Три дня по набережной Бат-Яма гуляли восьмиметровые жирафы. Таким зрелищем порадовал нас 18 Международный фестиваль уличных театров, который заканчивается в субботу вечером. Кто не был там, много потерял.
...А может быть, это были инопланетяне, которые произошли от жирафов, как мы от обезьян? Может быть, они хотели контакта с людьми? Может быть, их заворожила музыка, которую они слышали впервые, потому что на их планете она отчего-то не появилась. Наконец, может быть, им понравилась какая-нибудь акробатка, и они решили забрать ее с собой?
У Сэмюеля Беккета как-то спросили, чем кончается его пьеса. Он ответил: "Современные пьесы ничем не кончаются". Сейчас Беккет – давно уже не современность, а классика. По-настоящему современные пьесы кончаются (и начинаются) не только ничем, но и непонятно, когда, их действие происходит непонятно, где. Деление на актеров и зрительный зал - чисто условно, а смысл происходящего понимать вовсе не обязательно. Это я к тому, что смысла 45-минутного перфоманса Les Girafes, представленного французской труппой Compagnie off, - одной из самых известных трупп европейского уличного театра, так и остался мне непонятен. Что не отменяло праздничности происходящего. Страсти, разыгранные жирафами, смотрелись невероятно празднично, фотографии дают лишь частичное представление об этом.
"...У фестиваля есть такие поводы: успехи, праздник, встреча, проводы..." Сказано, помнится, про кое-что другое, но очень подходит к отношению к израильтян к фестивалям. Их проводится много, а в иные дни Израиль - это просто какая-то страна Фестивалия. Удивительно, как органично вписалась в менталитет коренных израильтян эта форма общественной жизни. Для многих из них (из нас) фестиваль – как наркотик. Так вот, если составить такой неформальный рейтинг израильских фестивалей, то на первое место в нем мог бы претендовать Международный фестиваль уличного театра в Бат-Яме.
Не факт, что он это место бы завоевал. Может быть, нашлись бы и более достойные претенденты. Скажем, Фестиваль альтернативного театра в Акко, который традиционно проводится в осенние праздники. Но претендовать мог бы с полным правом. По сравнению с Акко, в Бат-ямском фестивале меньше театра, и, я бы сказал, больше улицы. Но он совершенно не уступает прославленному северному собрату по своей завораживающей силе. Однажды мне довелось наблюдать, как местная городская сумасшедшая - из тех расфуфыренных дам, что ходят по городу с магазинными тележками со всяким скарбом, под влиянием общей атмосферы на набережной, решила, что она – тоже актриса. И захотела дать свое представление. Пристроилась в уголке одного из домов и начала раскладывать свой скарб. И что вы думаете? Вокруг нее на картонках сели кружочком человек двадцать и на полном серьезе смотрели, ждали чего-то. Они думали, что это начинается перфоманс. Такова сила фестивальных ожиданий.
Свои театральные фестивали Бат-Ям полюбил и проводит их с размахом. С чем нет проблем, так это с новыми театральными идеями. У входа в отделение банка проведем театрализованный инструктаж, как лучше ограбить банк. Соберем детей и вместе с ними совершим при помощи обычного скотча акт сотворения человека в натуральную величину. Перекрасим асфальт в голубой цвет и устроим катанье на лодках, поставленных на колесики. Это я вспоминаю фестивали прошлых лет. Наибольшего размаха фестивальная жизнь города достигла при Шломи Лахьяни, самом хлебосольном мэре Бат-Яма, который потом, как бы это выразиться поделикатнее, запутался в делах. В Израиле это бывает сплошь и рядом.
Многие опасались, что после смены власти фестивали не будут проводиться или утратят свой блеск, не будет прежнего изобилия. Я был на набережной в четверг, на второй день фестиваля, и свидетельствую: пока мало, что изменилось. Именно обилие зрелищ поражает прежде всего, воистину, куда ни глянь, тебе что-то пытаются показать, и надо смотреть во все глаза. Потом уже разберемся, чем нас там накормили. Потому что, конечно же, уличный театр, с его отсутствием каких-либо стандартов, в этом отношении очень уязвим. Иногда в столь праздничной атмосфере нелегко понять, где качественное зрелище, а где откровенный "Королевский жираф" по МаркуТвену.
Но ведь и зритель уличного театра находится в особом положении. Потому что каждая постановка, - от труднейшей акробатической композиции до непритязательной сценки, полной гримас, визга и той ложной многозначительности, которая отличает любительскую пантомиму, предполагает очень честные отношения между актером и зрителем. В любую минуту зритель может отвернуться или уйти. Но зато в другие моменты, не ощущая на себе принуждения, он воспримет увиденное полнее и непосредственнее, чем тот, кто чинно сидит в зале.
Читайте также
С такой непосредственностью восприняли гости фестиваля и появление жирафов. А когда вдалеке зазвучал голос певицы, и жирафы пошли на этот голос, и за ними ринулась большая часть толпы. Нет худа без добра, лучше стало видно, что происходит на других сценических площадках, всего их было 15, и на них показывали свои представления 30 театральных трупп из нескольких стран. Жирафы идут неспешно, так что мы успеем познакомиться с другими актерами, а потом догоним этот зоопарк и узнаем, что было дальше.
Вадим Найман
Продолжение просмотра