Zahav.ТуризмZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+29+24
Иерусалим
+27+16

Туризм

А
А

Овертуризм. Кто победит?

Туристов в мире еще никогда не было так много. Местные больше не могут позволить себе жизнь в популярных городах и хотят прогнать приезжих. Кто победит?

Юлия Ахмедова
13.09.2024
Фото: Reuters

В этом туристическом сезоне вновь начал расти спрос россиян на поездки в Европу. Так, число заявлений на итальянские визы из России увеличилось на 36% по сравнению с предыдущим годом, а количество бронирований жилья в Венгрии - на 70%. Всплеск стал возможен из-за развития стыковочных рейсов в постсоветских странах.

Однако Европа в этом году в целом пережила непростой туристический сезон - Венецию, Барселону, Амстердам и другие города заполонили туристы со всего мира, видимо, желая наверстать упущенное за время пандемии COVID-19. По прогнозам, 2024 год станет рекордным по количеству принятых путешественников.

В связи с этим во многих городах начались протесты против туристов, появились граффити и плакаты с надписями Go to your f***ing home ("Возвращайтесь к себе домой"). Когда в городе слишком много туристов, жизнь местных и правда часто становится невыносимой. Например, им может не хватать жилья, поскольку владельцам теперь выгоднее сдавать недвижимость в краткосрочную аренду. Под туристов начинает подстраиваться и остальная городская инфраструктура, что заставляет местных уезжать из центральных районов в пригороды.

При этом зачастую экономика популярных у туристов городов очень сильно зависит от них, а, например, для Венеции и вовсе является основой экономического благополучия.

Можно ли найти баланс между качеством жизни местных и туристической индустрией и не приведет ли это к полному запрету путешествий - разбиралась корреспондентка "Новой-Европа" Юлия Ахмедова.

Исчезающие венецианцы

47-летний Клаудио Вернье - коренной венецианец. Его семья владеет кафе на самой знаменитой площади Венеции Сан-Марко, а также несколькими магазинчиками недалеко от другой достопримечательности - моста Риальто. В разговоре с "Новой-Европа" итальянец признается, что для него большая удача и счастье родиться и жить в Венеции. Но его беспокоит судьба новых поколений, в том числе его детей - смогут ли они продолжать жить в этом городе?

Клаудио уезжал из Венеции только на время учебы в университете, а когда вернулся в начале нулевых, в историческом центре его родного города уже начали происходить изменения. С каждым годом туристов становилось все больше. Закрывались небольшие лавки, где местные любили покупать свежую выпечку, а на их месте появлялись магазины с сувенирами. Дома в историческом центре массово превращались в отели и апартаменты для туристов. Тогда Клаудио принял решение заняться не только семейным бизнесом, но и общественной деятельностью. Сейчас он возглавляет Associazione Piazza San Marco - организацию, занимающуюся защитой культурного и исторического наследия.

"Венеция - уникальный город, - говорит Клаудио. - Но туристы приезжают сюда не только для того, чтобы посетить собор и площадь Сан-Марко, а также мост Риальто. Они хотят прочувствовать образ жизни настоящих венецианцев - людей, которые делают этот город особенным. Однако местных жителей остается здесь все меньше. Поэтому мы должны защищать коренных венецианцев и учитывать интересы туристов, которые хотят увидеть Венецию такой, какой они представляют ее в своих мечтах, а не переполненную толпами людей".

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире

Фото: zahav.ru / Гарри Резниковский

Сейчас в историческом центре постоянно проживают менее 50 тыс. венецианцев. При этом город принимает около 20-30 млн посетителей в год, большинство из которых приезжают только на день и не остаются на ночь. Это слишком много для такого маленького и хрупкого города.

По этой причине с начала 1950-х годов Венеция потеряла более 120 тыс. местных жителей - они предпочли перебраться на материковую часть.

"Если вы - владелец недвижимости, то, конечно, вам гораздо выгоднее сдавать жилье туристам, чем в долгосрочную аренду [тем, кто живет здесь постоянно]. В Венеции нет законодательства, которое бы защищало местных жителей и регулировало количество домов, которые можно сдавать [посуточно]. Поэтому бизнесмены и инвестиционные фонды стали скупать недвижимость и делать с ней все что хотят. В результате цены выросли, доступного для местных жилья стало меньше, и город начал терять своих жителей", - говорит Клаудио Вернье.

По данным на 2021 год, 42% площадей в историческом центре сдавалось путешественникам. И если средняя стоимость долгосрочной аренды варьируется от 800 до 1500 евро в месяц, то на Airbnb средняя цена за ночь составляет 204 евро.

Кроме того, огромное количество туристов негативно влияет и на состояние памятников архитектуры. Например, волны от круизных лайнеров, прибывающих в Венецианскую лагуну, прежде чем их запретили в 2021 году, приводили к эрозии фундамента зданий.

По словам Клаудио Вернье, венецианцы прекрасно понимают, что очень сильно зависят от туризма: путешественники ежегодно приносят в казну города до 3 млрд евро. "Во время пандемии без туристов город был практически мертв, - вспоминает Клаудио. - Но мы должны найти баланс, чтобы сохранить и бизнес, и тот уникальный образ жизни города, за которым приезжают туристы".

Ловушка туризма

Проблема переполненности городов туристами появилась относительно недавно. Впервые в общественном пространстве и в среде экспертов о ней заговорили в 1996 году после выхода книги "Справиться с туристами" Джереми Буассевейна, профессора социальной антропологии Университета Амстердама.

"Люди начали массово путешествовать не так давно - в 1980-1990-е годы. Раньше они ездили, скорее, по делам или к родственникам. Позволить себе поездки ради удовольствия могли только очень обеспеченные люди", - говорит в комментарии для "Новой-Европа" Софья Борушкина, исследовательница городов из Миланского политехнического университета.

Но в 2010-х за счет лоукостеров и хостелов число путешествий стало расти. В результате об овертуризме (от англ. overtourism - "чрезмерный туризм") - проблеме перенасыщения города путешественниками - в Европе заговорили еще до пандемии коронавируса. "Этот термин используют, когда негативного воздействия от потока туристов становится настолько много, что оно перекрывает позитивные эффекты и приводит к недовольству местных жителей", - объясняет Софья Борушкина.

Самые распространенные и тревожные последствия овертуризма - переполненность городов людьми, часто очень шумными, рост цен, нехватка жилья, загрязнение окружающей среды и износ памятников культуры.

При этом часто популярные места попадают в ловушку своего рода туристического проклятья - начинают экономически зависеть от потока людей и одновременно страдать от него, но быть не в силах отказаться.

"Мы видим, что люди начинают протестовать против туристов, относиться к ним агрессивно, что может привести к снижению турпотока. В то же время от туризма зависит экономическое благосостояние местных, потому что экономика некоторых городов попросту базируется на этом. В этом плане показательной стала пандемия коронавируса, когда бизнес массово закрывался из-за недостатка посетителей. Все это сбалансировать - довольно большая проблема", - говорит Себастьян Зенкер из Копенгагенской школы бизнеса.

Фото: Getty Images / Jon LC

Протестующие барселонцы

В начале июля 2024 года туристов в Барселоне ждал холодный прием. Несколько тысяч жителей города вышли на акцию протеста и начали поливать приезжих водой из водяных пистолетов. Как говорит барселонец Дэниель Пардо Ривакоба, один из организаторов акции, таким образом они хотели привлечь внимание к необходимости найти баланс между туризмом, повседневной жизнью местных и экономикой города.

Дэниель работает управляющим "библиотекой вещей" - социальным проектом, который предоставляет во временное пользование по низкой цене всевозможные бытовые предметы. Также он член Assemblea de Barris pel Decreixement Turístic (ABDT) - активистской организации по борьбе с чрезмерным туризмом в Барселоне.

"Как я люблю говорить, не я заинтересовался проблемой туризма, а туризм заинтересовался мной, моим районом и моим городом, - рассказывает Даниэль. - Туризм влияет на жизнь города так сильно, что почти невозможно оставаться к этому равнодушным. Поэтому я принимаю участие в низовых движениях в Барселоне уже около пятнадцати лет".

По словам Даниэля, испанцев беспокоят не столько туристы, сколько "слишком агрессивная по своей природе" туристическая индустрия и отсутствие контроля за отраслью со стороны государства.

Самым серьезным последствием овертуризма для Барселоны, как и для Венеции, стала проблема нехватки жилья. C 2007 по 2020 год из Готического квартала в центре города уехали 45% местных жителей.

Даниэль Пардо Ривакоба также обращает внимание на то, что хоть сфера туризма и дает рабочие места, достойно зарабатывать в ней не получится: "Часто говорят, что туризм необходим, потому что он дает много рабочих мест. Это правда, но эти места не появились из ниоткуда. Туристическая индустрия заняла место других секторов экономики. В то же время туризм - один из худших работодателей в городе как по условиям труда, так и по зарплате, которая составляет лишь от 55% до 63% от средней зарплаты в Барселоне".

Тем не менее, как отмечает Себастьян Зенкер из Копенгагенской школы бизнеса, на туризме основана существенная часть экономики Барселоны (4% от городского ВВП), и это не только отели, но и супермаркеты, рестораны, театры и другие объекты, которые зависят от количества посетителей.

"Город - живой организм, он никогда не идеален, но вы должны поддерживать его в равновесии и следить за тем, чтобы в нем не было слишком много туристов или не остались только местные жители, потому что тогда у вас не будет достаточной экономической мощи. Сбалансировать все это - сложная задача", - говорит Зенкер.

С этим согласен и Даниэль Пардо Ривакоба. Но так как во время пандемии экономическая модель, сильно зависящая от туризма, показала свою уязвимость, испанские активисты пытаются добиться от властей разработки государственной политики, направленной на уменьшение значимости туристического сектора в экономике города и развитие других секторов, более совместимых с жизнью местных.

"Наша идея заключается не в том, чтобы вообще запретить туризм - это неразумно и, вероятно, невозможно, - а в том, чтобы уменьшать его долю в экономике постепенно, планомерно и на основе консенсуса. Если мы не сделаем это сами, то, вероятно, это произойдет неожиданно - из-за изменения климата или каких-то других катаклизмов. Как и любой процесс экономического перехода, это может быть трудно, но это необходимо", - говорит Даниэль.

Пять евро не спасут

Проблему перегруженности популярных у туристов городов понимают и местные власти. Среди предложенных ими инициатив в последние годы - в том числе меры, направленные на ограничение туристического потока. Правда, их эффективность пока вызывает вопросы.

В апреле 2024 года Венеция стала первым крупным городом в мире, где начали взимать налог на въезд в размере 5 евро. Эта мера касается тех туристов, которые приезжают на один день и не ночуют в городе, - в год таких отдыхающих насчитывается свыше 10 млн человек, но при этом они не приносят особой пользы экономике.

Для тех туристов, которые останавливаются в гостиницах или апартаментах, налог на въезд в город входит в стоимость жилья.

Платными стали пиковые по популярности дни, в том числе большинство выходных, с 25 апреля - праздника Святого Марка, покровителя Венеции, по 14 июля. После оплаты на специальном сайте посетителям города нужно было загрузить на свой телефон QR-код, который могли проверить контролеры в наиболее посещаемых туристических местах. Нарушителям грозил штраф от 50 до 300 евро.

Эту инициативу обсуждали несколько лет, но из-за ковида запуск отложили. И хотя в этом году налог с туристов взимался всего пару месяцев в тестовом режиме, проект вызвал протесты и возмущение многих местных. По их мнению, это решение не только не исправляет ситуацию, но и усугубляет ее, создавая ощущение, что Венеция - это музей под открытым небом, а не живой город.

Следить за передвижением однодневных туристов должны были операторы с помощью специально созданной для этой цели технологии Smart Control Room - системы из 468 камер видеонаблюдения, установленных по всему городу. Это также возмутило венецианцев, потому что такие меры противоречат защите персональных данных и конфиденциальности информации.

По задумке властей, налог в 5 евро - "первый в своем роде эксперимент" по регулированию туристических потоков, который должен "стимулировать туристов избегать периодов высокой посещаемости и приезжать в другие дни". Но за первые 11 дней испытательного периода в городе было зафиксировано около 75 тыс. посетителей, что на 10 тыс. больше, чем в те же дни годом ранее.

Заработать на однодневных туристах по итогам двух с половиной месяцев удалось чуть больше 2 млн евро. Чиновники заявили, что деньги пойдут на благоустройство города, включая уборку мусора и техническое обслуживание. При этом сам запуск проекта обошелся Венеции в 3 млн евро.

"Это абсолютно неэффективно и просто ужасно, что город просит деньги за въезд. Это никак не решает проблемы с нехваткой жилья для местных и никак не регулирует количество приезжающих", - говорит житель Венеции Клаудио Вернье.

Он считает, что эффективнее было бы ввести систему бронирования поездок в Венецию, которая бы позволяла видеть количество желающих посетить город, то есть, по сути, ввести квоту на количество людей в определенные дни. В зависимости от сезона, популярных праздников и погоды эта квота могла бы меняться.

"С ноября по март туристов почти нет. Поэтому нужно стимулировать людей приезжать в другие месяцы. Например, можно сказать, что если они приедут в ноябре, декабре, январе, феврале, то не нужно ничего заранее бронировать", - размышляет итальянец.

Себастьян Зенкер из Копенгагенской школы бизнеса также считает налог в 5 евро бесполезной инициативой.

"Если уж вы едете в Венецию, то, я думаю, в рюкзаках даже бюджетных туристов найдется 5 евро, - говорит Зенкер. - Это слишком маленькая сумма. Сейчас обсуждается вопрос об увеличении налога до 10 евро в следующем году, но это все еще не много. С другой стороны, в Бутане (небольшое государство в Гималаях. - Прим. ред.) ввели плату за въезд в страну в размере 200 долларов в день. Это большие деньги, и это действительно изменило поведение многих туристов. Теперь, прежде чем купить билеты на пару дней, они задумаются, стоит ли это того?"

Фото: zahav.ru / Гарри Резниковский

Все дело в индустрии

В двадцатку самых перегруженных туристами городов, помимо Венеции и Барселоны, входят Амстердам, Лиссабон, Флоренция, а также хорватский Дубровник, резко набравший популярность после того, как там сняли часть эпизодов "Игры престолов".

Основной мерой борьбы с последствиями овертуризма в этих городах власти видят ограничения краткосрочной аренды квартир, особенно через сайты-агрегаторы типа Airbnb и Booking.

Так, например, с 2021 года Амстердам обязал всех арендодателей, использующих платформу Airbnb, получать специальный регистрационный номер. Без него невозможно зарегистрироваться и опубликовать свое объявление. Кроме того, город по сути запретил строительство новых отелей.

Похожие меры ввели в Нью-Йорке: теперь арендодатели должны регистрировать жилье у городских властей, чтобы иметь право сдавать его на краткосрочной основе. А Airbnb или Booking обязаны проверять, одобрена ли заявка хозяина на регистрацию. Нарушителям грозит штраф до 5000 долларов, а платформе - до 1500 долларов за сделки, связанные с незаконной арендой.

К совсем радикальным методам прибегли в Барселоне - мэр города Жауме Кольбони пообещал, что власти перестанут выдавать новые лицензии на недвижимость, сдаваемую в аренду туристам, и не будут продлевать действующие, которых сейчас более 10 тысяч. Таким образом, к 2029 году все это жилье должно исчезнуть с Airbnb и подобных сервисов и вернуться в распоряжение местных жителей. Также выдачу новых лицензий приостановили до 2030 года в Португалии. После этого лицензии на эксплуатацию придется обновлять каждые пять лет.

Власти решительно борются и с круизными лайнерами. Помимо того, что волны разрушают фундамент зданий, это еще и самый невыгодный вид туризма: путешественники не ночуют в городе, а спускаются с лайнера всего на несколько часов. За это время они, как правило, едят в сетевых заведениях и покупают дешевые изготовленные в Китае сувениры, а значит, не поддерживают местных предпринимателей. Но оставляют после себя много мусора. Поэтому в 2021 году судам весом более 25 тонн запретили заходить в Венецианскую лагуну. Такой же запрет, чтобы сократить количество туристов и загрязнение окружающей среды, ввели и для центрального порта Амстердама.

Но насколько такие меры сработают и ограничат поток туристов в популярные города, пока неизвестно. По словам Даниэля Пардо Ривакоба, чтобы изменить ситуацию с овертуризмом, нужно, в первую очередь, прекратить рекламу и всяческое продвижение туризма в перегруженные людьми места.

"Люди начали путешествовать по всему миру не просто так, а потому, что большая пропагандистская машина говорила им: путешествуйте, путешествуйте, путешествуйте. Туристы - самая видимая часть явления, но на самом деле это всего лишь инструмент туристической индустрии, чтобы получить больше прибыли. Я хочу повторить, что мы возлагаем вину не на туристов, но на индустрию туризма", - считает он.

Поработать над имиджем

Столица Нидерландов также стала жертвой собственной популярности. Известный доступностью легких наркотиков и секс-услуг на улице Красных фонарей, Амстердам - точка притяжения для празднования мальчишников, особенно среди британцев. В какой-то момент пьяных и шумных мужчин стало слишком много. Если в самом городе живет около миллиона жителей, то туристов приезжает в среднем 20 млн в год. Но Амстердам решил бороться с проблемой не только запретами - город намерен поработать и над собственным имиджем.

Символическим началом этой работы стал демонтаж в 2018 году в центре города красно-белых букв I AMsterdam. Это была суперуспешная брендинговая кампания, запущенная в начале нулевых. Сработала игра слов: "Am…" - первые буквы названия города, а грамматическая конструкция I am - "Я есть" - подчеркивала, что каждый человек делает этот город особенным. Чтобы снять селфи на фоне этой надписи, выстраивались огромные очереди.

В 2023 году Астердам ввел запрет на употребление марихуаны в самом популярном у туристов квартале Красных фонарей. Кроме того, заведения секс-индустрии, а также бары и рестораны в этом районе должны были закрываться в три часа ночи. Но потом в отношении борделей этот запрет отменили "в целях личной безопасности" сотрудников секс-индустрии.

Этими мерами Амстердам хочет не только добиться тишины по ночам для жителей центра, но и избавиться от имиджа города для тусовщиков. Теперь столица Нидерландов стремится привлекать других туристов - тех, кто будет приезжать в город на более длительный срок и посещать местные музеи, театры и культурные объекты, а также уважать уклад жизни местных.

Амстердам даже придумал маркетинговую кампанию, направленную на то, чтобы отпугнуть определенную целевую группу - молодых мужчин в возрасте от 18 до 35 лет, которые приезжают только ради легализованных марихуаны и секс-услуг.

Так, в 2023 году городские власти запустили проект "Держитесь подальше", призывающий молодых людей отказаться от планов потусоваться в Амстердаме.

При введении в Google запросов типа "мальчишник", "дешевый отель" или "поход по пабам Амстердама" жителям Великобритании показывали ролики, в которых говорилось о том, за что их могут арестовать.

"Власти пытаются донести до людей, что больше не хотят принимать компании мальчишников, - говорит Себастьян Зенкер. - Для этого они ввели и сопутствующие штрафы. Так, например, если вы справляете нужду на публике или ходите голым, вы должны будете заплатить 150 евро".

Кроме того, сейчас обсуждается возможность переноса квартала Красных фонарей в другую часть города, где планируется строительство масштабного эротического центра. Также мэр города допускает введение запрета на посещение кофешопов, где продается марихуана, для тех, кто не зарегистрирован в городе.

Работает над своим имиджем и Копенгаген. Столица Дании тоже довольно привлекательна для туристов - в прошлом году город с населением в 600 тыс. принял 12 млн человек.

Этим летом в Копенгагене запустили проект CopenPay, в рамках которого туристы могли получить вознаграждение за участие в экологических мероприятиях города

- например, за сбор мусора, помощь в городском саду, поездки на общественном транспорте вместо автомобиля. За это туристам обещали бесплатные обеды, кофе и билеты в музеи.

Цель такого проекта - компенсировать "экологическую нагрузку" туризма и мотивировать приезжающих к "более осознанному, устойчивому мышлению и поведению". И хотя проект "основан на доверии", где-то могли попросить в качестве доказательства показать билет на общественный транспорт или фото на велосипеде.

Смена установки

Политики и урбанисты сходятся во мнении, что популярным городам нужно не только запрещать, но и переосмыслять свой имидж - привлекать туристов не барами и вечеринками, а культурным наследием и уникальностью местного образа жизни. А для этого нужно менять отношение людей к туризму.

"Надо избавляться от таких установок, как "Увидеть Париж и умереть", то есть не только направлять людей в Париж, а рассказывать им про другие места, не менее красивые, но не такие известные. Также необходимо стимулировать их приезжать на более длительный срок, а не менять города каждый день. Это действительно могло бы стать решением", - считает Софья Борушкина.

Однако пока что ни меры ограничения туризма, ни попытки городов изменить свой образ не дают особых результатов.

Как отмечает в своей колонке для The Guardian голландская журналистка Ренате ван дер Зее,

на данный момент ни одна из стратегий активно взявшегося за дело Амстердама не привела к реальному решению проблемы. Цифры говорят, что количество туристов продолжает увеличиваться.

В 2023 году число ночевок выросло на 21% до 9 млн. Ожидается, что в ближайшие годы оно будет становиться только больше.

В Копенгагене, по словам Себастьяна Зенкера, экологическая инициатива также пользовалась вниманием скорее журналистов и исследователей, чем туристов. По его мнению, весь этот проект - гринвошинг, то есть "зеленый" пиар, так как полезный эффект от акции довольно небольшой. Берит Шарлотта Каае, старший научный сотрудник по туризму Копенгагенского университета, согласна в оценке эффекта, но все-таки верит, что это шаг в правильном направлении.

"Я думаю, что это интересный "пряничный" способ изменить поведение людей. Но в целом я не думаю, что это действительно сильно поможет в решении экологических проблем. Гораздо важнее то, как вы сюда добираетесь", - говорит Каае, имея в виду, что авиаперелеты и круизные суда наносят гораздо больший вред, чем приносит пользы поездка на велосипеде.

Вероятно, эффективными в плане борьбы с чрезмерным туризмом были бы более радикальные меры, как, например, полный запрет Airbnb и подобных платформ или сокращение авиарейсов. Но чиновникам непросто решиться на это, так как своими ограничениями они, по сути, борются с рынком и подрывают экономику. И если более богатые города вроде Барселоны или Амстердама могут в перспективе себе это позволить, то Венеция, кажется, уже обречена на статус города-музея.

Правда в том, что изменить ни свой имидж, ни подход к туризму не получится в одночасье и даже в перспективе ближайших нескольких лет. Но если туристы хотят наслаждаться отдыхом и гостеприимством, а власти иметь удобный для жизни город и стабильную экономику, то переосмысление себя и концепции путешествий по миру неизбежно.

Читайте также

Фото: zahav.ru / Гарри Резниковский
Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке