Стремительное повышение роли еды и напитков в туристических предпочтениях влечет за собой не только экономические выгоды, но и серьезные негативные последствия, ставя под угрозу уникальность и самобытность локальных культур.
Термин "фудификация" описывает процесс трансформации традиционных районов в туристические анклавы с преобладанием заведений общепита. В результате некогда известные местные рестораны, гастрономы и бары вытесняются ориентированным на туристов фастфудом, что приводит к завышению цен и снижению качества обслуживания.
Эта тенденция разрушает аутентичную гастрономическую культуру и стирает уникальный облик городов. Болонья, прославленная своими прозвищами "Мудрая", "Красная" и "Толстая", в последнее время получила новое, менее почетное имя - "Город разделочных досок" (Città dei taglieri). Все больше традиционных гастрономов, мясных лавок и ресторанов в историческом центре города превращаются в закусочные и фастфуд, ориентированные на туристический поток. Узкие улочки переполнены столиками, а атмосфера аутентичности уступает место коммерциализации.
Подобные проблемы наблюдаются не только в Болонье, но и в других популярных туристических направлениях, таких как Венеция, Флоренция, Париж, Лион, Барселона и Бильбао. Люди все чаще планируют поездки не ради искусства или культурных мероприятий, а ради "гастрономических впечатлений". Только за первые четыре месяца 2025 года гастрономический туризм принес Италии 9 миллиардов евро дохода. Однако местные жители выражают недовольство: рост арендной платы вынуждает их покидать родные районы.
В Лионе, например, улицы заполонили ориентированные на туристов "аутентичные" рестораны, в то время как потребности местного населения игнорируются. В Дублине и Венеции пабы и бары, посещаемые большими туристическими группами, нарушают аутентичность и спокойствие.
В старом еврейском квартале Рима вместо традиционной кошерной кухни продается фастфуд, такой как пицца, бургеры и кебабы, с маркировкой "кошерно". Даже открытие крупного продуктового рынка в Турине, по мнению некоторых экспертов, ослабляет местную социальную структуру.
Процесс "фудификации" не ограничивается Европой. Как сообщает New York Times, аналогичные явления происходят в Мехико, где местная культура все больше стандартизируется под нужды туристического рынка.
В результате гастрономический туризм, который изначально был призван поддерживать региональную экономику и культуру, превращается в угрозу традиционным ценностям и местной жизни, затмеваемым тенью массового туризма.