Zahav.ТуризмZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+13
Иерусалим
+14+9

Туризм

А
А

Еврейская Газа

Десятилетний юбилей ухода из сектора Газы - хороший повод разобраться в одном недоразумении. Одним из доводов в пользу ухода было то, что там "никогда не жили евреи". Это не так. Еврейская история Газы насчитывает больше 2000 лет, чему осталось немало сви

28.07.2015
Источник:LiveJournal
Zahav.ru dona_anna

Десятилетний юбилей ухода из сектора Газы - хороший повод разобраться в одном недоразумении. Одним из доводов в пользу ухода было то, что там "никогда не жили евреи". Это не так. Еврейская история Газы насчитывает больше 2000 лет, чему осталось немало свидетельств. 

Сейчас, конечно, слово "туризм" со словом "Газа" никак не сочетается. Но отвлечемся от того факта, что в ближайшие 20 лет на экскурсию мы с вами туда точно не попадем. Отвлечемся вообще от политики, от былой ненависти к еврейским поселенцам сектора Газы, от того, кто был прав и кто был неправ, от того, кто какие последствия "размежевания" тогда предрекал, и что из этого сбылось. Будем говорить только об объективном наличии на этом клочке земли важных для нас исторических достопримечательностей. В том числе о том, что было открыто, раскопано за последние десятилетия еврейского присутствия в секторе Газы, которое прекратилось 9 ава 2005 года. 

Так вот, впервые евреи пришли в сектор Газы в 145 году до нашей эры, при Хасмонеях (Маккавеях).

Так увидел братьев - Маккавеев Бенно Элькан, скульптор создавший огромную менору, стоящую около Кнессета. Из коллекции Музея Эрец-Исраэль. Фото: dona_anna


 

Но начать, наверное, надо с того, что город Газа - один из самых древних городов своего района и существует непрерывно 3500 лет как минимум. Фактически Газа оставалась во владении хананеев, когда евреи вошли в Эрец-Исраэль. Формально она входила в надел колена Иегуды, но не была тогда завоевана евреями. В начале 13 веке до нашей эры. Газа была завоевана филистимлянами. В ТАНАХе она упоминается больше 20 раз. Самый запоминающийся рассказ, действие которого происходит в городе Газа, конечно же история Самсона (Шимшона) и филистимлянки Далилы.

"И усыпила его [Далила] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его" (Суд.16:19). Фото: dona_anna
Так эта сцена изображена на художником Ариком Брауэром на фасаде хайфского торгового центра Кастро. Фото: dona_anna

 

Со временем жители Газы освободились от Хасмонеев, но Газа была занята вторично во времена Александра Яная в 96 году до нашей эры. Правление Хасмонеев продолжалось до захвата страны римлянами. В период Талмуда и Мишны (1-7 век нашей эры) Газа была еврейским центром, вторым по размеру после Иерусалима (Иерусалим лежал в руинах). 

В 4 веке нашей эры император Константин решил построить в Газе церковь.

"И усыпила его [Далила] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его" (Суд.16:19). Фото: dona_anna

 

 

Но ему противостояла еврейская община, фундамент строящейся церкви постоянно кто-то разрушал. Тогда Константин решил восстановить развалины портового города Газа-Маюмас (Газы Морской) и возвести на берегу моря самостоятельный город, без евреев. Но среди евреев всегда было много купцов, и в Газе сформировалась большая еврейская община, которая занималась торговлей в порту Суэц. В 10-м веке у Газы даже появилась особая функция. Мусульмане, тогда правившие страной, запретили евреям совершать традиционные паломничества в Иерусалим. И евреи-паломники со всего еврейского мира молились и взывали к Всевышнему в нескольких городах, в том числе в Газе. 

В 1481 году еврейский путешественник раввин Мешулам из Вольтерры так описывал Газу:

«…Есть там 60 евреев домовладельцев, у которых есть небольшая красивая синагога, имеются у них и виноградники, и поля, и дома, и они уже начали делать новое вино».

Так эта сцена изображена на художником Ариком Брауэром на фасаде хайфского торгового центра Кастро. Фото: dona_anna

 

 

В 1517 году Газа была захвачена турецким султаном Салимом I и еврейское население в ней увеличилось за счет евреев, изгнанных из Испании. В 1665 году Шабтай Цви именно в Газе объявил себя мессией. Еврейская община потеряла свои позиции, но в 18 веке вновь вернулась к жизни. Но в феврале 1799 года солдаты армии Наполеона бесчинствовали в Газе более трех месяцев, разворовали и разрушили город. В Газе вспыхнула эпидемия чумы, и евреи были вынуждены бежать. Но Самую верхнюю часть города арабы Газы и по сей день называют Харет эль-яхуд, то есть "еврейский квартал". В настоящее время там находится католическая церковь, повернутая к Иерусалиму, которая, как нетрудно догадаться, построена на фундаменте синагоги.

Это изображение Константина в виде колосса, обломки которого хранятся в музеях Рима. Фото: dona_anna

 

 

В конце 1886 года в Газе насчитывалось более 30 еврейских семей. В 1907 году раввин Нисим Охана открыл здесь школу с преподаванием на иврите. На открытие приехал сам Элиэзер Бен-Йегуда. 

В 1925 году британцы предложили Еврейскому национальному фонду (ЕНФ) купить песчаные дюны Гуш-Катифа для еврейских поселенцев, но ЕНФ отказался, сказав, что эта земля непригодна для сельскохозяйственной деятельности. В 1929 году во время арабского восстания англичане приказали эвакуировать евреев из Газы. Но евреи вернулись. Они возвращались в Газу еще не раз. На исходе Судного дня 1946 года, сионистские лидеры и командование штаба “Хаганы” за одну ночь основали здесь 11 еврейских поселений/

В Газе были построены синагоги, украшенные многочисленными мозаиками. Отдельные мозаики сохранились. Это одна из сохранившихся мозаик, пожалуй самая известная. "Царь Давид играет на лире". Чтобы не было сомнений, подписано "Давид". Копия, находящаяся в "Музее доброго самаритянина". Ориентировочно 6 век нашей эры. Фото: dona_anna


 

Но в ходе Войны за Независимость, под давлением Великобритании Израиль передал территорию сектора Газы Египту. После Шестидневной войны у правительства ушло 10 лет на решение начать официальное еврейское заселение Газы. Всего было основано 21 поселение. На церемонию придания форпосту Катиф статуса гражданского поселка под названием Нецер-Хазани прибыл тогдашний глава правительства Ицхак Рабин.

Может быть тут перед нами как раз развалины синагоги, а церковь еще не построена? Или развалины "дома Далилы"? Место художник выбрал самое высокое, весь город просматривается, явно Харет эль-яхуд ("еврейский квартал"). Фото: Wiki


 

Более подробно об истории Газы можно узнать в книге Хагая Губермана "Корни в песках". Но уже из того, что изложено, можно делать выводы.

В чем суть еврейской истории Газы? В том, что евреев все время кто-то отсюда изгонял. А они возвращались. Их вновь выгоняли, а они вновь возвращались. И если это повторяется уже больше 2000 лет, значит, есть надежда, что и изгнание 2005 года - не окончательное. И если еврейская жизнь Газы в очередной раз возродится, может быть, мы поймем, что такого нашли для себя евреи на этом пустынном клочке земли.  

dona_anna

Читайте также

Фото: dona_anna из музея наследия Гуш-Катифа
Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке