Как вы думаете, где находится самый древний действующий ресторан Европы? Он расположен в Австрии, в сказочном городе Зальцбурге, название которого переводится как "Замок соли". Этот ресторан старше Священной Римской империи, образованной в 962 году.
Более тысячи лет назад на берегах реки Зальцах, что течет через австрийские Альпы, начал расти город Зальцбург. Толчком к его развитию послужили соляные копи, обнаруженные местными жителями еще в VIII-IX веках. Сейчас центральная (историческая) часть Зальцбурга включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 696 году святой Руперт основал аббатство Святого Петра, скульптура которого украшает колокольню над входом в одноименную церковь. Это был мужской монастырь, принадлежащий ордену Святого Бенедикта. Он располагался в историческом центре Зальцбурга, у подножия горы Менхсберг (гора монахов). Неподалеку, на восточном берегу Зальцаха, возвышается Капуцинерберг (гора капуцинов), а на западном - Нонберг (гора монахинь).
Монастырь Святого Петра в Зальцбурге - это целый комплекс. Он включает современную церковь Святого Петра, построенную в начале XII века. В ней сохранилась прекрасная статуя Мадонны XV века. В этот монастырский ансамбль также входят катакомбы раннехристианского периода, вырубленные в скале Менхсберг. Эти катакомбы предназначались для уединения и захоронения монахов-отшельников. Внутри сохранились небольшие часовенки, молельни и склепы.
При монастыре также есть кладбище Святого Петра, где имеются захоронения, датируемые XIII веком.
"Погружено во сны" - так о кладбище Святого Петра написал зальцбургский поэт Георг Тракль:
Все одиночество камней.
Бледны цветы в дрожанье мрака
могильной скорбности, однако
не ощущаешь боли в ней.
Усмешка неба, сад окрест,
где грезы мертвых снов незримы,
где отдыхают пилигримы.
И сторожит могилу крест.
С молитвой церковь вознеслась
к дарующему милость свыше,
свеча пылает в круглой нише,
за души грешников молясь.
Цветение древесных крон
в ночи мерцает, украшая
лик смерти, чтобы мир вкушая,
поглубже был у мертвых сон.
Монахи и сегодня предоставляют состоятельным горожанам участки для захоронений на этом кладбище. Говорят, что места здесь выкуплены на сотню лет вперед.
Фамильные склепы, аркады, надгробия с портретами и эпитафиями всегда вызывали любопытство у светской публики. Посетители шли к некрополю по тропинке, через ворота с низким сводом, открывающие путь к могилам. Большинство захоронений датируется XIV веком, когда обитель процветала.
Моцарт, который не любил Зальцбург
В XVIII веке не было почти никакой разницы между церковной и оперной музыкой, и Моцарт очень любил бывать в церквях и монастырях, где с удовольствием играл на органе. Он писал отцу Леопольду Моцарту, который в юности являлся певчим в бенедиктинском монастыре Святого Ульриха, что монастырские музыканты, "как бы плохо они ни скрипели", ему милее оркестра.
Вольфганг вырос в семье придворного музыканта, служившего в оркестре зальцбургского архиепископа. Его отец хорошо играл на скрипке, звуки которой очаровывали маленького Вольфганга. В возрасте 13 лет Моцарт исполнил в церкви Святого Петра свою Мессу до мажор, K. 66 ("Месса Доминика", Dominicusmesse) для друга детства Доминика Хагенауэра (имя при крещении - Каетан Руперт), который только что поступил в бенедиктинский монастырь. Каетан был на десять лет старше Моцарта, но они стали друзьями. Отец Хагенауэра владел домом на Гетрайдегассе, где проживала семья Моцартов, - там они и познакомились.
Позже, в 1783 году, Моцарт исполнил в этой же церкви Мессу до минор (в неоконченной версии), а его жена Констанца пела партию сопрано. Сам композитор часто дирижировал в храме хором и оркестром, а также играл на органе. Каждый год во время летнего музыкального фестиваля Месса до минор звучит здесь в рамках специального концерта церковной музыки.
Впрочем, Моцарт не любил Зальцбург, считая его провинциальным городом, в котором ему было тесно и неинтересно. Летом 1778 года он писал близкому другу семьи, священнику-иезуиту Йозефу Буллингеру:
"… Теперь о нашей зальцбургской истории! Вы знаете, любезный мой друг, сколь ненавистен мне Зальцбург! И не только из-за тех несправедливостей, кои моему дорогому отцу и мне довелось там испытать и коих одних было бы уже довольно, чтобы навсегда забыть этот город и навсегда стереть его из памяти! Но оставим это в покое… Возможно, вы поймете меня неправильно и подумаете, что Зальцбург для меня мал? Тогда вы очень заблуждаетесь. Я уже описал моему отцу некоторые причины. Но довольно пока той, что Зальцбург - не место для моего таланта! Во-первых, люди, причастные к музыке, не пользуются там никаким почтением, и во-вторых, там нечего слушать. Там нет ни театра, ни оперы! А если бы даже и захотели сыграть оперу - то кто же петь-то будет? В последние пять или шесть лет зальцбургская музыка, как и прежде, изобилует бесполезным, ненужным… Однако очень бедна нужным и полностью лишена самого необходимого".
Зальцбург во времена Моцарта был провинциальным городом и не мог соперничать с имперской столицей, такой как Вена, с ее театрами и разнообразными развлечениями.
С 1771 года Вольфганг начал службу при дворе зальцбургского архиепископа, графа Иеронима фон Коллоредо, которого свободолюбивый Моцарт в кругу друзей и знакомых называл "бараном в митре архиепископа". Его годовое жалованье составляло 150 гульденов - в десять раз больше, чем плата горничной в доме Моцартов. Вольфганг прослужил у Коллоредо десять лет. Архиепископ относился к нему как к слуге и требовал полного подчинения.
"Я ненавижу архиепископа до бешенства", - писал Моцарт отцу 9 мая 1781 года.
Граф Коллоредо и Моцарт часто вступали в конфликты из-за разногласий: архиепископ не терпел длительных отлучек композитора из города, не был в восторге от его музыки, запрещал давать публичные концерты ради личной выгоды и ограничивал доступ к домам знатных особ. Моцарту приходилось обедать со слугами в людской, а иногда его даже заставляли заниматься уборкой помещений.
"… В 12 часов, к сожалению, для меня несколько рано, мы идем обедать. За стол садятся два камер-лакея, контролер, кондитер, два повара, Чекарелли, Брунетти и моя милость. Оба камер-лакея занимают главные места, мне же, по крайней мере, предоставлена честь сидеть до поваров. За столом развлекаются грубыми шутками; ко мне никто не обращается, потому что я все время молчу, а если говорю, то всегда с величайшей серьезностью, и тотчас после обеда ухожу к себе… Человека облагораживает сердце. Пусть я не граф, но чести во мне больше, чем у иного графа… Вам в угоду, дорогой отец, я готов пожертвовать своим счастьем, своим здоровьем, даже жизнью, но не честью. Честь моя - она мне, да и Вам, должна быть дороже всего", - писал он отцу.
Если у Моцарта и были концерты, то устраивались они в основном для вечерних развлечений архиепископа. Вольфганг справедливо называл Коллоредо "зонтиком", заслоняющим его от мира. В Зальцбурге он был всего лишь одним из слуг архиепископа, а не признанным в Европе музыкальным гением.
Даже к родному отцу, который был склонен мириться с жалким положением сына как музыканта-лакея, Моцарт начал относиться с недоверием:
"Я не узнаю своего отца ни в одной строке Вашего письма, - писал Вольфганг ему 19 мая 1781 года. - Это, конечно, отец, но это не мой отец".
В 1781 году между отцом и сыном наступило окончательное отчуждение из-за того, что Моцарт решился разорвать кабалу и отказался от службы у Иеронима фон Коллоредо. Когда он подал прошение об отставке, его просто выставили за ворота, как нищенствующего музыканта.
На тот момент Моцарт, в свои 25 лет, уже был автором более двух десятков симфоний и около 200 других произведений. По-настоящему счастливым он почувствовал себя только тогда, когда покинул архиепископа Коллоредо и Зальцбург и переехал в Вену.
Тем не менее "душитель гения" Моцарта, граф Коллоредо, был активным сторонником реформ императора Иосифа II и человеком, который действительно поднял разоренный Зальцбург с колен, вложив в казну страны личный капитал.
Погребок монастыря Святого Петра
Становление гостиничного дела на территории Австрии в Средние века связано с традициями бесплатного гостеприимства. Первые приюты для странников и паломников возникали при монастырях, которые, следуя христианским заповедям и монастырскому уставу (в частности, уставу Святого Бенедикта), обязывались давать кров и пищу всем терпящим испытания.
К таковым относится уже упомянутый бенедиктинский монастырь Святого Петра в Зальцбурге, основанный в 774 году. На территории этой обители находится старейший ресторан Австрии и Центральной Европы - "Погребок монастыря Святого Петра" (нем. St. Peter Stiftskeller, в 2017 году ресторан был переименован в St. Peter Stiftskulinarium). Точная дата его основания неизвестна, однако считается, что он начал работать в 803 году - за 59 лет до призвания Рюрика, с которого принято отсчитывать официальное начало истории России.
При франкском короле Карле Великом с середины VIII века начали строить городские и придорожные постоялые дворы, которые были обязаны принимать всех путников, включая нищих и бездомных. Гостеприимство также подразумевало предоставление крова и пищи чиновникам, дипломатам, военным и гражданским лицам, выполнявшим поручения феодальных правителей.
25 декабря 800 года папа римский Лев III на праздничной мессе в римской базилике Святого Петра возложил на голову Карла Великого корону римских императоров - именно с этого момента на западе Европы вновь возродилась империя, в которую вошли территории современных Франции, Германии, а также Северной Италии. Карлу Великому удалось объединить под своей властью разные народы, опираясь на принцип: "Мы - один мир, хотя мы разные".
Императору было 60 лет, когда ресторан в Зальцбурге открыл свои двери. Это заведение впервые упоминается Алкуином (ок. 735-804 гг.), королевским советником и ученым при Карле Великом. Он воспел погребок и подаваемое там пиво в стихотворении на латинском языке. С тех пор заведение потчевало членов королевской семьи, священников и путников.
В 1527 году аббат Чиллиан Питричер приказал расширить винный погреб, добавив к нему второй каменный зал. За выполненную работу возчики и мастера получали "винный грош" или "домашний напиток".
С 1763 года и до конца жизни на верхнем этаже монастырского подвала жил Михаэль Гайдн - австрийский музыкант, младший брат знаменитого Йозефа Гайдна. В Зальцбурге он занимал должность придворного и церковного композитора при архиепископе.
В 1803 году заведение приобрело "права на пиво" и разрешение на подачу пенного напитка. До этого "Штифтскеллер" был винным трактиром, в котором монахам разрешалось угощать гостей вином собственного производства.
В 1809 году, во время наполеоновских войн, в монастырском подвале квартировали солдаты французской армии. Постепенно трактир превратился в полноценный ресторан.
В начале XX века, примерно в 1900 году, аббат Виллибальд Хауталер начал капитальный ремонт монастырского подвала - именно тогда появились "Аркады Виллибальда". Шаг за шагом помещения были адаптированы к потребностям современности.
В 1918 году, во время Первой мировой войны, монастырский подвал был разграблен.
Местная легенда гласит, что это заведение в разные годы посещали Христофор Колумб, Иоганн Георг Фауст и Вольфганг Амадей Моцарт.
Ресторан St. Peter Stiftskulinarium расположен в исторической части города. Здание разделено на одиннадцать тематических залов и вмещает в общей сложности 850 гостей.
В зависимости от сезона в меню преобладают яства из рыбы и дичи, однако здесь также подают блюда интернациональной, средиземноморской и веганской кухни. При этом наибольшей популярностью пользуется еда, приготовленная по аутентичным рецептам XVII-XVIII веков.
Помимо кухни, гостей привлекает уникальная атмосфера ресторана. Например, здесь проходят популярные вечерние концерты под названием "Ужин с Моцартом", во время которых в залах ресторана при свете свечей звучат произведения Моцарта, а музыканты одеты в костюмы прошлых эпох.
В 2003 году заведение отпраздновало свое 1200-летие. Сегодня оно пользуется огромной популярностью - слава древнейшего ресторана в Европе привлекает сюда гостей со всех уголков планеты, желающих проникнуться духом истории.
Главный девиз заведения - "Зальцбургское гостеприимство на протяжении 1200 лет". И надо признать: здесь точно знают, как сохранить качество и традиции сквозь века.
Источник: Лев Залесский "Вольфганг Амадей Моцарт"