Десятилетний юбилей ухода из сектора Газы - хороший повод разобраться в одном недоразумении. Одним из доводов в пользу ухода было то, что там "никогда не жили евреи". Это не так. Еврейская история Газы насчитывает больше 2000 лет, чему осталось немало свидетельств.
Сейчас, конечно, слово "туризм" со словом "Газа" никак не сочетается. Но отвлечемся от того факта, что в ближайшие 20 лет на экскурсию мы с вами туда точно не попадем. Отвлечемся вообще от политики, от былой ненависти к еврейским поселенцам сектора Газы, от того, кто был прав и кто был неправ, от того, кто какие последствия "размежевания" тогда предрекал, и что из этого сбылось. Будем говорить только об объективном наличии на этом клочке земли важных для нас исторических достопримечательностей. В том числе о том, что было открыто, раскопано за последние десятилетия еврейского присутствия в секторе Газы, которое прекратилось 9 ава 2005 года.
Так вот, впервые евреи пришли в сектор Газы в 145 году до нашей эры, при Хасмонеях (Маккавеях).
Но начать, наверное, надо с того, что город Газа - один из самых древних городов своего района и существует непрерывно 3500 лет как минимум. Фактически Газа оставалась во владении хананеев, когда евреи вошли в Эрец-Исраэль. Формально она входила в надел колена Иегуды, но не была тогда завоевана евреями. В начале 13 веке до нашей эры. Газа была завоевана филистимлянами. В ТАНАХе она упоминается больше 20 раз. Самый запоминающийся рассказ, действие которого происходит в городе Газа, конечно же история Самсона (Шимшона) и филистимлянки Далилы.
Со временем жители Газы освободились от Хасмонеев, но Газа была занята вторично во времена Александра Яная в 96 году до нашей эры. Правление Хасмонеев продолжалось до захвата страны римлянами. В период Талмуда и Мишны (1-7 век нашей эры) Газа была еврейским центром, вторым по размеру после Иерусалима (Иерусалим лежал в руинах).
В 4 веке нашей эры император Константин решил построить в Газе церковь.
Но ему противостояла еврейская община, фундамент строящейся церкви постоянно кто-то разрушал. Тогда Константин решил восстановить развалины портового города Газа-Маюмас (Газы Морской) и возвести на берегу моря самостоятельный город, без евреев. Но среди евреев всегда было много купцов, и в Газе сформировалась большая еврейская община, которая занималась торговлей в порту Суэц. В 10-м веке у Газы даже появилась особая функция. Мусульмане, тогда правившие страной, запретили евреям совершать традиционные паломничества в Иерусалим. И евреи-паломники со всего еврейского мира молились и взывали к Всевышнему в нескольких городах, в том числе в Газе.
В 1481 году еврейский путешественник раввин Мешулам из Вольтерры так описывал Газу:
«…Есть там 60 евреев домовладельцев, у которых есть небольшая красивая синагога, имеются у них и виноградники, и поля, и дома, и они уже начали делать новое вино».
В 1517 году Газа была захвачена турецким султаном Салимом I и еврейское население в ней увеличилось за счет евреев, изгнанных из Испании. В 1665 году Шабтай Цви именно в Газе объявил себя мессией. Еврейская община потеряла свои позиции, но в 18 веке вновь вернулась к жизни. Но в феврале 1799 года солдаты армии Наполеона бесчинствовали в Газе более трех месяцев, разворовали и разрушили город. В Газе вспыхнула эпидемия чумы, и евреи были вынуждены бежать. Но Самую верхнюю часть города арабы Газы и по сей день называют Харет эль-яхуд, то есть "еврейский квартал". В настоящее время там находится католическая церковь, повернутая к Иерусалиму, которая, как нетрудно догадаться, построена на фундаменте синагоги.
В конце 1886 года в Газе насчитывалось более 30 еврейских семей. В 1907 году раввин Нисим Охана открыл здесь школу с преподаванием на иврите. На открытие приехал сам Элиэзер Бен-Йегуда.
В 1925 году британцы предложили Еврейскому национальному фонду (ЕНФ) купить песчаные дюны Гуш-Катифа для еврейских поселенцев, но ЕНФ отказался, сказав, что эта земля непригодна для сельскохозяйственной деятельности. В 1929 году во время арабского восстания англичане приказали эвакуировать евреев из Газы. Но евреи вернулись. Они возвращались в Газу еще не раз. На исходе Судного дня 1946 года, сионистские лидеры и командование штаба “Хаганы” за одну ночь основали здесь 11 еврейских поселений/
Но в ходе Войны за Независимость, под давлением Великобритании Израиль передал территорию сектора Газы Египту. После Шестидневной войны у правительства ушло 10 лет на решение начать официальное еврейское заселение Газы. Всего было основано 21 поселение. На церемонию придания форпосту Катиф статуса гражданского поселка под названием Нецер-Хазани прибыл тогдашний глава правительства Ицхак Рабин.
Более подробно об истории Газы можно узнать в книге Хагая Губермана "Корни в песках". Но уже из того, что изложено, можно делать выводы.
В чем суть еврейской истории Газы? В том, что евреев все время кто-то отсюда изгонял. А они возвращались. Их вновь выгоняли, а они вновь возвращались. И если это повторяется уже больше 2000 лет, значит, есть надежда, что и изгнание 2005 года - не окончательное. И если еврейская жизнь Газы в очередной раз возродится, может быть, мы поймем, что такого нашли для себя евреи на этом пустынном клочке земли.
dona_anna