Читайте также
- Как изменилось сексуальное поведение французов за последние десятилетия?
- Какой самый загадочный город Европы стоит посетить в 2024 году
- Time Out составил список самых "крутых" районов мира
- Марсель - первый среди французских городов по количеству автоугонов и краж запчастей
- Во Франции все больше антисемитов
Нет, не греческие, а самые что ни на есть французские. "Новые Афины" - центральная часть девятого округа Парижа, расположенная между Монмартром и Оперой Гарнье. Сюда туристы заглядывают крайне редко, хотя именно здесь витает настоящий дух романтизма.
За аркой дома номер 16 по улице Шапталь находится один из самых загадочных музеев французской столицы - Музей романтической жизни. Двухэтажный особняк с зелеными ставнями, прилегающий к нему зимний сад и чайный салон уютно скрываются во внутреннем дворике с зелеными насаждениями и розовыми клумбами. Этот музей по праву можно назвать "атмосферным местом". Он находится в сердце квартала, где в начале XIX века жили многие художники, писатели и композиторы направления романтизма.
В период полного расцвета "Новых Афин" в 1830 году здесь поселился и голландский художник Ари Шеффер. Он построил особняк и две мастерские, где каждую пятницу устраивал приемы, посетителями которых были многие известные личности, в том числе и те, кто проживал по соседству, например, Жорж Санд и ее возлюбленный Шопен. Сегодня перо и чернильница французской писательницы, а также слепок руки, сделанный еще при жизни великого композитора, хранятся в Музее романтической жизни.
Несмотря на свою многолетнюю историю, достопримечательностью особняк Шеффера стал совсем недавно. 45 лет назад он перешел во владение французской столицы, которая решила создать на этом месте посвященный романтизму музей. Почему же не дом-музей Ари Шеффера? На то есть несколько причин. Во-первых, потомки художника решили большую часть его личных вещей и работ передать в наследство не Парижу, а его родному городу Дордрехту. Во-вторых, в музее считают, что хотя Ари Шеффер и имел в свое время большой успех на выставках и салонах, сегодня широкой публике он малоизвестен, несмотря на то, что он является неотъемлемой фигурой эпохи "романтиков", таких как Жерико и Делакруа, с которыми Шеффер учился вместе искусству живописи.
За несколько десятилетий музею удалось приобрести или же получить в качестве дарования некоторые работы Ари Шеффера, а также его современников. Сегодня дирекция продолжает искать у коллекционеров и галерей культовые картины эпохи романтизма, которые можно было бы включить в постоянную коллекцию.
Два раза в год в музее проходят также временные выставки. Последняя, под названием "Романтический Париж 1815–1848 годы, Литературные салоны", завершилась в сентябре этого года. В самом музее раз в месяц проходят не только литературные, но и музыкальные салоны. В отличие от времен Шеффера, сегодня они проходят не по пятницам, а в понедельник или четверг.
"Эти события являются частью богатого наследия. Пространство, предназначенное изначально для показа коллекций, становится местом встречи живописи, литературы и музыки. В центре зала, который когда-то был мастерской Шеффера, стоит фортепиано. На нем музыканты играют во время концертов. Они проходят в очень домашней обстановке, поскольку зал вмещает не более пятидесяти человек. Люди приходят на эти мероприятия еще и для того, чтобы окунуться в атмосферу той эпохи. Они приходят послушать музыку в окружении этих картин и старинной библиотеки. Таким образом создается синтез разных видов искусств. В ходе приемов, которые организовывал Ари Шеффер, художник демонстрировал публике свои картины, и здесь всегда звучала музыка. В этом доме играли Шопен, Лист… И то, что мы делаем сегодня, не искусственное воссоздание прошлого, а продолжение заложенных традиций, которое дает возможность посетителям прикоснуться к прошлому и понять, что такое романтизм сегодня", - говорит директор музея Гаэль Рио.
Музей романтической жизни Парижа также проводит выставки современного искусства. В начале 2020 года здесь пройдет экспозиция под названием "Сердца", на которой будут представлены около сорока работ, представляющих сердце как орган и как метафору любви и созидания. Дата вернисажа также выбрана символической: 14 февраля, в День святого Валентина.
Елена Габриелян