Когда человек впервые садится в современный пассажирский самолет, он сталкивается с открытием, к которому жизнь его не готовила: авиалайнер живет собственной жизнью. Он жужжит и воет, щелкает, дышит, лязгает и громыхает. Все эти мелочи и другие странные явления очень настораживают тех, кто не привык к полетам или же вообще оказывается в самолете в первый раз, а некоторых пассажиров они вообще пугают. Конечно, все это имеет вполне естественное объяснение.
Современный авиалайнер чрезвычайно сложен, в нем тысячи узлов и механизмов работают одновременно, каждый из них имеет свой собственный голос и оказывает свое влияние на самолет. В салоне слышны не только двигатели, но и насосы, вентиляторы, систему кондиционирования, гидравлику, и все это складывается в непонятный набор звуков. Вот только для пассажира без опыта полетов мозг мгновенно выстраивает простую логическую цепочку: громкий или странный шум = неисправность. На деле все наоборот, и как раз тишина в самолете может означать больше поводов для беспокойства, чем привычные щелчки, вой или гул.
1. "Жужжание пилы" у A320 и не только
Пассажиры, сидящие в районе крыла, особенно на Airbus A320, часто слышат протяжный жужжащий звук, похожий на работу пилы или резкий свист. Он появляется при изменении тяги двигателей, когда воздушные винты и системы регулирования потока воздуха выходят на разные режимы. На максимальной мощности шум становится особенно отчетливым, и тот, кто не знает его природы, может решить, что с мотором что-то не так. На самом деле это всего лишь штатная работа воздушных винтов и воздухозаборников: у разных самолетов звук отличается, но у семейства A320 он наиболее узнаваемый и часто становится первым "страшным" впечатлением у новичков.
2. "Лай собаки" и другие "голоса" гидравлики
Еще один удивительный звук, который часто сбивает с толку пассажиров, - это характерное гавканье внизу фюзеляжа. Его производит система PTU, то есть электрогидравлический насос, перекачивающий жидкость между гидросистемами. На стоянке или во время руления этот звук особенно заметен, и он действительно очень похож на лай собаки. Удивительно, но именно такие голоса говорят о том, что система работает как положено, а не наоборот. Для пилотов характерный ритмичный лай - лишь сигнал, что насос выполняет свою задачу, но для пассажира это звучит так, будто самолет чем-то недоволен.
3. Пронзительный вой у трапа, гул под полом и дыхание кондиционирования
Когда пассажиры заходят на борт и слышат возле трапа пронзительный, почти режущий слух вой, у многих появляется вопрос: почему самолет работает, если двигатели еще не запущены? Ответ прост - это работает APU, вспомогательная силовая установка, небольшая турбинка в хвосте. Она дает электричество и воздух для систем, пока главные двигатели стоят. От нее же питаются кондиционеры, которые в авиации называют "packs". Именно поэтому под полом и в воздуховодах слышен характерный гул и шипение - воздух проходит через клапаны, сбрасывается излишек давления, и весь салон буквально дышит. Иногда это даже сопровождается резкими щелчками, но все это нормальная работа систем, которые создают привычный комфорт на борту.
4. Щелчки, хлопки и вибрации: от закрылков до тишины
Во время взлета и посадки пассажиры нередко слышат громкие щелчки и гулкие хлопки, но это не поломка и не турбулентность, а работа механизации крыла и шасси. Закрылки и предкрылки приводятся в движение мощными приводами, створки шасси фиксируются замками, а при поднятии и выпуске шасси слышен характерный удар. Дополняют картину сигналы в салоне - короткие "дзынь", которые на самом деле являются командами для экипажа, а не предупреждением пассажиров. Особое чувство тревоги вызывает внезапная тишина, когда двигатели переходят на малый газ, например, при снижении. В этом случае кажется, что моторы выключились, но на деле самолет продолжает лететь за счет аэродинамики и способен планировать десятки километров без тяги.
5. Резиновое крыло: насколько оно гнется
Помимо звуков, есть и другие эффекты, которые могут ввести в заблуждение пассажиров, а самых впечатлительных из них даже напугать. К примеру, сидящие у окна часто замечают, как во время полета крыло изгибается, и у многих от этого по спине пробегает холодок. На самом же деле гибкость крыла - это особенность конструкции, рассчитанная на колоссальные нагрузки. В турбулентности крыло может изгибаться вверх на несколько метров, и это считается нормой. Столь большая пластичность позволяет конструкции гасить вибрации и выдерживать перегрузки, которые в статике сломали бы жесткий элемент. Поэтому то, что пассажиру кажется тревожным признаком, инженеры изначально заложили в конструкцию как способ повысить безопасность и долговечность.
6. Молнии и грозы: ударить может, пугаться не стоит
Пассажирские самолеты нередко становятся мишенью для молний, и экипажи относятся к этому спокойно: статистика утверждает, что каждый лайнер за годы службы получает несколько десятков ударов. Разряд входит в одном месте обшивки и выходит в другом, чаще всего через законцовки крыла или хвостовое оперение. Все это предусмотрено конструкцией: молниезащита отводит ток по внешней оболочке, не давая ему повредить важные системы. Пассажиры в салоне могут увидеть яркую вспышку и услышать сильный хлопок, но внутри самолета не отключится ни свет, ни электроника.
7. Шасси, тормоза и запах горячего металла
После жесткой посадки в салоне может появиться запах, напоминающий горящий металл или перегретые тормоза. Причина проста: колеса и тормозные диски самолета во время пробега нагреваются до сотен градусов. Иногда их охлаждают специальные вентиляторы, но чаще всего за это отвечают датчики и система контроля температуры. В редких случаях во время прерывания взлета тормоза работают на пределе, и тогда запах становится особенно резким. Дополняют впечатление звуки: вибрация шасси, гул гидравлики, хлопки створок. Все это воспринимается как признаки поломки, хотя на деле это штатные процессы, которые просто не похожи на привычные ощущения из мира автомобилей.
8. Скрип воздушных тормозов
Во время приземления самолет останавливается не только за счет колесных тормозов, на крыльях и двигателях есть целый набор устройств, которые помогают быстро сбросить скорость. При посадке открываются реверсоры тяги - специальные створки, перенаправляющие поток воздуха вперед, а на крыльях поднимаются спойлеры, которые резко ломают поток и уменьшают подъемную силу. В салоне это ощущается как сильная вибрация, сопровождаемая оглушительным гулом. На слух может показаться, что что-то сломалось или двигатель закашлялся, но на деле именно так лайнер эффективно тормозит, особенно на короткой полосе или при тяжелой посадке.
Иногда пассажиры замечают, как в салоне вдруг появляется белесый туман, особенно после включения кондиционирования или во время длительной стоянки. Первое впечатление тревожное - дым, пожар или перегрев, но на самом деле это всего лишь конденсат. Охлажденный воздух из системы кондиционирования сталкивается с более теплым и влажным воздухом в салоне, и влага в нем тут же превращается в видимый пар. Именно так создается иллюзия тумана или холодного душа из потолка. Через пару минут он рассеивается, а пассажиры остаются при приятной температуре, даже не подозревая, что только что стали свидетелями банального физического процесса.
Читайте также
- Wizz Air возобновила полеты самолетов после установки важного обновления ПО
- Emirates не вернется в Израиль в ближайшие месяцы
- Опоздавшие на рейс пассажиры решили догнать самолет
- Стюардесса рассказала, что происходит, если пассажир умирает на борту самолета
- Ryanair полностью отказывается от бумажных посадочных талонов