Zahav.ТуризмZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+20+14
Иерусалим
+14+9

Туризм

А
А

Европейская столица нашла способ снизить углеродный след до нуля

Жители топят дома отходами, катаются на лыжах на крыше завода и сортируют мусор в 10 контейнеров. В городе снизили и углеродный след туристов.

15.12.2024
Источник:Холод
Фото: ShutterStock

Копенгаген не раз входил в списки самых благоприятных для жизни городов мира, и одна из причин - курс на экологичность. Еще в 2010-х годах власти города планировали к 2025 году стать углеродно нейтральным, то есть снизить количество выбросов СО2 до уровня, который могут поглотить растения, но их замысел провалился. Новый план - сделать это к 2030 году. В случае успеха Копенгаген станет первым в мире углеродно нейтральным городом. Что предпринимают власти для реализации этого амбициозного плана - в материале "Холода".

С каждым годом мир все ближе к климатической катастрофе. Средние температуры растут везде и, если это не остановить, уже через 25 лет человечеству могут угрожать аномальные засухи, наводнения, голод и массовые миграции из наиболее пострадавших регионов.

Причина глобального потепления - выбросы в атмосферу углекислого и других парниковых газов, которые задерживают тепловую энергию, излучаемую Землей. Чтобы замедлить рост температур, человечеству нужно сократить выбросы парниковых газов до того уровня, который могут поглотить растения. Эксперты говорят, что это необходимо сделать к 2050 году и начать следует с мегаполисов - они загрязняют атмосферу быстрее и сильнее.

Около 700 городов, среди которых Нью-Йорк, Кейптаун и Рио-де-Жанейро, уже обязались принять меры, чтобы достичь углеродной нейтральности к середине века. Однако Копенгаген планирует сделать это быстрее всех - к 2030 году.

Еще в 2012 году власти столицы Дании поставили перед собой цель стать первым углеродно-нейтральным городом в мире к 2025 году, однако план провалился. Несмотря на это, результаты уже впечатляющие: с 2010 года Копенгаген смог сократить выбросы углекислого газа в атмосферу на 78%. Сейчас выбросы на одного жителя города составляют одну тонну углекислого газа в год. Для сравнения: в Париже это 2,2 тонны.

"Очень жаль, что у нас не получится добиться этого [полной углеродной нейтральности] в 2025 году. Но это не значит, что мы не достигнем цели в 2026, 2027 или 2028 годах. У нас все еще есть надежда, что все получится", - заявила в 2022 году градоначальник Копенгагена Софи Хесторп Андерсен.

Несмотря на сдвиг по срокам, в случае успеха Копенгаген станет первой в мире столицей с нулевым уровнем выбросов углекислого газа. Распространение зеленой энергетики, километры велодорожек, популяризация электрокаров и многое другое уже сделали столицу Дании одним из самых зеленых городов мира.

Горнолыжный спуск на крыше завода

В 1973 году 90% энергопотребления Дании приходилось на нефть. Однако энергетический кризис и резкое подорожание топлива побудили правительство провести реформу, направленную на более эффективное использование энергоресурсов. Так, в 1978 году в Дании появилась первая промышленная ветровая турбина. Сейчас их в стране работает около семи тысяч.

Ветровая энергия вместе с солнечной обеспечивают до 67% от общего потребления электроэнергии в стране. В Копенгагене наряду с этим часть энергии вырабатывается благодаря сжиганию отходов и биомассы. Почти все центральное теплоснабжение Копенгагена, к которому подключены 99% домов города, обеспечивается именно так.

Сжиганием отходов в Копенгагене занимается электростанция Amager Bakke. Завод сжигает 250-300 грузовиков неперерабатываемых отходов в день при температуре около 1000 градусов Цельсия. Турбина и генератор вырабатывают электричество для десятков тысяч домов и предприятий. Тепло, оставшееся от производства электричества, используют для отопления 72 тысяч домов.

Вреда от завода значительно меньше, чем при сжигании угля или газа. В атмосферу выбрасывается в основном азот, который и так содержится в воздухе, немного кислорода, водяного пара и углекислого газа.

Однако есть и недовольные его работой. Критики отмечают, что завод слишком большой и в городе просто нет столько отходов для него. Поэтому в Данию привозят мусор из-за рубежа для переработки. Инженер завода Питер Блинксбьерг утверждает, что сжигание иностранных отходов более экологично, чем их захоронение на свалке. "Привозя отходы из Великобритании сюда, мы уменьшаем парниковый эффект", - говорит он.

Завод также стал местом для отдыха горожан. На его крыше есть искусственный горнолыжный склон CopenHill, пешеходная тропа и стена для скалолазания.

546 километров велодорожек

В ХХ веке Копенгаген был загроможден заводами и фабриками. "Город был сильно загрязнен, его фасады почернели от дыма и копоти заводов, электростанций и частных домов", - рассказывает Якоб Ингеманн Парби, куратор Копенгагенского музея.

Сейчас же Копенгаген - один из самых зеленых городов в мире, и с каждым годом становится все зеленее. За последние пять лет власти столицы высадили 70 тысяч деревьев, благодаря чему на каждого жителя теперь приходится в среднем 41 квадратный метр зеленой зоны (в Париже, для сравнения, этот показатель составляет всего 3,2 квадратных метра).

Озеленение городов - важный шаг в борьбе с изменением климата. Деревья поглощают загрязняющие газы и фильтруют из воздуха мелкие частицы, задерживая их на листьях и коре. Благодаря зеленым зонам воздух становится чище, а температуры в городах не повышаются до рекордных значений.

Другой важный шаг - борьба с автомобилями, а точнее, с парниковыми газами, которые они выбрасывают. В Копенгагене для этого делают ставку на велосипеды и электрокары. В собственности у горожан в пять раз больше велосипедов, чем автомобилей. В 2022 году в столице было построено 546 километров велосипедных дорожек, мостов и супермагистралей для велосипедистов, а 62% жителей пользуются велосипедами каждую неделю.

Власти Копенгагена ежегодно тратят около 10 миллионов евро на строительство веломостов, расширение велодорожек и новые велопарковки. Согласно их плану, к 2025 году 50% жителей должны использовать велосипед для поездок на работу или учебу. Сейчас этот показатель достиг 45%.

Однако машин в городе все равно много, и их число растет - доля передвижений на автомобилях составляет 30%. За последние 20 лет этот сектор меньше всего сократил количество выбросов - всего на 24%, и теперь на его долю приходится три четверти всех выбросов города.

Чтобы изменить ситуацию, Копенгаген развивает электротранспорт. Уже сейчас город на первом месте в Европе по распространению электромобилей. В планах у властей гарантировать жителям доступность зарядки электрокаров - зарядная станция должна быть не дальше, чем в 250 метрах от любого многоэтажного здания. В городе также внедрены электробусы, и весь городской транспорт на воде теперь электрический.

Умные фонари и чистая гавань

Кроме велодорожек и мусоросжигающего завода-электростанции в Копенгагене есть и другие инициативы, влияющие на снижение углеродного следа. Например, улицы города перевели на умное освещение, которое ночью затемняется, тем самым экономя энергию. Фонари оснащены датчиком движения, поэтому включают дополнительный свет при приближении велосипедиста.

Обычная сортировка мусора в столице тоже перешла на другой уровень: жители используют 10 разных мусорных баков - для стекла, бумаги, картона, пластика, металла, упаковки для еды, пищевых отходов, опасных и электронных отходов, текстиля и неперерабатываемых отходов.

Власти города также очистили воду в гавани. В 1990-х годах там разгружали уголь, а теперь обустроили места для купания. Эту же воду из Копенгагенской гавани используют для кондиционирования практически трети гостиничных номеров.

Эковалюта для туристов

В 2023 году Копенгаген посетили 12 миллионов путешественников, и власти проработали экологические инициативы, чтобы снизить и их углеродный след. Летом 2024 года они ввели экологическую валюту для путешественников CopenPay.

Согласно проекту, посетителей города, которые проявляли "экологически ответственное" поведение, поощряли. Например, если турист приехал на горнолыжный склон CopenHill на велосипеде или поезде, то мог прокатиться по нему бесплатно. А если помогал ухаживать за садами в музее писательницы Карен Бликсен, мог бесплатно войти в ее бывший дом.

Инициатива CopenPay проработала меньше месяца - с 15 июля по 11 августа. Однако власти уже сейчас выступают за добавление ее к постоянным программам. "Копенгаген должен стать пионером в области устойчивого образа жизни, и нам следует вдохновлять туристов делать осознанный выбор в пользу экологии", - сказала глава города Софи Хесторп Андерсен.

Все эти проекты, возможно, приведут к тому, что к 2030 году Копенгаген достигнет своей цели и станет углеродно-нейтральным. Но власти не намерены на этом останавливаться: к 2035 году они хотят достичь отрицательного уровня выбросов - выбрасывать меньше углекислого газа, чем могут поглотить деревья.

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке