Допустим, что среди европейских достопримечательностей нам зачем-то нужно выбрать одну, "самую-самую". Достойный кандидат на эту роль - водоворот Сальтстраумен в Норвегии. Потому что он величайший в мире. Более мощных вихревых водных течений на нашей планете не существует.
Если бы мне показали фотографии, собственноручно сделанные в тот день с моста через пролив, и спросили бы: что это? Я бы ответил:
"Это циклон, снимок Земли из космоса".
На самом деле это водоворот Сальстраумен. Геометрическая правильность возникающих в воде кольцевых структур поражает, в это трудно поверить, если не видишь собственными глазами.
Космическую природу сил, порождающих водоворот, впрочем, не стоит недооценивать. Относительно небольшие (но при этом опасные) воронки и завихрения могут возникнуть и на реке. Но крупнейшие водовороты рождают именно приливные течения. А приливы и отливы – следствие притяжения Луны. водоворот Сальтстраумен – самое наглядное и зрелищное подтверждение активности Луны на нашей планете. Конечно же, овеянное легендами:
"...Судно стремительно рванулось вперед… Я подумал, что нас, конечно, сейчас швырнет в бездну, которую мы только смутно различали, потому что кружили над ней с невероятной быстротой… Сколько раз совершили мы круг по краю водоворота, сказать невозможно; мы не плыли, а словно летели, содвигаясь все больше к его зловещему внутреннему краю… Шхуна, казалось, повисла, задержанная какой-то волшебной силой, на внутренней поверхности огромной круглой воронки невероятной глубины; ее совершенно гладкие стены можно было бы принять за черное дерево. Мы как бы лежали на боку. Но я почти без труда сохранял равновесие; должно быть, это объяснялось скоростью нашего вращения…"
Это Эдгар По. "Низвержение в Мальстрем". А это Жюль Верн, «20 000 лье под водой», глава, где пленники бегут с "Наутилуса":
"До меня донеслось одно слово, повторенное раз двадцать, - слово страшное, и мне сразу стала ясной причина волнения, охватившего весь "Наутилус". Его экипажу было не до нас… Мальстрим!.. Значит, мы очутились в самых опасных водах Норвежского побережья. Давно известно, что здесь морские воды, зажатые в часы прилива между Лофотенами и островами Феро, превращаются в стремнину неодолимой силы. В ней образуется водоворот, из которого еще никогда ни один корабль не мог спастись…"
Мальмстрем, однако, а не Сальтстраумен! О чем мы говорим сейчас? Нет, о Сальстраумене. Водоворот Мальмстрем, называемый еще Москестремом, в указанном месте действительно существует. Но он находится в открытом море и визуально практически не наблюдаем. Вместо него гостеприимные норвежцы с чистой совестью предлагают туристам, в качестве "того самого" и "легендарного" водоворота, Сальтстраумен. На том основании, что он больше и сильнее Мальмстрема.
Он и вправду самый сильный. Кроме него есть еще четыре самых известных водоворота в мире: Мальмстрем, Наруто в проливе между островами Хонсю и Сикоку в Японии, водоворот Старой Свиньи в Квебеке и система двух водоворотов в Мессинском проливе, описанная Гомером как "Сцилла" и "Харибда". Так вот, Сальстраумен превосходит их все.
Как добраться: Водоворот расположен в заполярном городе Буде. Имейте в виду: легкой и быстрой дороги к нему из центральной и южной Норвегии не существует, если, конечно, не лететь в Буде самолетом. Из Тронхейма, древней столицы Норвегии, туда ведут две дороги: шоссе E-6 на север, в сторону Нарвика, Тромсо и Нордкапа, который считается самой северной обитаемой точкой европейского континента...
...И дорога номер 17. Последняя выглядит короче, но на ней шесть паромных переправ. К тому же она вьется между фьордами. Поэтому выбираем шоссе Е-6. Поначалу оно идет по равнине, и красивых пейзажей:
...Здесь встречается меньше. Но зато можно будет увидеть, как все севернее становится пейзаж за окном, скудеет подлесок, и лес уже хочется назвать тайгой, а горы – сопками, как в Восточной Сибири. Каменная, готическая, сказочная Скандинавия Андерсена и братьев Гримм...
...Уступает место Северу. Выше городка под названием Мо И Рана есть перевал. Поднимаясь по серпантину, словно въезжаешь в февраль.
Среди берез стоял обелиск, увидев который я сначала глазам своим не поверил. На нем было написано по-русски: "В память советских воинов, погибших в Норвегии в 1941 – 1945 гг".
На самом деле ничего удивительного. В Норвегии 62 таких памятника, и каждый из них поддерживается в достойном состоянии.
Вскоре кусты и деревья окончательно исчезли. Зато начали попадаться какие-то странные пирамидки из камней. Вся ложбина по обе стороны от дороги, насколько хватало глаз, была уставлена пирамидками из камней. Сотни, тысячи пирамидок.
Значения этого я не мог понять, пока не увидел указатель:
Шоссе вывело на площадь перед огромным зданием музейного типа – "Полярный центр".
Вот оно, что! Мы пересекли полярный круг. Ай да норвежцы!
Абстрактную точку на карте они сумели превратить в аттракцию европейского значения.
Но есть еще неформальный обычай так отмечать этот момент, - вроде купания в бочке с водой при пересечении экватора.
Пора, однако, спускаться к водопаду Сальстраумен. У железнодорожной станции Фауске, основной поток туристов сворачивает налево, в сторону города Буде. Городок невелик и не мал, 36 000 жителей. Свернем и мы туда.