"Я думаю, что евреи расположились здесь, на этом холме, - сказал наш гид. – А филистимляне – на противоположном склоне долины Эла. Точнее трудно сказать. Это могло произойти где угодно, места много. Это ведь потом придумали – биться гигантскими армиями. А тогда я не думаю, что в этой войне принимало участие много людей…"
Холм как холм. Каких-то особо сногсшибательных видов отсюда не открывалось. Высота Сохо над уровнем моря 380 метров, над долиной – 70 метров. Красиво, но по дороге в Иерусалим есть смотровые площадки, и оттуда можно полюбоваться на панорамы куда более впечатляющие.
Вообще-то, мы прибыли сюда, чтобы полюбоваться на турмусы. Так на иврите называют люпины, они как раз сейчас цветут. Этот дикорос ярко-синего цвета в Израиле, вроде бы, и не редкость, но в таком количестве в одном месте их, наверное, можно встретить только здесь. Именно их нам представили, как главную достопримечательность холма Сохо. Каждый год Совет по туризму регионального совета Мате Иегуда собирает журналистов и блогеров на ознакомительную экскурсию. Мате Иегуда располагается между Иерусалимом и Бейт-Шемешем. На Бейт-Шемеш многие смотрят чуть ли не как на пригород Иерусалима. Но между ними – горы. И в этих горах на землях колена Иегуды, раскиданы 57 населенных пунктов, в которых проживают 32500 человек. Мате Иегуда – один из самых больших региональных советов Израиля.
Вниманием туристов эта местность не обделена. Монастырь Бейт-Джамаль, Бейт-Гуврин, сталактитовая пещера и пещера летучих мышей – места известные. По выходным лес вдоль шоссе номер 395 и номер 375 оккупирован любителями барбекю. Эти две исключительно живописные дороги ведут из Бейт-Шемеша в Иерусалим, о них тоже все знают. Целью организаторов поездки было ознакомить "широкую туристическую общественность" с местами менее известными, которым трудно конкурировать с раскрученными туристическими аттракциями.
У заправки на перекрестке дорог 38 и 375 мы пересели на грузовик, у которого вместо кузова был установлен открытый фургон с пассажирскими сидениями.
С него было очень удобно фотографировать, пока мы, свернув с шоссе 375 на юг, поднимались в гору по относительно сносной дороге. Но вскоре дорога сузилась так, что машине пришлось буквально прорубаться через заросли. И тогда те, кто сел с краю, позавидовали тем, кто благоразумно устроился в середине фургона. Следить за дорогой стало нелегко, потому что нужно было как-то отбиваться от ветвей. О возможности доехать к холму Сохо на легковой машине, пришлось узнавать позже у блогеров. Пишут, что да, можно, и не только на внедорожнике.
О том, что бой Давида и Голиафа происходил именно здесь, нам сказали уже на месте. И сразу все стало смотреться немного по-другому. Подумалось, что небольшому войску царя Шауля наверное, действительно удобно было расположиться на склоне холма. Все-таки, у нас какая-то потрясающая плотность исторически значимых мест. Может быть, вообще нет пяди земли, которая не несла бы историческую нагрузку. Просто бросить куда-то взгляд можно только по незнанию. Если что-то знать, то там, куда ты смотришь, открывается колодец глубины несказанной. Что после этого – видеть известную статую Микеланджело в Риме? Скульптура – лишь отражение реальности, которая вся на этом холме. Это сюда много дней подряд приходил Голиат из Гата – он, наверное, был похож на Валуева, его все боялись, и кричал:
"…рабы Шауловы, выберите человека, и пусть он сойдет ко мне. Если же я одолею его и убью его, то будете вы нам рабами и будете служить нам..."
Здесь где-то Голиаф и погребен – без головы, потому что голову Давид отрезал его же мечом и отнес царю. А если кто сомневается, что подросток может убить великана камнем из пращи, хорошо бы ему видеть, как пользуются этим орудием, получившим название "миномет Давида", современные чемпионы мира по этому странному виду спорта – палестинские подростки. Как далеко летит камень из пращи, с каким фыркающим звуком он пролетает мимо, и легко ли отследить его полет и уклониться от него. Если теперь перечитать в первоисточнике подробности этой истории, - ощущение совсем другое, когда знаешь, где это происходило.
Но вот, что странно. Масаду знает весь мир. Нет слов, "Масада больше не падет" - для нас это важно. Но битва Давида с Голиафом еще важнее. А холм Сохо вам придется искать по цветению люпинов. И еще бывалые блогеры советуют – по скоплению машин. Потому что на самом деле это место многие знают, но как бы неофициально. Никакого монумента или хотя бы памятного знака, просвященного истории Давида и Голиафа там нет.
Почему? В блогосфере на эту тему идет можно наткнуться на интересную дискуссию. Пишут, что всему виной модное направление в израильской истории и археологии, которое называют "школой минимализма". Оно заключается в том, чтобы не верить в историчность ТАНАХа – в исход из Египта, в реальность царства Давида и Соломона. В конечном счете все упирается в право нашего пребывания на этой земле, так что у этой научной моды причины вполне политические.
Но мы в этом споре участвовать не будем, наша тема – достопримечательностями. И мы покинули холм и поехали знакомиться с кибуцами и мошавами, имена которых не у всех на слуху, но которые заслуживают того, чтобы быть занесенными на туристическую карту. Хотя бы потому, что могут предложить отдыхающим немало возможностей более осмысленного времяпрепровождения, чем барбекю. Почти в каждом из местных мошавов есть свой абсолютно эксклюзивный ресторанчик, где можно отведать вино и сыр, причем, которые делают только здесь и очень небольшими партиями. Почти везде есть галерея ремесел, где можно не только приобрести что-нибудь ручной работы, но и самому научиться это делать. На выходные можно привести детей в какой-нибудь здешний кружок, где с ними будут заниматься настоящие художники. Наконец, в каждом кибуце и мошаве есть какая-нибудь загадка. Что, например, такое - вот это?