Zahav.ТуризмZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+23+15
Иерусалим
+22+11

Туризм

А
А

Тайны Эйн-Геди: Ирод, Антоний, Клеопатра и Commiphora Opobalsamum

Иосиф Флавий писал про окрестности Мертвого моря: "...По справедливости можно эту местность назвать земным раем, так щедро почва возвращает то, что вкладывают в нее…" История афарсемонов Эйн-Геди - тому подтверждение.

16.03.2016
Источник:ИСРАГЕО
Zahav.ru Исрагео

Люди гибнут за металл. Но бывали в истории времена, когда люди гибли за аромат.

Фото: Анна Лифлянд


О земле, располагающейся рядом с Мертвым морем, Иосиф Флавий писал в I веке нашей эры:

"…самая плодородная в Иудее, производящая в огромном изобилии пальмовые деревья и бальзамовые кустарники…", "…По справедливости можно эту местность, дающую в огромном изобилии самые редкие и драгоценные плоды, назвать земным раем. По отношению к плодородию местности вообще можно сказать, что редкая полоса земли может выдержать сравнение с нею, – так щедро почва возвращает то, что вкладывают в нее…"

Фото: Анна Лифлянд


В те времена и климат был несколько другой, и люди здесь жили трудолюбивые и умеющие выращивать разнообразные растения. Хотя и нынешний кибуц Эйн-Геди — неплохое доказательство того, что и в современном климате в этих местах растет невероятное количество растений.

Фото: Анна Лифлянд


Мог ли подумать кибуцник из Эйн-Геди Сафи Порат, что во время вспашки земли в 1965 г. он откроет целый пласт древней истории? Хотя в наших краях археологический период зависит только от глубины копания почти в любом месте… Вслед за отдельными фрагментами, в земле открылась мозаика древней синагоги Эйн-Геди. В 1970-72 годы были проведены раскопки, и найдены несколько синагог III-VI веков нашей эры.

Так какое же отношение синагога имеет к бальзаму, о котором говориться в названии? Да самое непосредственное, следующее из истории этой земли. Остатки древней синагоги Эйн-Геди находятся рядом не только рядом с кибуцем Эйн-Геди, но и рядом с одноименным заповедником. В заповеднике есть источник, вокруг которого и сосредоточена жизнь. В древности здесь находилось упомянутое в Торе еврейское поселение. В III веке нашлей эры, которым датируется синагога, оно было восстановлено после разрушения во время восстания Бар-Кохбы (131—135 годы нашей эры). Поселение просуществовало до VI века нашей эры и вновь было полностью разрушено, а синагога — сожжена.

Данная синагога отличается от синагог того периода отсутствием в напольной мозаике изображений знаков зодиака, хотя есть их словесное описание. Здесь строже относились к исполнению заповеди "Не сотвори себе кумира". Это говорит о большем религиозном фанатизме населения, жившего далеко от тогдашнего центра иудаизма — Галилеи, где на полах синагог можно увидеть мозаичные знаки зодиака и список месяцев еврейского календаря, чтобы точно отмечать еврейские праздники.

Новая крыша древней синагоги. Фото: Анна Лифлянд
Макет Синагоги. Музей Гехта, Хайфа. Фото: Анна Лифлянд


Мозаичный пол синагоги состоял из двух слоев, один над другим. Один слой был снят, и тексты находятся в Музее Рокфеллера.

Часть мозаики. Два павлина и виноградная лоза. Фото: Анна Лифлянд
Мозаика на полу синагоги. Фото: Анна Лифлянд
Изображение страуса, обитавшего в этих краях до середины прошлого века. Фото: Анна Лифлянд


Среди находок в Музее Рокфеллера хранится длинная надпись, которая рассказывает о том, как должны себя вести жители поселения Эйн-Геди: не ссориться, не злословить, ни в коем случае не рассказывать посторонним секрет производимого в поселении . На иврите во многих источниках эту надпись называют проклятьем.

Надписи на полу синагоги. Фото: Анна Лифлянд


Считается, что проклятье относится к выращиванию растения, на иврите называемого афарсемон, и к производству из него благовоний. Это растение и продукт, получаемый из него, называли разными именами. Вот те что я встретила в интернете на русском: афарсемон-афорсемон-афарсимон-бальзамон-бальзам-опобальзам-галаадский бальзам-гилеадский бальзам.

Название "афарсемон" в иврите появилось во времена Второго Храма (с 538 года до нашей эры до 136 года нашей эры), в более ранних еврейских священных книгах есть другие названия, относящиеся, как считается, к тому же самому растению. В древние времена афарсемон был крайне важен для евреев – благовония из него воскуряли в Храме. В Талмуде и Мидраше существует много указаний, что опобальзам (одно из названий продукта из афарсемона) употреблялся для помазания царей. Из этого растения производили высоко ценившиеся лекарства — мази.

Афарсемон – очень загадочное растение во всем. Происхождение его неизвестно. По версии Иосифа Флавия: народное предание говорит, что царица Савская подарила царю Соломону корни этого растения. Другие же источники говорят, что афарсемон рос в этих местах как дикое растение:

"...В современном иврите слово афарсемон используется для определения совсем другого растения, хурмы восточной, или хурмы китайской, или хурмы японской. Родина растения - Дальний Восток, и появилось оно в Израиле в начале XX века. Ивритское древнее слово афарсемон происходит от греческого balsamon, в переводе – духи, и от арамейского слова, означающего дерево. Вся эта путаница вышла, видимо, из-за того, что современное растение с тем же названием (хурма) по-английски называется persimmon‏‏‏‏, и под таким именем оно появилось в наших краях. А от persimmon до родного ивритского слова афарсемон совсем близко. Есть также версия, что продавцы фруктов боялись, что новый товар, хурма, не будет покупаться без красивого названия, и дали ему благоухающее имя древнего растения. Но перевод на русский слова афарсемон, как хурма, неверен, когда речь идет о древнем растении!.."

В конце позапрошлого тысячелетия и в начале прошлого это растение и благовония из него стоили в два раза дороже золота, в прямом смысле этого слова. Одной из основных статей экономики района еврейских поселений на западном берегу Мертвого моря, от Эйн-Геди до Иерихона, были изготовление и продажа благовоний из афарсемона. Во время во время восстания Бар-Кохбы (131—135 гг. н. э.) жители деревни выкорчевывали растения, чтобы они не достались римлянам. Римляне же использовали это благовоние не только для личной гигиены, но и для воскурения в своих храмах, где приносились в жертву животные. Кроме того, растение считалось целебным и использовалось в медицине.

Всего производилось 4 вида продукции из одного растения:

1. Опобальзам (Opobalsamum), о производстве которого рассказал Иосиф Флавий: "Нижние части стволов этих кустов надрезают заостренными камнями, и капающие из надрезов слезы собирают, как бальзам". "Иудейская война".

2. После того как ветки были надрезаны трижды в течение лета, сами ветки обрезались, и из них делались духи путем вываривания в масле. Это был самый дешевый продукт.

3. Духи, производимые из семян.

4. Из коры растения получали самый дорогой бальзам, использовавшийся в медицине.

Как выглядело знаменитое растение? Зеленым обведена скромная веточка на древней мозаике — это "прижизненное" изображение растения. Из древних описаний следует, что это были низкорослые кусты.

Изображение растения на карте из Мадабы. Фото: Wikipedia


Афарсемон был знаменит своим необыкновенно сильным запахом. Рассказывали, что все окрестности террас, где выращивались растения, были напоены чудесным запахом афарсемона. Само выращивание и изготовление требовало серьезных навыков, и эти навыки передавались только внутри семьи, внутри "цеха", хотя понятия этого еще не существовало. Римские власти хотели узнать узнать секрет благовония и засылали в Эйн-Геди шпионов. Но жители, сохранявшие традиционные отношения внутри сообщества, секрет не выдавали.

Согласно Диодору, особенно густо, «как нигде в другом месте на земле», афарсемон рос в одной ложбине недалеко от Мертвого моря. Эти указания подтверждаются и Иосифом Флавием. Наверно, это именно та ложбина, в которой находится синагога Эйн-Геди.

Предполагается, что растения выращивались на террасах. Фото: Анна Лифлянд


Теперь о царице Клеопатре. Достоверных прижизненных изображений ее нет. Наверно ее профили на монетах — самые правдивые. Они говорят о том, что царица не была красавицей, она отличалась мощным обаянием, привлекательностью, отлично пользовалась этим для обольщения и, вдобавок, обладала чарующим голосом и блестящим, острым умом. И, кроме того, умело пользовалась косметикой. Одним из ингредиентов для изготовления косметики в те времена являлся афарсемон. Клеопатра была еще и выдающейся бизнесс-вумен и хотела заполучить плантации для выращивания афарсемона, принадлежавшие Ироду. Со слов Иосифа Флавия, Антоний отнял эту ложбину с деревьями у евреев и подарил ее Клеопатре.

Фото: Анна Лифлянд

Читайте также


Ирод, не мог противостоять Клеопатре, любовнице Антония, римского правителя этих мест. Но очаровать Ирода Клеопатра не смогла — Ирод был человек сложный, умел интриговать и выживать в сложных политических условиях не хуже Клеопатры. Для него плантации афарсемона были весьма прибыльным коммерческим предприятием, и потеря их оказалась тяжелым ударом для Иудеи. Ирод обратился к Клеопатре с предложением, от которого сложно было отказаться: кроме иудеев никто тогда не умел выращивать и обрабатывать афарсемон. Поэтому, Ирод предложил взять у Клеопатры эти плантации в аренду и платить ей немалые деньги за это. Сделка устраивала Клеопатру, она получала деньги ничего не делая.

Хотя афарсемон выращивался в этих местах уже и в VII веке до нашей эры, только во времена правления Ирода, со строительством в Кейсарии порта для вывоза афарсемона производство благовоний приобрело настоящий размах. Разумеется, местные жители, обладавшие ценными секретами афарсемона, имели и серьезный экономический интерес, и хорошие доходы. При раскопках деревни, что около синагоги, археологи обнаружили мозаичные полы в жилых домах, почти как в римских виллах. В некоторых домах были личные ванны.

Недалеко от синагоги Эйн-Геди находятся раскопки под названием "Мецад Аругот" (крепость Аругот). Внутри этой крепости были найдены остатки древнего завода по производству благовоний. Там были специальные ванны, соединенные между собой. Вход в одно из помещений был с секретом, туда могли попасть только посвященные.

В заповеднике Эйнот-Цуким, который находится недалеко от Эйн-Геди найдены руины поселения периода Второго храма. Это остатки предполагаемого производства духов из загадочного афарсемона. Сегодня ученые пришли к соглашению, что древний афарсемон — это, скорее всего, Commiphora Opobalsamum‏ - Commiphora gileadensis, растение встречающееся в Африке в диком виде.

С конца 70-х годов прошлого века было много неудачных попыток вырастить Commiphora Opobalsamum в кибуце Эйн-Геди. Надо сказать, что и в Африке сложно найти это растение. Саженцы в Израиль привозятся с трудом. Выращивание этого растения сложное даже в наши дни, так же как и получение из него благовония. Не зря древние евреи так держались за свой секрет!

Исследования Commiphora Opobalsamum, которые ведет последние семь лет профессор Бен Иешуа привели к интересным результатам. Теперь ученые утверждают, что Commiphora Opobalsamum в состоянии лечить рак. Группа израильских ученых уже зарегистрировала патент по этой теме. Растение посажено в кибуцах Эйн-Геди и Альмог, а также в Кирья-Оно.

Анна Лифлянд

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке