В конце XIX века Довиль из морского курорта превратился в настоящую лабораторию новой французской элегантности. Его знаменитые пляжи и променады, увековеченные Клодом Лелушем в фильмах, послужили декорациями для многих событий и процессов в истории моды. Именно здесь Габриэль Шанель обрела свой стиль, заимствуя в расслабленном ритме жизни этой "парижской Ривьеры" коды, которые перевернули высокую моду. Именно в Довиле приморский и пляжный стиль во внешнем виде превратился в эстетический манифест.
Посетить Довиль и не пройтись по его знаменитому пляжному променаду - все равно что побывать в Париже и не увидеть, хотя бы издалека, Эйфелеву башню. Эта деревянная набережная длиной более 600 метров, тянущаяся вдоль моря, стала одним из символов этого французского прибрежного города. Режиссер Клод Лелуш увековечил ее в фильме "Мужчина и женщина" (1966) - истории любви между героями в исполнении Анук Эме и Жан-Луи Трентиньяна. С тех пор променад в Довиле стал частью общего представления об облике французских курортов - и не только в летний сезон.
История Довиля тесно связана с кино не только благодаря фильму Лелуша, но и из-за Кинофестиваля американского кино, который проводится с 1975 года и ежегодно собирает на нормандском курорте множество зрителей, желающих увидеть голливудских звезд. Но именно мода и роскошь по-настоящему возвели этот прибрежный город в ранг исключительного уже в конце XIX века - в рамках трансформации, сравнимой с перестройкой Парижа под руководством барона Османа.
Столичный дух на берегу моря
Как и у Парижа, у Довиля был свой покровитель - герцог де Морни, сводный брат Наполеона III. Около 1860 года он выкупил болота в этом регионе и решил превратить их в курорт. Герцог построил ипподром, который вскоре стал притягивать парижскую аристократию, а с ней начали строиться и первые виллы. Открытие железной дороги в 1863 году, соединившей Париж и Довиль, усилило интерес к новому месту отдыха, быстро превратившееся в модное направление для побега из столицы хотя бы на пару дней.
Впрочем, сначала Довиль соперничал с расположенным по соседству Трувилем, чьи расположенные на склонах холмов виллы тоже привлекали некоторых парижан. Но работы, начатые герцогом де Морни, изменили ситуацию, и уже в начале XX века сотни вилл начали появляться вдоль новых улиц и проспектов Довиля.
XXI округ Парижа
Город буквально наводнили состоятельные парижане, настоятельно прогуливавшиеся и заседавшие на террасе кафе La Potinière, где собирался высший свет - прямо как в столице. Не случайно Довиль до сих пор в шутку называют XXI округом Парижа.
На активно набиравший популярность курорт потянулись и англичане, интересующиеся конными и морскими видами спорта, и богатые американцы, вроде предпринимателя Корнелиуса Вандербильта или банкира Энтони Дрексела, швартовавших свои яхты на "парижской Ривьере".
В 1912 году были открыты казино и отель Normandy, а в том же году ювелирный дом Van Cleef & Arpels открыл сезонный бутик на улице Гонто-Бирон. Дом делал ставку на графинь и герцогинь, которые прогуливались по городу с корзинками наперевес, украшенные бриллиантами и одетые в изделия домов высокой моды. Улицы Довиля превратились в витрину роскоши, где мода становилась самым ярким социальным маркером. Как на подиуме, на улицах Довиля устраивались импровизированные светские дефиле, где главные модники и модницы демонстрировали себя в курортных костюмах.
Пока в Париже нарастало напряжение, которые в итоге вылилось в Первую мировую войну, столичная аристократия сбегала от реальности на побережье. До 1936 года во Франции не существовало оплачиваемых отпусков, и только самые обеспеченные могли позволить себе поездки к морю - ради йодированного воздуха или, для самых смелых, купания, которое до середины XIX века считалось исключительно лечебной процедурой, но постепенно становилось приятно формой досуга.
Как Шанель стала Шанель
Именно в этом контексте нарастающего социального напряжения Габриэль Шанель приехала в Довиль со своим возлюбленным Артуром "Боем" Капелем, английским бизнесменом и игроком в поло. Она обосновалась в городе и с интересом наблюдала за концентрацией светской публики - ее потенциальных клиентов.
Коко еще не исполнилось 30 лет. Несмотря на то, что она уже была известна своими шляпами, ее работы модистки было еще сложно назвать амбициозными. В курортной суете она увидела возможность и, при поддержке Боя, решила открыть полноценный бутик. Впервые имя Gabrielle Chanel появилось на витрине в нескольких шагах от казино Довиля - сначала там продавали шляпы, а затем и первые модели одежды.
Шанель искала свой стиль и черпала вдохновение в том, что наблюдала вокруг. "Я была с англичанами [...] смотрела, как они играют в поло [...] Однажды я надела мужской свитер - просто потому, что мне было холодно. Это было в Довиле", - рассказывала она своему биографу Марселю Эдриху. Так родилась идея использовать мужские модели и более мягкие ткани для женской одежды.
Существует и менее романтическая версия: по словам самой Шанель, она использовала трикотаж просто потому, что это был единственный материал, который ей удавалось закупать в достаточном количестве в условиях, становившихся все более сложными в Париже. Об этом Шанель рассказывала другому свому биографу Полю Морану.
Как бы то ни было, Довиль стал важной частью легенды Коко. Она утверждала, что цвет мокрого песка вдохновил ее на использование бежевого, а полосатые тельняшки моряков легли в основу культовых принтов. Культура водных видов спорта, которыми занимались яхтсмены или отдыхающие на пляжах, подтолкнула ее к поиску альтернатив корсетам того времени.
Витрина для кутюрье
Шанель была не единственной кутюрье, чье имя тесно связано с Довилем. Модельер Жан Пату регулярно показывал здесь свои курортные коллекции (хотя так и не открыл бутика). В Довиле работал Люсьен Лелонг, а Жанна Пакен часто появлялись на ипподроме в сопровождении своих моделей.
Но пример Шанель - особенный: Довиль помог ей найти собственную моду, а она в ответ увековечила город. В 2024 году модный дом Chanel отдал дань уважения Довилю, этому неиссякаемому источнику вдохновения, коллекцией Paris-Deauville. На подиуме были показаны трикотажные блузы, платья, кардиганы, струящиеся пальто и широкополые шляпы в духе тех, что Коко придумывала более ста лет назад.
Показ проходил в Гран-Пале в Париже, но за подиумом на большом экране проецировались виды нормандского пляжа. Также было показано видео с Брэдом Питтом и Пенелопой Крус в ролях героев из фильма Лелуша - в рекламном ролике, снятом в Довиле фотографами Inez & Vinoodh. На экране появился и сам Клод Лелуш - в знак родства моды и кино на променадах Довиля.
Читайте также
Оригинал этой публикации на сайте французской редакции RFI, автор - Сильвано Мендес.