"Соломинкой, переломившей верблюжий горб, стал инцидент, случившийся месяц назад. В начале марта в аэропорту им. Бен Гуриона задержали для проверки мэра Киева Виталия Кличко и двух его заместителей. Несмотря на то, что они прибыли в составе официальной украинской делегации для участия в международной конференции мэров в Иерусалиме". Алекс Миллер, в прошлом депутат кнессета, а ныне — советник консалтинговой компании и бизнес-партнер компании All Stars IT, рассказал "Деталям" о причинах непрекращающихся инцидентов в аэропортах Бен Гурион и Борисполь, когда пограничники отказывают во въезде то украинцам, то израильтянам.
- Я работаю на компанию, которая занимается в Украине аутсорсингом для израильских компаний в сфере программирования. Соответственно, часто бываю в Киеве и встречаю, бывает, в аэропорту Борисполь представителей тех или иных израильских фирм. И каждый раз, когда кто-то прибывает в украинскую столицу, меня спрашивают: пустят или не пустят? Придется терпеть унизительные проверки или нет? Поверьте, мне очень неприятно все это выслушивать, — говорит Миллер.
По его словам, Кличко – не единственный высокопоставленный украинский чиновник, не слишком ласково встреченный пограничной службой Израиля. Проверке подвергли не так давно и министра образования Украины Лилию Гриневич, потребовалось вмешательство канцелярии министра внутренних дел Израиля, чтобы избавить ее от этой процедуры.
МВД отвечает на критику подобных действий: после введения безвизового режима между нашими странами резко возросло число украинцев, остающихся в Израиле на нелегальном положении в поисках работы. Некоторые обращаются в Управление иммиграции и народонаселения с просьбой предоставить им статус беженца. Подав такой запрос, заявитель получает защиту от депортации до принятия решения и, согласно международной конвенции о беженцах, может в это время легально работать в Израиле. Раньше на рассмотрение таких просьб уходило от полутора до трех лет, и к такой «уловке», чтобы иметь возможность заработка, прибегли тысячи людей — более того, сложился целый израильско-украинский синдикат, занимавшийся поставкой рабочей силы. Начиная с наставлений и соответствующего оформления еще в Украине, вербовщики обещали потенциальным мигрантам дешевое жилье и работу – за вознаграждение. В Израиле их принимали, помогали с подачей заявления, а затем сразу же направляли на работу.
Читайте также
- В прошлом году Израиль принял менее миллиона туристов
- Названы самые пунктуальные авиакомпании и аэропорты мира 2024 года
- 4 предмета, которые не стоит класть в ручную кладь, чтобы быстрее пройти досмотр
- "Хватай и иди": В аэропорту "Бен-Гурион" можно будет купить готовую еду в полет
- К концу месяца пассажиропоток в "Бен-Гурионе" обещает значительно усилиться
Это и вызвало желание перехватить нелегалов еще до въезда. С этим, говорят в МВД Израиля, и связано ужесточение проверок. По данным МВД, только в 2018 году из прибывших в Израиль по туристической визе жителей Украины осталось в Израиле на нелегальном положении примерно 7-8 процентов. В 2017 году МВД отказало во въезде 8453 гражданам Украины, а в 2018 – 7037.
- Украина решила не оставаться в долгу, — говорит Алекс Миллер. – Израильтян в аэропорту Борисполь останавливают выборочно, но проверяют жестко, задерживают надолго, порой возвращают обратно.
-Неужели нельзя решить эту проблему более цивилизованно?
- Два года назад в Киев приезжал министр внутренних дел Израиля Арье Дери. Он обсуждал эту тему на высоком уровне — и с коллегой из украинского МВД, и с высокопоставленными сотрудниками украинского МИДа. Были сделаны по этому поводу определенные заявления, декларировались какие-то намерения, но ситуация не то, что не изменилась — она продолжает ухудшаться с каждым днем. Контакты на уровне чиновников продолжаются, но реального решения, которое устроило бы украинскую сторону, пока не принято.
- Но ведь и израильтян можно понять — что делать стране с тысячами нелегалов?
- Власти Украины прекрасно осознают проблему, с которой столкнулся не только Израиль, но и многие европейские страны: туда приезжают украинцы, остаются на заработки, и речь идет не об единичных случаях, а, действительно, о наплыве людей. С этим никто не спорит, и тему эту никто не замалчивает. Но в данном случае все же речь идет об отношении к украинским туристам вообще, то есть все вдруг подпадают под подозрение.
Я уже не говорю, что такое отношение отталкивает потенциальных туристов. До того, как начались эти пограничные конфликты, три года назад взаимообмен туристами между Украиной и Израилем дошел до полумиллиона человек. А затем стал резко падать. Одно дело, когда в страну не впускают тех, кто не отвечает принятым в стране законным критериям и правилам. Но почему отношение к тем, кто никоим образом не нарушает закон, такое же, как к нарушителям? Очевиден же факт: если человек прибывает из другой страны, не Украины, к нему — никаких претензий. Но проверки украинцев, которые я и сам наблюдал, действительно, бывают унизительными. Да, проблему нелегалов надо решать, но не столь топорно.
- Такое возможно?
- Было бы желание! Приняли же решение, сократившее срок рассмотрения заявлений о предоставлении статуса беженца! Ограничили же возможность подачи заявлений гражданами Луганска и Донецка. В результате с 7 711 заявлений о предоставлении убежища, поданных в 2017 году, число запросов сократилось до 1765 в 2018 году.
- Украинцы недовольны отношением к ним. А израильтяне?
- Они не понимают, что вообще происходит. Сегодня велик поток израильтян в Украину, и есть встречный – в Израиль. А вся эта ситуация вредит отношениям между двумя странами.
- И что делать?
- Убедить Арье Дери, что страсти уже накалились до предела, и, если не утихомирить их, это может привести к еще менее желательным последствиям — например, к отмене безвизового режима, или даже к волнениям и протестам в Украине, к волне негатива по отношению к нашей стране.
- Кто дает установку пограничникам, как себя вести?
- Такого рода решения не принимает начальник смены или руководитель погранслужбы в аэропорту. Понятно, что решение — политическое, и принимается оно в министерском кабинете. Двум министрам внутренних дел, Израиля и Украины, стоит договориться между собой и поручить своим погранслужбам прекратить беспредел. Он же не на день не останавливается! Несколько дней назад мне снова позвонили и сообщили, что задержали группу из двадцати человек из Израиля… В результате, как мне стало известно, на этом уже стали «делать деньги»: люди кому-то платят, чтобы их провели через границу, не задерживая.
- Судя по всему, ни той, ни другой стороне сейчас не до этого, поскольку в обеих странах выборы…
- Арье Дери мог бы, не дожидаясь результатов выборов, приказать пограничникам изменить отношение к украинским туристам. Я говорю не о пропускной системе, а о самом отношении к приезжающим — оно не должно быть столь бесчеловечным, унизительным.
А если Дери не хочет этим вопросом заниматься, тогда им должен заняться премьер-министр. Потому что это все проецируется на внешнеполитическую ситуацию. Украина сегодня — партнер и друг Израиля по очень многим вопросам, и терять такого партнера только потому, что министр внутренних дел не хочет решить конкретную, точечную проблему, просто глупо.
Марк Котлярский