Сколько раз был у друзов, и всегда находилось что-то неожиданное, что заставляло остановиться и задуматься. Вот и в этот раз, при посещении двух самых больших в Израиле друзских деревень – Далият аль-Кармель и Исфии – меня заинтриговала заросшая травой лестница над явно старинной аркой, которая обрывалась в полутора метрах от земли. Куда она вела и зачем? У жителей этого дома были, видимо, какие-то особые отношения с пространством.
Еще мне в этот раз понравилось разглядывать балконы. Там часто можно было увидеть антикварные предметы домашней утвари, похожие на те, что нам показали в местном Доме друзского наследия. Причем, все это выставлялось не специально, а было вынесено на балкон именно затем, зачем на балкон выносят вещи. Не витрина чужой жизни, но и не стыдливая изнанка ее, от которой хочется отвести взгляд. А невольное свидетельство того, в какой основательной связи со своим прошлым здесь живут. У друзов еще и с историей отношения особые.
Далият аль-Кармель (17 000 человек населения) и Исфия (12 000) - две близко расположенные друзские деревни, вновь разделившиеся в 2009 году после неудачной попытки слить их в одно муниципальное образование со статусом города. Теперь у каждой из деревень свой мэр. В Далият аль-Кармель – Рафик Халаби, в Исфии – Бахидж Мансур. Оба - персоны незаурядные. Халаби был некогда большим боссом на израильском телевидении. Мансур – карьерный дипломат, успевший поработать послом в Доминиканской республике. И оба мэра выступили перед участниками пресс-тура.
Чего хотели? Заполучить к себе как можно больше туристов.
Законное желание. Пока нас водили по улицам двух друзских деревень, я честно пытался выполнить пожелание принимающей стороны, перебирая в уме доводы в пользу того, что каждая деревня достойна того, чтобы туристы на выходные или в праздники посетили именно ее. Почему стоит приехать именно сюда, а не куда-то в другое место?
Почему именно Далият эль-Кармель и Исфия – понятно. Из 17 израильских друзских деревень эти две ближе всего к центру страны. Добраться на них можно по шоссе 70, которое потом переходит в шоссе номер 6, а из Хайфы вообще туда можно доехать на городском автобусе 37 алеф.
Но вот почему именно к друзам? Интересно понять. Причем, это действующий тренд: как выходные или праздники – так паломничество горожан сюда, к этим узким улочкам этих двух деревень, где толком не разъедешься. Да чем же они хороши?
Видами, которые открываются отсюда? О, да. Деревни расположены на высоте 450-500 метров над уровнем моря. Все 17 друзских населенных пунктов в Израиле находятся в горах: Чтобы обороняться от врагов, друзы с X века селились на вершинах гор, откуда видно все.
Это станет вашей любимой игрой, когда вы приедете в Далият аль-Кармель или Исфию: поймать в кадр какой-нибудь дворик, чтобы на заднем плане, на фоне черепичных крыш, открывался вид на море, на залив, на трубы металлургического завода возле Кирьят-Аты или на взлетную полосу военного аэродрома в Изреэльской долине. Нет слов, было приятно пить кофе с кардамоном и есть лепешки под названием "самбусак" на веранде ресторана "Амим ве-Таамим", с которой открывается обзор, как с гондолы воздушного шара. Но, в общем-то, этим в Галилее трудно кого-то удивить. Красивые виды – неплохой бонус, но специфики здешней не объясняют.
Торговля: знаменитый рынок в Далият аль-Кармель, магазины, пряностей, сувенирные лавки, выставки, художественные галереи? И этого здесь хватает. Мы успели посетить центр по выращиванию лекарственных растений Ясмин и галерею Салаха Кары. Все это прекрасно, но тоже не специфично.
Цены? Они, наверное, как везде. Друзы давно научились зарабатывать на туристах, не выезжая из дома. Сейчас в друзских деревнях, в общей сложности, в циммерах 750 номеров. Нам показали гостиницу "Ха-маком бе-Кармель", где недавно появилось 10 новых циммеров. Цена за ночлег начинается с 600 шекелей за ночь. Пусть читатели сами решают, много это или мало.
Архитектура, кварталы старинных зданий? Что-то в этом есть. Нынешнее заселение Исфии началось 400 лет назад. Самому старому дому, который я видел в друзской деревне было 300 лет.
И все же гуляешь по этим кварталам и чувствуешь: нет, не Италия. Нет здесь того благоговения, с каким мы воспринимаем архитектурную старину. Бетон – он и есть бетон. Пусть даже это лишь поверхностный слой, а дальше, если зайти в здание, бетонные стены могут перейти в аккуратную каменную кладку, сделанную при британцах, затем – в неровную кладку османских времен. Еще дальше в сводчатые подземелья, затем в пещеры, которые могут вести вообще непонятно куда: ведь недаром говорят, что история – колодец глубины несказанной…
Но нет, все же не архитектурой берут друзские деревни, а чем-то другим. Может быть, особой атмосферой. А обилие на улицах совершенно фольклорных типажей с характерными усами напомина о прикосновении к тайне. Как живет один из самых загадочных и скрытных народов, которому его скрытность вовсе не мешает быть вполне контактным и гостеприимным, а радушие не отменяет загадочности?
Вот об этом – подробнее. Об усах и не только.
Для друзов запрет сбривать усы – одна из религиозных заповедей. Как и говорить правду, не поклоняться языческим богам, а верить в единого Бога, его суд и приговор; не есть свинину, не пить, не курить (хотя почти весь табак в Израиле выращивается друзами), не играть в азартные игры и не сквернословить, а также быть хорошими воинами. Религиозность, впрочем, у друзов дело добровольное, поэтому среди них столько безусых.
А сложилось это все так. Согласно друзскому преданию, когда египетский фараон проводил совещание на тему того, что делать с нами, с евреями, у него было три советника. Один сбежал. Другой – был тот, кто посоветовал фараону "сделать так, чтобы они не умножились". А третий был категорический против. Это был Итро (Иофор), отец Ципоры, жены Моисея. Его племя потом ушло из Египта вместе с евреями. Друзы зовут его Наби Шуэйба и считают себя потомками этого племени. Некоторые, впрочем, берут еще выше и считают себя потомками библейского Авеля.
Дальше идет тысячелетний провал в наших знаниях. Но известно, что в XI веке пророк Баха ад-Дин аль-Муктана "закрыл" ворота друзской общины, и кто не успел, тот опоздал. Сделаться друзом стало нельзя. Им теперь можно было только родиться.
В результате сегодня в мире живет всего полтора миллиона друзов: 865 000 - в Сирии, 280 000 - в Ливане, немного в Иордании и 100 000 друзов проживают за пределами Ближнего Востока. На Израиль приходится 120 тысяч друзов.
Родной язык друзов – арабский. Но друзов очень обижает, когда про них говорят, что они "вроде арабов, только лучше". Почти в каждой их деревне есть Дом друзского наследия, где предметы старины и изображения знаменитых друзов в странных головных уборах соседствуют с оружием и портретами израильских политиков. Посетили такой центр и мы и выслушали там традиционный рассказ о 350 друзах, погибших в войнах Израиля, о друзах - участниках еврейского подполья, о том, что в 30-е годы СОХНУТ планировал закупать земли не только для евреев, но и для друзов, что во время Второй интифады арабы блокировали друзские деревни так же, как еврейские населенные пункты, что призыв в боевые части ЦАХАЛа у друзов выше, чем в целом по стране, что есть даже "друзское сионистское движение" и многое другое.
Израильские флаги в друзских деревнях - на каждом шагу. Хотя у друзов есть свой флаг из пяти цветов: зеленый - "разум", красный – "душа", желтый – "слово", белый – "настоящее", а голубой – "прошлое".
Но флаги – дело преходящее. А вот звезды Давида, во множестве вплетенные в орнамент чугунной решетки вокруг дома или на двери, - это серьезно. Ни один другой народ не поддерживает Израиль, как друзы. Вот почему их так обидел закон о национальном характере государства.
Правда, надо уточнить: то - израильские друзы. А вообще-то друзы лояльны той стране, где они проживают. Вот почему друзы Голан не спешат отрекаться от Сирии. А самый известный в мире друз – ливанец Валид Джумблат призывает своих соплеменников "объединяться с палестинцами против сионистов". Из песни слов не выкинешь. Впрочем, Джумблат себя позиционирует как сугубо светский лидер, религиозные авторитеты его не жалуют.
Так, а о религии друзов что нам еще известно? Оказывается, это тоже тайна. В XI веке религию тоже закрыли от непосвященных (джуххаль). Молитвенные дома друзов, с алым куполом, иногда – с мозаикой в виде пятиконечной звезды, может видеть каждый. Но что там происходит, знают только посвященные (уккаль).
Прочим же известно немногое. Что друзы верят в переселение душ. Но не в кого попало, а только в людей. Будет друз соблюдать заповеди – переродится в друза. Не будет - переродится в не-друза. И шансов вернуться в общину в другом теле у него не будет. А это плохо, потому что, когда настанет Страшный суд, спасены будут в первую очередь друзы.
Вот почему друзы не воруют, не сквернословят и не обманывают. И вот, наверное, в чем главный секрет привлекательности друзских деревень. Вернемся, наконец, туда, а то мы что-то слишком далеко ушли.
Нет, не в ощущении безопасности. Говоря так, мы как бы утверждаем, что в других подобных местах опасно, а это далеко не всегда так. Хоть здесь и не ощущается того напряжения, которое мы иногда невольно начинаем чувствовать в арабских населенных пунктах. И преступность в Далият аль-Кармель и в Исфии и правда исключительно низкая.
И не царит здесь атмосфера святости, благорастворения, или какого-то запредельного спокойствия – не надо преувеличивать. Чувство спокойного достоинства, - вот, наверное, самые подходящие слова. Достоинство людей, сопричастных к чему-то непреходящему уже по праву рождения.
Читайте также
Именно это воспринимается у друзов как самая большая экзотика. Особенно для нас, "русских" репатриантов, нигде не укорененных, не знающих, во что верить и примеряющих религиозность, как одежду. И уже ради того только стоит приехать сюда, - чтобы увидеть людей, которые, живут не в тревоге и спешке, а просто живут, умея сделать каждую деталь повседневной жизни осмысленной и одухотворенной.
Теперь посмотрим, как это выглядит.
Вадим Найман
Фото автора
(Продолжение просмотра)