Иллюминатором называется круглое или овальное окно в корпусе самолета или корабля - как правило, герметичное. Когда самолеты летали гораздо медленнее и ниже, чем сейчас, окна делали квадратными - так проще и в некотором смысле как-то привычнее.
Затем авиалайнеры постепенно поднимались все выше и выше - чтобы сократить расходы на топливо, поскольку с набором высоты уменьшается сопротивление. Однако, когда самолет набирает высоту, давление снаружи падает быстрее, чем внутри, поэтому его корпус расширяется.
На эту тему
Это приводит к тому, что в материале корпуса возникает напряжение, которое постоянно растет и может достигнуть предела - когда фюзеляж начнет разрушаться. После двух громких авиакатастроф в 1954 году инженеры провели ряд испытаний и обнаружили, что до 70% нагрузки на фюзеляж самолета в ходе полета приходится на острые углы иллюминатора.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
Напряжение концентрируется в углах прямоугольника - пока однажды не приводит к разрушению конструкции. Вот так и появились круглые иллюминаторы - такая форма обеспечивает равномерное распределение давления и помогает избежать ущерба, вызванного чрезмерной концентрацией нагрузки.
Круглое - и округлое тоже! - отверстие меньше ослабляет конструкцию, в которой оно проделано. А еще их проще было делать, поскольку раньше рамы иллюминаторов изготавливали из литых латунных заготовок обработкой на токарных станках.
Читайте также
С тех пор авиаперелеты стали намного безопаснее - тем более после изобретения реактивных двигателей. И точно из таких же соображений инженеры выбрали круглую форму для иллюминатора корабля. Тут все просто: нет углов - нет точек концентрации напряжений. А еще это красиво!