Заколдованный замок сэра Уолтера Скотта
Фото: Исрагео
Заколдованный замок сэра Уолтера Скотта

Эбботсфорд-Хаус (Abbotsford House) — поместье знаменитого писателя Уолтера Скота, построенное по его же проекту. Находится на юге Шотландии, в районе Мелроуз. Заброшенную ферму он превратил в монументальный замок с роскошным садом и тенистыми рощами.

Фото: Галина Маламант

 

Уолтер (принятое в русском языке написание и произношение его имени - Вальтер) Скотт – один из тех редких писателей, у кого форма исторического романа не стесняла художественность изображения.

Фото: Галина Маламант

 

Глубокий знаток "средневековых древностей" и к тому же величайший художник, он умел как никто другой оживить события, покрывшиеся пылью времен. Страсть к средневековью заставила Уолтера Скотта настолько вжиться в образ, что он сумел участок, весьма красноречиво именуемый "Грязное Логово" (Cartleyhole) - маленькая ферма, амбар, огород, луг на берегу реки Твид, утиный пруд, - превратить за 13 лет, начиная с 1811 года, в роскошное имение, готический замок Эбботсфорд, украшенный на средневековый манер.

Архитекторы вынуждены то и дело вносить изменения в первоначальный проект в соответствии с постоянно меняющимися творческими планами неугомонного сэра Уолтера. Так, если к 1816 г. к дому должны были пристроить всего 4 комнаты, то к 1818 г. уже было очевидно, что этим дело не ограничится – поместье разрасталось не по дням, а по часам.

Фото: Галина Маламант

 

На новых землях появлялись и новые постройки. В них хлебосольный хозяин поселил своих друзей, обеспечив им комфорт и безбедную жизнь, а себе – всегда приятную компанию.

Уже проживая в поместье, Уолтер Скотт постоянно придумывал все новые и новые детали как самого замка, так и окружающей его территории. Каждая деталь была или оригиналом, или уникальной копией именитых дворцов разных исторических эпох. 

Так, было сделано большое количество башенок и балконов, резьба по дубовым элементам, как во дворце Холлируд, расписной потолок, подобный потолку часовни Росслин.

Фото: Галина Маламант

 

Ответственным за исполнение большей части работ был Джон Смит. Он был пленен рабочим местом аббата в аббатстве Мелроуз, и во многом скопировал его. Каминная решетка в доме сэра Уолтера принадлежала аббату, ниши с двумя комплектами доспехов и образа святых Андрея, Петра и Павла скопированы с руин того же аббатства. Отдельные резные панели привезены из древнего аббатства в Данфермлине.

Большую часть стекол в Эбботсфорде расписывала Элизабет Терри, супруга Даниэля Терри и дочь великого шотландского пейзажиста Александра Насмита. Главный архитектор Эбботсфорда придумал буфет и ведерко для льда. Многие станковые работы иллюстрируют сюжеты, которые Скотт рассказывал своим гостям. К примеру, "Разбойничья свадьба" повествует о красивом предке Уолтера Скотта Вилли Скотте из Хардена, пойманного в землях Мюррея Элибанкского. Ему был предоставлен выбор: быть повешенным или жениться на уродливой дочери Мюррея, которую прозвали "клюворотная Мег". Как писал Вольтер, "он не терял надежды до тех пор, пока веревка не затянулась на его шее, а другой ее конец не был завязан на крепком дубовом суку. И тогда он предпочел уродливую жену настоящей петле. Говорят, что они жили очень счастливо".

Великий мастер романа также был известным антикваром и коллекционером.

Среди диковинных экспонатов, развешанных на стенах, — тюремная дверь и часть стены, встроенные в стену дома, а также ключи старой городской тюрьмы Эдинбурга, упоминающейся в первых главах романа "Эдинбургская темница" (1818).

Сэр Уолтер Скотт славился как коллекционер вещей с историей, которая есть у большей части предметов его обстановки. Например, каминные часы Марии-Антуанетты, серебряная урна от Джорджа Гордона Байрона, старинная резная дверь — подарок эдинбургского городового начальства, медальон с портретом Гёте, распятие, когда-то принадлежавшее Марии Стюарт, мебель, подаренная Георгом IV, прядь волос Доброго принца Чарли, шпага герцога Монтроза…

Благодаря своей славе Скотт получал много подарков от друзей и почитателей, скульптуры и полотна от авторов. Среди работ художников есть изображения не только сына, отца и родственников Уолтера Скотта, но и его многочисленной прислуги.

Надпись на медной пластинке, закрепленной к креслу, гласит: "Это кресло, изготовленное из единственного куска древесины, сохранившегося от дома Робройстона, в котором несравненный сэр Уильям Уоллес был предан смерти преступной рукой за то, что верой и правдой защищал землю своего отца, с уважением передается в дар сэру Уолтеру Скотту в знак признательности от его покорного слуги Джозефа Трейна".

Фото: Галина Маламант

 

Стены особняка украшают рыцарские доспехи и старинное оружие. Между гостиной и столовой находится небольшая оружейная комната, которая во времена Скотта использовалась как место для курения. Сейчас в ней размешается богатая коллекция пистолетов и сабель, среди них есть и палаш шотландских горцев. Некоторые из экспонатов связывают с именем Роба Роя, легендарного героя Шотландии, главного действующего лица одного из романов Скотта.

Фото: Галина Маламант

 

Продумывались практически все мелочи, даже то, как должно стоять кресло, и какой при всем этом должен быть вид из окна.

Фото: Галина Маламант

 

Каждый предмет, в том числе и мебели, был или оригиналом, или уникальной копией мебели именитых дворцов разных исторических эпох.

Фото: Галина Маламант

 

В библиотеке хранится семь тысяч из девяти тысяч книг, собранных сэром Уолтером Скоттом (на экслибрисах и многих корешках написано на латыни: Uualter Scotus). Остальные книги находятся в его кабинете, и все они в совокупности представляют широкий спектр интересов Скотта. Примечательно, что каждая книга имеет свое место, и именно то, которое определил ей Уолтер Скотт, так что библиотека выглядит точно так же, как в то время, когда книгами пользовался их хозяин. Полки сделаны из ямайского кедра, это же дерево украшает потолок. Скотт планировал заполнить пространство дополнительными полками, но отказался от этой идеи:

"Жизни таких достойных людей, как я, часто обрываются падением со ступеней собственных библиотек".

Декоративные элементы повторяют орнамент Росслинской часовни, которая находится в аббатстве Мидлотиан.

Словари и самые необходимые практические пособия Скотт хранил рядом с дверью, которая вела в гардеробную. Это давало ему возможность удаляться из кабинета незаметно для посетителей.

Камин сделан из итальянского мрамора. В библиотеке висели алые занавеси, сотканные из шерсти овец, принадлежащих Скотту (эти занавеси, увы, не сохранились). А сохранившийся турецкий ковер с геометрическим узором не выставляют напоказ.

Огромный готический библиотечный стол полностью изготовлен на том же месте, на котором и сейчас стоит. Здесь представлена оригинальная коллекция личных вещей знаменитых исторических личностей.

Уолтер Скотт очень гордился сыном, тоже Уолтером, который служил в королевском гусарском полку, и завещал ему Эбботсфорд после женитьбы того в 1821 году. В кабинете написаны последние романы Уолтера Скотта, наряду с монументальным девятитомником "Жизнь Наполеона Бонапарта" (1827) и "Дедушкиными рассказами" (1828 – 1831) – детской историей Шотландии, созданной для внука Джонни Локхарта.

Фото: Галина Маламант

 

Стиль жизни в замке также был приближен к средневековому, и Уолтер Скотт не без основания называл Эбботсфорд "жилищем, похожим на сновидение". "Заколдованный замок" – так еще называл его хозяин. При жизни Уолтера Скотта столовая была местом проведения веселых семейных праздников и званых вечеров. Гостеприимный от природы и всемирно известный писатель редко искал компании. Многие из тех, кто его навещал, оставались здесь на несколько дней, присутствуя на каждой семейной трапезе. Неизменно приветливый, теплый и радушный, Уолтер Скотт, тем не менее, в приватных беседах вздыхал о том, что "его время разбирали чайными ложечками".

В 1831 году здоровье писателя резко пошатнулось, и врачи уговорили его поехать лечиться в теплые страны, куда он отправился вместе с дочерью Анной.

Скотт возвратился в Эбботсфорд после годичного путешествия на Мальту, в Неаполь и Рим, и был очень слаб от болезни. Ему постелили у окна, которое выходило на Твид. За несколько дней до смерти он вдруг пошел на поправку, и попросил:

"Дайте-ка мне перо и оставьте одного ненадолго".

"Он попытался сжать перо пальцами, но те отказывались слушаться, — писал его биограф Джон Гибсон Локхарт. – Перо упало на бумагу. Он откинулся на подушки. По щекам катились слезы".

Именно в этой комнате 21 сентября 1832 года, в окружении своей семьи, ушел из жизни сэр Уолтер Скотт.

Фото: Галина Маламант

 

"Мои дубы переживут мои лавры"

 Уолтер Скотт обожал работать на лесных угодьях вокруг дома: "Я мог работать там, сажая и подстригая деревья, с утра до ночи".

Фото: Галина Маламант

 

Прикупив болотистые вересковые пустоши,  сэр Уолтер принялся их облагораживать. Он собственноручно расчищал дорожки, сажал деревья и лично занимаелся разработкой дизайна "дома-романа". В 1816 году площадь имения уже составляла почти 1000 акров. Почти половина поместья была засажена дубами, тополями, лесным орешником, ракитами, шотландскими вязами, каштанами, березами, шиповником и остролистом. Сам сэр Уолтер писал, что практически за каждым деревом он ухаживал сам и с уверенностью заявлял, что его дубы переживут его лавры…

Фото: Галина Маламант

 

В приусадебном саду — невероятный подбор растений, как культурных, так и полевых. Дизайн дополняют сочные краски цветения, пряные ароматы и вкусные грядки с малиной, клубникой и овощными культурами:

Фото: Галина Маламант

 

Изюминкой усадьбы является луг на берегу реки Твид: 

В 1820 году Скотту было даровано право называться "сэр Уолтер Скотт Эбботсфорд, баронет", что он считал величайшей наградой.

Но мечта Уолтера Скотта — основать род Скоттов из Эбботсфорда — не осуществилась. Сыновья его умерли бездетными. Его правнучка Мария, дочь Шарлотты Логкарт, вышла замуж за Джеймса Гоппа, который после смерти последних Скоттов взял их имя.

До 2004 года замок был под патронажем семьи Скотт. В 2007 году его стал восстанавливать и обустраивать для туристов благотворительный фонд Abbotsford Trust. Недалеко от замка расположены гостиницы, построенные в одном стиле с ним, торговые центры, детская площадка, кафе. Все для того, чтобы туристы могли осмотреть замок не спеша, прогуляться по саду и насладиться великолепными пейзажами без спешки.

 

Не только "Айвенго" и "Пуритане"

Фото: Галина Маламант
 

 

В течение более чем тридцатилетней литературной деятельности писатель создал двадцать восемь романов, девять поэм, множество повестей, литературно-критических статей, исторических трудов.

Летом 1814 года увидел свет первый роман Уолтера Скотта (1771—1832) "Уэверли, или Шестьдесят лет назад". Имя автора на нем не значилось, как и на всех последующих книгах — вплоть до Собрания сочинений 1829 года. Это было связано с нежеланием автора рисковать литературной репутацией, приобретенной в качестве поэта. Затем автору понравилась игра с публикой, увлекла тайна, которую Скотт любил не только в литературе, но и в жизни.

Лишь самый узкий круг друзей знал наверняка то, о чем спорила и о чем догадывалась вся Европа: кто же истинный автор романов, имеющих огромный успех и печатающихся анонимно или под псевдонимом "Автор Уэверли"? Почти каждый год был ознаменован появлением шедевра, а то и двух: "Гай Маннеринг" (1815), "Антикварий" (1816), "Пуритане" (1816), "Роб Рой" (1818). Историческое прошлое Англии ожило в таких романах, как "Айвенго" (1820), "Монастырь" (1820), "Аббат" (1820), "Кенилворт" (1821), "Вудсток" (1826). В "Квентине Дорварде" (1823) описаны события, происходящие во Франции во время правления Людовика XI.

Галина Маламант

Comments system Cackle
Загрузка...