Хотите видеть другой Кавказ? Такой, каким мы когда-то представляли его по фильму "Кавказская пленница". Деревня Рихания, основанная в Галилее в XIX веке черкесами – выходцами с Кавказа, зовет вас в гости.
"Стена и башня" по-черкесски
"Цом каль" - легкого поста в Рамадан, - высветилось на световом табло. Хотя, как пояснил наш гид – директор и основатель местного Музея черкесского наследия Шауки Хон, черкесы – мусульмане весьма условные. Примерно как об абхазах (родственный черкесам народ) писал Фазиль Искандер: "Они в достаточной степени мусульмане, чтобы не есть свинины, но не настолько мусульмане, чтобы не разводить свиней".
- Мы древний народ, а мусульмане мы – только 150 лет и не от хорошей жизни, - говорит Шауки. По его словам, свое исконное язычество адыги (самоназвание этого народа, а черкесами их прозвали монгольские завоеватели) меняли на ту религию, которая помогала выжить в запутанных кавказских войнах. Настоящий Кавказ - это не фольклор. Во всяком случае, не в первую очередь фольклор. Это войны. История адыгов - это история войн.
Чтобы избежать истребления, кто крестился, кто принял Ислам, а кто и гиюр. Истовыми мусульманами черкесы не стали. И мечеть в Рихании на мечеть была не похожа: просто дом с четырехскатной крышей, по центру которой - возвышение в человеческий рост. Шауки пояснил, что такая архитектура пришла из тех времен, когда черкесские аулы строились, как крепость: по периметру – дома с общей каменной стеной: обороняясь, можно перемещаться по крыше, а все ценное – в общем внутреннем дворе.
Когда-то вся Рихания выглядела именно так. Если бы ее жители могли предвидеть наплыв туристов, они конечно же сохранили бы это крепостное поселение. Но сегодня вокруг мечети видны лишь отдельные фрагменты стены.
Полностью поселение можно видеть только на макете в музее, где Шауки Хон прочел нам целую лекцию о культуре адыгов. Кстати, рекомендую. Шауки прекрасный рассказчик, скучно не будет, а лекции его можно будет посетить во время фестиваля черкесской культуры "Кфар Хигатем". Этот фестиваль пройдет в Рихании с 29 по 31 июля, переехав туда из другой черкесской деревни – Кфар-Камы, где пройдет несколькими днями раньше.
"Невесту украли, товарищ милиционер!"
В изложении Шауки горские обычаи поражали своей рациональностью и напоминали правила игры. Например, гость может находиться в доме сколько угодно, но на третий день должен принять участие в общих работах. Или насчет равноправии женщин. Оно настолько полное, что в языке черкесов нет женского рода. Или обычай похищения невесты. Выкрав ее из дома и вскочив на коня, жених обязан был выстрелить в воздух. Это означало: "Я здесь, начинайте преследование!" Погоня из жителей деревни тоже должна была стрелять в воздух, чтобы обозначить свое местонахождение. Когда жениху с украденной невестой удавалось выбраться за пределы досягаемости, он стрелял в воздух второй раз: игра окончена, я победил. Все по правилам. Иногда этот обычай воспроизводится и сейчас. Кто-то из журналистов спросил: и сейчас со стрельбой?
- Раньше стреляли, теперь нет, - ответил Шауки. – Ливанская граница слишком близко. Однажды к нам пробрался террорист из Ливана и взял в заложники семью. А в ЦАХАЛе слышали стрельбу, но не реагировали: думали, у нас "похищение".
От Рихании до границы километров пять, если по прямой. Добираться в деревню так: с шоссе 85 после Кармиэля сверните на север на дорогу 866, по ней до перекрестка Мирон, там по шоссе 89 в сторону Цфата, затем снова на север, на дорогу 886, и через 9 километров вы у цели.
Первое, что вас поразит в Рихании, если, конечно, раньше вы этого не знали: таблички с названиями улиц на кириллице. Интересно, что первый адыгейский букварь, изданный в 1918 году, использовал арабские буквы, в 1927 году ввели латинский алфавит, а в 1938 – все перевели на кириллицу. Весьма, впрочем, условно. Черкесский алфавит состоит из 64 букв – это то, что осталось после реформы, когда многое убрали. Черкесы стремятся все дифтонги обозначать одной буквой. Шауки немного попытался нам объяснить, как это должно звучать, получилось похоже на речь младенцев. К нашему удивлению, Шауки согласился: с его слов выходило, что каждый младенец вначале осваивает адыгский язык, а затем уже свой родной.
Второе, что поразит вас в Рихании – чистота на улицах, словно вы в Швейцарии. Между прочим, штатных дворников здесь нет, жители просто не мусорят.
Дорога выведет вас к черкесскому ресторану, где вы застанете знакомый антураж. На стенах – фотографии и гравюры с ослепительно красивыми черкешенками и бравыми воинами в папахах, как в фильме "Свинарка и пастух". Юноша в черкеске с газырями сыграет вам на аккордеоне что-нибудь национальное, а девушка, словно сошедшая со страниц книги Лермонтова, поставит на ваш стол несколько сортов сыра, сделанного по аутентичным рецептам, и чебуреки…
Читайте также
Исчерпывающий ответ на вопрос, откуда все это в Израиле, вам даст Шауки в музее. И там же расскажет историю черкесов, как они сами ее видят. Неважно, что в школе вы учили другое, вы ведь пришли сюда слушать, а не спорить. Начнете спорить, Шауки спросит:
- А знаете, почему адыги не едят рыбы из Черного моря?
"Такой-то царь в такой-то год вручал России свой народ…"
Это не про черкесов. День траура у них – 21 мая 1864 года, когда генерал Грабе провел военный парад в урочище Кбаада – Красная Поляна. Та самая, возле Сочи. Адыги считают, что Сочи – их земля, что наложило отпечаток на их восприятие Олимпиады. Парад означал окончание 60-летней Кавказской войны, после которой Царское правительство начало проводить политику вытеснения черкесов из горных аулов. Их поставили перед выбором: оставаться в России, переселившись на равнинные земли, или выехать в Турцию, которая согласилась их принять. Османской империи нужны были хорошие воины, чтобы охранять границы и навести порядок в слабо управляемых провинциях. Потому в Турции сейчас миллионы черкесов. Бывший премьер-министр Турции Тансу Чиллер – черкешенка. В Иордании черкесы охраняют короля. Шауки рассказывал, как удивился, узнав, что даже в Нью-Джерси есть черкесская футбольная команда. Нашлись черкесы в Ливии, но они попали туда еще с мамелюками. В Палестину черкесов завезли потому, что бедуины разбойничали на дорогах, грабили арабов, и кто-то должен был это дело прекратить.
Это переселение Шауки называет «геноцидом черкесского народа». По его словам, Турция соглашалась принять только беженцев-мусульман, а христиан отправляла в Россию на кораблях, которые царские войска топили в Черном море вместе с пассажирами. Вот, почему черкесы не едят рыбы оттуда. Подтверждения его слов я нигде не нашел. Но считается установленным фактом, что провести переселение цивилизованным образом, если и были намерения, - не удалось. В пересыльных лагерях начались голод и эпидемии, к которым оказались не готовы ни российские ни турецкие власти, о числе погибших спорят до сих пор... Но в этот спор мы уж точно вмешиваться не будем.
В Палестине адыги из колена шапсуг (у черкесов 12 колен, как у евреев) основали в 1876 году деревню Кфар-Кама, а в 1880 году 66 семей из колена абадзех основали деревню Рихания. Была еще третья деревня возле нынешней Хадеры, но жители ушли оттуда из-за малярии. Сейчас в Израиле около 4000 черкесов. Большая часть – в деревне Кфар-Кама, 1123 жителя в Рихании и еще несколько семей живут в Абу-Гоше.
Как раз в конце XIX века и евреи начали возвращаться в Эрец Исраэль. Черкесы с еврейскими поселенцами подружились.
А дальше - "не шатко и не валко шли года". Черкесы защищали первопоселенцев от арабов, помогали нелегальной репатриации через Ливан и мешали контрабанде наркотиков из Ливана, участвовали в Войне за независимость и сами обратились к правительству с просьбой, чтобы черкесских юношей (только юношей) призывали в ЦАХАЛ...
Сейчас уровень жизни в черкесских деревнях примерно совпадает со средним уровнем жизни в Израиле. Служба в силовых структурах считается у черкесов престижной. Фактически на базе черкесских подразделений создан МАГАВ. Жители Рихании гордятся тем, что в деревне живут больше 100 офицеров полиции и ЦАХАЛа.
Раньше туристы не посещали Риханию потому, что там негде было ночевать. Теперь появились циммеры, чтобы остановиться на ночь, и Рихания, вообще-то, стоит того. По мнению специалистов израильские черкесы сохранили национальные обычаи едва не лучше всех в диаспоре. Самобытности этому месту не занимать, это я для тех, кто еще сомневается, ехать ли в Риханию. Есть Черкесский танцевально-музыкальный ансамбль, который гастролирует по всему миру. Можно полюбоваться на джигитовку на лошадях, а может быть, удастся даже застать театрализованное представление "похищение невесты". Если вы приедете в дни фестиваля в Кфар-Каме или Рихании, вы все это застанете с большой вероятностью, хотя лучше все-таки позвонить и уточнить. Если же вы приедете в обычный день, то для вас и ваших детей, помимо ресторана, музея и экскурсии по деревне – еще и картинг.
Мало экзотики? Во-первых, не так уж мало. Во-вторых, избыток экзотики – признак декорации. А здесь не декорации, здесь повседневная жизнь, которой люди живут для себя, а не для туристов, создавая свой маленький Кавказ таким, каким хотели бы видеть Кавказ большой. И каким мог бы быть настоящий Кавказ, если бы не известные нам события. Кто знает, может быть, эти черкесские деревни - единственное место на нашей планете, где романтическая сказка под названием Кавказ продолжается.
Текст и фото Вадим Найман