Опасность упасть за борт реальна не только для пассажиров огромных круизных судов - туристы часто используют большие и маленькие паромы для путешествий из страны в страну или между островами, и многие из них по-настоящему боятся водного транспорта. Согласно статистике, только в прошлом году за бортом пассажирских судов оказались 27 человек, а всего с 2000 годы упавших в море в десять раз больше - 270 человек. В статистику попали не только пассажиры, но и члены экипажей, пишет Telegraph.
Частые причины падения за борт - попытка суицида и алкогольное опьянение, однако известны и случаи убийств. В 2015 году 22-летний американец Фрэнк Джейд пропал с круизного лайнера Royal Caribbean. К счастью, несколько часов спустя экипаж судна Disney Cruise Line заметил его в воде и спас. А совсем недавно в водах Атлантики удалось спасти британскую пенсионерку, которая пыталась вплавь добраться от берега до своего круизного лайнера.
Так каковы же шансы выжить у человека, оказавшегося за бортом корабля? Их не очень много, но нельзя терять надежды, утверждают эксперты. Очень многое зависит от погодных условий, температуры воды и расстояния от лайнера.
Читайте также
"Первые несколько секунд очень важны", - говорит океанограф университета Саутгемптона, доктор наук Саймон Боксолл. Упавшему с большей высоты человеку грозит перелом конечностей, потеря сознания, и в результате - быстрое утопление. При падении в холодные воды у жертвы возникнет ответная реакция на холодовой шок - резкое снижение температуры тела повлечет за собой непроизвольный возглас, глотание соленой морской воды и смерть от утопления. По мнению профессора Портсмутского университета, эксперта по выживанию и соавтора книги "Основы выживания в море" Майка Типтона, в 60 процентах случаев смерть в холодной воде наступает в первые секунды после погружения в море. Поэтому даже если падение будет замечено, то пока экипаж корабля примет меры, может быть слишком поздно. Еще 20 процентов умирают от переохлаждения, пробыв в воде более 30 минут. А остальные 20 процентов могут умереть во время спасения - удивительное явление, но эксперты объясняют его внезапным расслаблением организма и незнанием правил оказания первой помощи.
Температура воды, несомненно, ключевой фактор, и шансы выжить повышаются при падении за борт корабля в тропических водах Карибского моря, нежели в прохладном Северном море. Как правило, при температуре воды 5 градусов гипотермия наступает через 60 минут, при 10 градусах - через 2 часа, при 15 градусах - через 6 часов. "Если же температура воды превышает 25 градусов, то здесь уже опасность таит не холод, а акулы", - говорит профессор Типтон. Однако случаи нападения акул на человека очень редки.
Упавший за борт человек должен помнить, что реакция на холодовой шок вполне нормальна и пройдет через пару минут. Не нужно делать резких движений, чтобы не потратить энергию и тепло. Холод обездвиживает жертву (т.е. вам не поможет ни спасательный жилет ни собственные руки). Типтон советует при плавании шевелить, в основном, ногами, так как вытянутые руки способствуют большему охлаждению тела. В воде температурой ниже 25 градусов не стоит интенсивно двигаться, чтобы не растратить большое количество тепла. Интенсивное плавание в спокойном море привлечет внимание спасателей, а в неспокойных водах лишь резко уменьшит вероятность спасения жертвы.
"Искать человека, выпавшего за борт, для спасателей то же самое, что искать иголку в стоге сена", - говорит доктор Боксолл. Для тех, кто сумел пережить первые минуты ужаса, главное - не терять силы духа. "Сохраняйте позитивный настрой и не сдавайтесь, - советует профессор Типтон. - В воде температурой 15 градусов у вас есть шанс продержаться 6 часов. Просто не расслабляйтесь, даже во время спасения".