Zahav.ТуризмZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+38+26
Иерусалим
+35+26

Туризм

А
А

Так путешествовали аристократы. Что такое гран-тур?

Что путешествовать - это круто, мир решил с легкой руки этих первых туристов. Но как проходили первые туры и чему именно они должны были научить?

Юлия Барило
24.07.2021
Источник:34travel
Фото: Getty Images / The Print Collector / Heritage Images

В средневековье путешествие было понятием негативным, ассоциировалось с испытанием и невзгодами - а потом случилась эпоха гран-туров. Молодые аристократы-англичане отправились путешествовать по Европе, чтобы таким образом завершить свое образование. За британцами подтянулись другие европейцы, появились путеводители, сувениры. С легкой руки этих первых туристов мир пришел к выводу, что путешествовать круто. Но как проходили те первые туры и чему именно они должны были научить?

Что такое гран-тур?

О путешествии как о важной части образования заговорили в XVII веке в Англии. Британцы поняли, что у каждого народа есть свои национальные черты и традиции. А чтобы избавиться от узости мышления и ограниченного восприятия мира, необходимо этот мир повидать. Нужно стать космополитом, чтобы быть хорошим политиком, нужно познакомиться с античным искусством, чтобы совершенствоваться в профессии художника или архитектора. Нужно пообщаться с людьми, которые в противовес английской чопорности владеют изящными манерами.

Конечно, в далеком XVII веке вояж вполне себе напоминал Одиссею. В одном из первых путеводителей так прямо и написали, что путешествие - "это одно из неудобств нынешнего мира, и только любопытные с ним могут смириться". Любопытные и молодые, ведь первые туры по материку стали частью образовательной программы, еще одним учебным форматом. Примерно, как съездить на стажировку по Эразмус и познать мир и жизнь через собственный опыт.

Идея путешествовать прижилась настолько, что уже скоро аристократы-европейцы (в основном, англичане, французы и немцы) стали чувствовать себя неполноценными, не повидав Европу. Это культурное паломничество стало необходимым, чтобы считаться образованным человеком. В XVIII веке даже случились первые проявления массового туризма: в год по Европе передвигались порядка 40 тысяч путешественников. Кто-то пешком, кто-то на личной карете, загруженной сундуками и книгами, туристы отправлялись в путь, чтобы увидеть самые культурные европейские города.

По каким маршрутам путешествовали аристократы?

В гран-тур уезжали на несколько месяцев, а то и лет. Возьмем для примера классический маршрут англичан, потому как именно они протоптали первые тропы по континентальной Европе.

Евротоннель под Ла-Маншем построили лишь 27 лет назад, поэтому молодые англичане, которые отплывали из Дувра в Кале, рисковали заболеть морской болезнью или даже потерпеть кораблекрушение. Но по ту сторону канала ждала такая популярная в те времена Франция. Туда ехали практиковать язык - в XVII-XVIII веке именно французский был международным. Париж был легким и веселым этапом путешествия: торжественные обеды, танцы и общение с местной элитой.

Но дальше предстоял нелегкий путь: остановка в Швейцарии и пересечение Альп, чтобы добраться до Италии - основной точки гран-тура. Горы без тоннелей, хороших дорог и мостов легко не давались. Богачи нанимали слуг, которые разбирали их карету, багаж и переносили все на ту сторону перевала. Другие продавали карету и лошадей в Швейцарии и проходили путь пешком.

Гран-тур был путешествием за искусством и культурным просвещением, и Италия была обязательным пунктом поездки. В то время в моду как раз уже вошел классицизм, и все античное, чего в итальянских городах хоть отбавляй, стало примером для подражания. Плюс еще итальянское Возрождение, христианские святыни, природа, люди - в общем, мечта путешественника-исследователя.

В Италии посещали города три, а то и больше. Ездили посмотреть на богатую Венецию, фрески да Винчи в Милане, работы Микеланджело во Флоренции. Но так или иначе все дороги вели в Рим, где зарождалась в свое время западная цивилизация. А когда в 1748 году раскопали Помпеи, маршрут гран-тура удлинился. Такое аристократы XVIII века пропустить не могли.

На обратном пути путешественники посещали Германию, иногда и Австрию, а потом путники отправлялись в Голландию и Фландрию, чтобы снова пересечь Ла-Манш и вернуться домой. Маршрут часто менялся, в зависимости от доступных средств, времени и желаний. Байрон, например, изъездил Испанию и Балканский полуостров. Греция тоже была популярна своим античным наследием. Моцарт с семьей поездил по северной Европе, но не доехал до Италии. Гете, наоборот, так детально объехал итальянский сапожок, что выпустил свои дневники под названием "Итальянское путешествие".

Быт в гран-турах

Средний возраст молодых аристократов, которых родители отправляли в гран-тур, был 15-21 год. В таком масштабном странствии они могли не только потеряться, но и забыть свою цель - образовываться, то есть посещать галереи, церкви, ученых мужей и влиятельные семьи.

С детьми отправляли наставников (их называли цицеронами), которые в пути рассказывали ученикам про искусство, архитектуру, учили языкам и в целом присматривали за своими подопечными (что вряд ли было легко, учитывая возраст путешественников). Байрон, например, убеждал своих наставников, что путешествие предполагает знакомство с пороком, чтобы в старости иметь голову на плечах. За 22-летним писателем Уильямом Бекфордом недоглядели: ему пришлось уничтожить некоторые свои дневники из-за излишней эротичности.

Но не так просто отправить детей в путешествие по Европе, пусть даже с цицероном, если на дворе XVII век. Постоялые дворы уже встречались повсюду, но как не попасть в те, где кровать с клопами и блохами? И что вообще брать в такой долгий трип? К гран-туру готовились месяцами, а то и годами. И именно для комфорта таких культурных паломников стали появляться первые путеводители с советами брать простыни, одеяла, даже небольшую кровать по возможности и надевать ночную рубашку прямо на одежду.

В конце XVIII века популярным путеводителем стал гайд от английской писательницы Марианны Старк. Она описала маршруты по Италии и Франции с учетом важных практических деталей: нужные документы, багаж и подробные цены на продукты. В ее книге даже были первые отзывы-рейтинги мест, где можно остановиться и поесть.

Познавательной же информации о достопримечательностях даже к путешествию Гете (а это 1786 год) было столько, что писатель не боялся упустить деталей:

"Я испытывал большой соблазн хорошенько рассмотреть все товары, но … спешу вперед. Утешением мне служит то, что при нынешнем процветании статистики все это, вероятно, уже черным по белому стоит в книгах, и, по мере надобности, у них можно почерпнуть любые сведения". ("Итальянское путешествие", Гете)

Путешествия тогда, как и сегодня, отличались по уровню комфорта. Ирландская писательница Маргарита Блессингтон ездила по миру в своей повозке, которая заменяла ей жилье. Там были матрасы, подушки, туалетный столик и даже небольшая библиотека. Байрон катался с собственным зверинцем - животные нужны были для развлечений и для свежего обеда. Чарльз Диккенс ездил со своей семьей в фургончике, который тянули 4 лошади.

Путники с бюджетом поскромнее передвигались на почтовых каретах. А это дни и недели в компании чужих людей, теснота, запахи и нередкие аварии, когда кареты переворачивались, разбивались, а вещи улетали в грязь.

"Почтальоны так гнали, что у меня голова шла кругом, и хоть досадно мне было с ужасающей быстротою мчаться по этим дивным местам, да еще ночью, но в глубине души я был рад, что попутный ветер гнал меня навстречу моим желаниям". ("Итальянское путешествие", Гете)

Во времена гран-туров появились и сувениры. Не магнитики, но картины с увиденными местами скупали путешественники на память о поездке. Местные художники рисовали самые популярные места - и так зарабатывали на туристах.

Римский художник Помпео Батони прославился портретами участников гран-туров - таким образом он предопределил традицию делать фото на фоне достопримечательностей. Так как случилось это во времена классицизма, изображать путешествующих аристократов было принято на фоне римских руин, какой-либо античной статуи или в образе известного персонажа. Вот, например, портрет английского дворянина Ричарда Миллес во время его приезда в Рим. На картине для антуража присутствуют бюст Марка Аврелия и античные колонны.

Фото: Wikipedia

Гете тоже без портрета из Италии не уехал. У него на фоне руины римского города Тускул и акведука.

Читайте также

С самыми богатыми аристократами, помимо слуг и наставников, путешествовали и художники-портретисты, которые запечатлевали самые важные моменты и места для господ.

Желание прихватить что-нибудь с собой на память у туристов тоже существовало всегда. Например, сувенирами часто служили камушки из Помпей, а Гете покушался на камень, из которого строили иезуиты.

"Он зеленоватого цвета, с примесью кварца… Один кусок его показался мне весьма поучительным и примечательным, но уж очень он был тяжел, а я поклялся не таскать с собою камней в этом путешествии". ("Итальянское путешествие", Гете)

Какой вклад в культуру внесли гран-туры?

Гран-тур сильно повлиял на путешественников того времени. Мы знаем это из произведений, написанных под впечатлением от поездок. В сюжете "Паломничества Чайлд-Гарольда" лежит именно такое странствие. Идея "Франкенштейна" пришла в голову Мэри Шелли тогда, когда она путешествовала по Швейцарии и в компании друзей читала немецкие рассказы о привидениях. Отчеты, письма, дневники опубликовали очень многие путники, среди них Фрэнсис Бэкон, Марк Твен, Николай Карамзин, Стендаль.

Со временем рамки гран-тура расширились. В путешествия стали отправляться и богатые молодые леди. Также поездки не обязательно уже ассоциировались с молодежью, вылазки в Европу начали делать путешественники всех возрастов. Количество гран-туров уменьшилось, когда произошла французская революция, а потом начался период наполеоновских войн. А в XIX веке передвигаться стало проще и дешевле, к тому же, появилась железная дорога. Посещать другие страны могла уже не только аристократия, поэтому эпоха путешествий ради образования подошла к концу.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке