которой оно проделано. А еще их проще было делать, поскольку раньше рамы иллюминаторов изготавливали из литых латунных заготовок обработкой на токарных станках.

Читайте также

С тех пор авиаперелеты стали намного безопаснее - тем более после изобретения реактивных двигателей. И точно из таких же соображений инженеры выбрали круглую форму для иллюминатора корабля. Тут все просто: нет углов - нет точек концентрации напряжений. А еще это красиво!

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке