Zahav.ТуризмZahav.ru

Пятница
Тель Авив
+31+26

Туризм

А
А

Израильские археологи раскрыли один из секретов Гробницы праотцев

Гробница праотцев в Хевроне была местом паломничества и религиозного поклонения еще в период Первого Храма.

26.07.2020
Источник: Детали
Фото: Getty Images / Reza

"Таким образом, нам удалось заполнить историческую лакуну размером в несколько сотен лет", - сказал "Деталям" соавтор проведенного исследования, профессор археологии Ариэльского университета Давид Бен-Шломо.

Гробница праотцев в Хевроне - священное место как для евреев, так и для мусульман. В иудаизме это - второе по святости место после Храмовой горы, потому что, согласно Торе (Быт., 23:16), праотец Авраам купил пещеру и всю прилегающую территорию за "четыреста шекелей серебра", чтобы превратить пещеру в родовую усыпальницу праотцев еврейского народа. И евреи, и мусульмане верят, что здесь покоятся тела самого Авраама и его жены Сары, а также Ицхака и Ривки, Яакова и Леи.

Гробница праотцев называется на иврите "меарат ха-махпела", что можно перевести, как "двойная пещера". По поводу этимологии этого названия между учеными по сей день ведутся споры, однако исследования последних лет и, в особенности, недавнее открытие израильских археологов, опубликованное в свежем номере научного журнала Israel Exploration Journal, допускает шутливое толкование ивритского названия, как "пещера с двойным дном", "пещера с секретом".

- Гробницей праотцев принято называть монументальное каменное строение в древней части Хеврона, - рассказывает Давид Бен-Шломо. - Исторические источники утверждают, что это крупное сооружение с 12-метровыми стенами было возведено в период царствования Ирода Великого, то есть в I веке до новой эры.

На протяжении веков Гробница праотцев переходила из рук в руки. Во времена Второго Храма здесь была синагога, затем, в византийскую эпоху, христиане превратили ее в православную церковь, но продолжали пускать еврейских паломников через отдельный вход в специально отведенное помещение. Позже, когда возник ислам и Хеврон завоевали арабы, церковь переделали в мечеть, но помещение синагоги не тронули.

Затем пришли крестоносцы, и мечеть превратилась в католическую церковь. Но за небольшую мзду евреям разрешалось спускаться в пещеру и молиться. Лишь начиная с XIII века, после завоевания Хеврона мамлюками, вход в пещеру евреям и христианам был запрещен. Евреям было позволено лишь подняться на несколько ступеней лестницы, расположенной на внешней стороне восточной стены, вознести молитву и вставить записку в отверстие в стене, возле четвертой ступени.

Только в 1967 году, после Шестидневной войны, евреи вновь получили доступ к одной из своих важнейших святынь.

Из многих исторических источников известно, что здание, возведенное во времена царя Ирода, стоит на фундаменте более ранней постройки, которую было принято относить к периоду Хасмонеев - II веку до новой эры. Однако археологические раскопки здесь никогда не проводились. Первая небольшая группа исследователей спустилась в древнюю пещеру лишь в 1981 году. Они обнаружили там человеческие кости и глиняную посуду. Фрагменты четырех глиняных сосудов - миски, чаши, кувшина и горшка - они поместили в Музей Иудеи в Кирьят-Арбе.

Но за минувшие 40 лет технологии, которыми пользуются археологи, значительно развились, пополнившись тонкими методами исследований, заимствованными из физики, химии, материаловедения и петрологии - науки о минералах и горных породах. Мы взяли образцы сосудов из музея и провели ряд композиционных анализов.

Результаты оказались удивительными. Возраст артефактов, как выяснилось, составляет примерно 2700 лет. То есть посуда изготовлена в VIII веке до новой эры. Нам удалось установить, что лишь два из четырех сосудов сделаны в самом Хевроне, тогда как материал двух других сосудов характерен для иерусалимской глиняной посуды того исторического периода.

Наше открытие подтверждает слова о Гробнице праотцев, приведенные в Торе. Велика вероятность того, что пещера-усыпальница, в которой похоронены еврейские патриархи и их жены, было местом поклонения и паломничества еще в период Первого Храма.

- Можно ли утверждать, что сосуды, о которых идет речь, принесли в пещеру именно евреи? Насколько известно, материалы, которыми пользовались древние евреи, отличались от остальных по соображениям кошерности.

- Нет, евреи стали использовать особые материалы гораздо позже того периода, о котором мы говорим. Поэтому утверждать можно лишь одно: в эпоху Первого Храма пещера уже имела особую религиозную функцию, и ее посещали паломники из других географических мест. Остается открытым вопрос, когда именно в пещере перестали хоронить людей, и кто, кроме упомянутых в древних рукописях еврейских патриархов, там похоронен.

Наши исследования продолжаются. Весьма вероятно, что нам удастся обнаружить в материале сосудов следы органических соединений, чтобы понять, что именно в них хранилось и как именно они использовались.

Читайте также