Во Франции аномальная жара. Французы справляются с высокими температурами, как могут: засиживаются в оснащенных кондиционерами офисах, стараются пользоваться транспортом рано утром или после захода солнца, раскупают в супермаркетах мороженое и, конечно же, стараются как можно чаще выбираться на пляжи.
Как пишет журналист Le Monde Анна Шеман, любые пляжи — в том числе и французские — существуют по сложным неписаным правилам. Именно благодаря им мы не рассматриваем с любопытством купальщика, растянувшегося на соседнем шезлонге, и не осуждаем других посетителей пляжа за выбор купального костюма. Так каковы эти правила и как они менялись?
Разделенный "Атом"
История пляжного отдыха неразрывно связана с культурой обнажения и отношения к человеческому телу. Антрополог Жан-Дидье Урбен отмечает, что в XIX веке пляжный костюм "должен был быть просторным, даже пышным, чтобы не только защищать и скрывать тело от жары, но и размывать его контур и чувственность. Прежде всего следовало скрыть силуэт и форму от окружающих".
В конце XIX века такой подход породил "движение за освобождение тела" и дал стимул для развития философии натуризма, в основу которой легла вера в то, что свежий воздух и солнце могут излечивать ряд недугов. По словам профессора Анжерского университета Венсана Коеффэ, эта идея заставила людей иначе взглянуть на собственное тело и переосмыслить пляжный отдых: "В период между двумя мировыми войнами женщины-представительницысоциальных и культурных элит начали мало-помалу раздеваться на пляжах, обнажая руки и ноги, чем вызывали критику со стороны консервативно настроенной части общества".
Le Monde напоминает, что в 1907 году актриса и пловчиха Аннет Келлерман появилась на пляже в слитном купальном костюме, напоминающем современные купальники. Облегающее одеяние не только стоило Келлерман ареста за непристойный вид, но и дало толчок развитию индустрии купальных костюмов. В 1920-е годы купальник типа "Келлерман" носили практически на всех французских пляжах, а в начале 1930-х ему на смену пришел раздельный купальник. Модель 30-х годов впервые обнажала женский живот, но все еще скрывала пупок.
В 1946 году модельер Жак Эйм придумал модель "Атом" — усовершенствованный вариант раздельного купальника. До привычного современному человеку вида раздельный купальник довел француз Луи Реар. Именно он создал бикини —модель, состоящую из узких не доходящих до талии плавок и бюстгальтера. Название она получила в честь тихоокеанского атолла Бикини, на котором за несколько дней до презентации купальника Соединенные Штаты провели ядерные испытания. Это совпадение позволило Реару использовать в рекламной кампании своего детища слоган "Бикини — это разделенный Атом!".
Кальсоны благопристойности
Создание бикини стало событием столь же революционным, как и ядерные испытания. Историк Кристоф Гранже рассказывает, что по мере того, как менялась культура отношения к обнаженному телу, менялись и правила поведения на пляжах. Во французской полиции, к примеру, существовало особое подразделение, занимавшееся контролем поведения на пляжах. В 1837 году представители этой "пляжной полиции" разделили побережье в Гранвиле в Нормандии на три сектора: для купания женщин, для купания обнаженных мужчин и, наконец, для купания мужчин одетых. Отдельно подчеркивалось, что мужчинам запрещено прогуливаться или останавливаться у зоны, отведенной для купания дам.
Позже в центре внимания правоохранительных органов оказался внешний вид купальщиков. По словам Гранже, с середины 20-х годов количество арестов за неподобающее одеяние на пляже многократно выросло. Но не только полицию интересовал облик посетителей пляжей: в 1933 году мэрия города Молльетс-э-Маа на побережье Бискайского залива сочла многие купальные костюмы непристойными и установила дресс-код. На пляже можно было появляться в костюме, «полностью закрывающем торс, таз и верхнюю часть нижних конечностей».
В 1934 году мэрия города Ла-Рошель предписала купальщикам передвигаться от места своего жительства до пляжа исключительно в застегнутом на все пуговицы халате, полностью закрывающем тело. А мэр города Булонь-сюр-Мерввел обязательное ношение спортивных кальсон "во имя порядка и благопристойности".
Спустя 30 лет, в 1964 году на экраны французских кинотеатров вышла комедия Жана Жиро "Жандарм из Сен-Тропе" с Луи де Фюнесом в главной роли. Его персонаж жандарм Людовик Крюшо вместе с коллегами борется с нудистами на побережье курорта. И хоть сюжет и кажется удачной выдумкой сценаристов, он не так уж далек от французских реалий 60-х годов. В одно время с выходом фильма на пляжах Лазурного берега купальщики все чаще стали облачаться в монокини — костюм, состоящий из плавок на бретельках. Министр внутренних дел Франции того времени Роже Фрей выпустил предназначенный всем мэрам циркуляр, в котором говорилось о том, что ношение подобного одеяния — практика непристойная, и что люди, появляющиеся на пляже в монокини, должны преследоваться судом.
Читайте также
Уважительное невнимание
Между тем, по мнению Венсана Коеффэ из университета Анжера, попытки установить административный контроль за территориями пляжей не были самой большой проблемой прогрессивных купальщиков. "Пляж кажется местом свободы, толерантности и искренности, местом, предназначенным для воссоединения с природой. Но это из разряда фантастики: пляж — место социального взаимодействия, работающее в соответствии с очень сложными установками, регулирующими в деталях внешний вид, жесты, позы и взгляды", — рассказывает эксперт.
Коеффэ основывается на выводах немецкого социолога Норберта Элиаса, который еще в 1930-е годы заинтересовался вопросом взаимозависимости людей в обществе, в том числе и ее проявлениями на пляжах. Согласно Элиасу, стремление освободиться от одежды у воды формировалось у представителей западного общества с XV по XIX век из-за традиции заглушать эмоции и чувства. "Наши спортивные и купальные обыкновения и свободы, которые мы себе предоставляем, — признак общества, в котором самое большое ограничение исходит от самого человека", — писал Элиас. Коеффэ с этим согласен. Он считает, что мы так долго и столь многое себе запрещали, что воспитали в себе самоконтроль. Именно он позволяет нам сосуществовать на пляжах и спокойно воспринимать наготу, в то время, как при иных обстоятельствах она вызвала бы осуждение или чрезмерное любопытство. Коеффэ называет этот главный принцип пляжного этикета "уважительным невниманием".
Анна Тихомирова