Путешественники, приезжающие в Вену, бывают разные. "Почтеннейшая публика" - самая большая, разношерстная группа, объединенная на время экскурсоводом и страстью быть запечатленными на фоне дворцов, церквей, каменных всадников, фонтанов, витрин, фиакров…
"Одиночки". Они сторонятся толпы, но фото себя возле достопримечательностей - мол, и я там был - включают также в число обязательных пунктов программы.
"Искушенные". Их отличает мефистофелевское самодовольство ("Я не всеведущ, я лишь искушен". Гёте, "Фауст"). Они везде побывали, все видели, все знают… Спроси их, что же их влечет в Вену, они пробормочут что-то об онегинской болезни, "охоте к перемене мест" или о чайльд-гарольдовской хандре как достаточном основании.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
"Фотографы" - педанты-романтики, изучают местность через объектив, объективный только якобы, а на самом деле искажающий действительность. Фотографы, ставшие с появлением мобильников очень значимой частью населения, забираются подальше от туристической суеты, стремятся вглубь или ввысь, чтобы запечатлеть тихие улочки, треснувшие фонари и пыльные одинокие окна, за которыми давно никто не живет.
И, наконец, "странные". Эти, прежде всего, спешат в музей Зигмунда Фрейда, суетятся разыскать могилу Густава Малера или старые книги и открытки с рисунками мастеров австрийского модерна.
Какими бы непохожими они ни были, те и другие столкнутся в Вене нос к носу на "главной тропе" - по ней неизбежно проходят все. "Почтеннейшая публика" - с экскурсоводом, а потом еще раз, самостоятельно, возвращаясь к манящим витринам; "одиночки" - с путеводителем или они же, но побогаче - с персональным гидом; "искушенные" - с багажом прочитанного, обретающим с каждым шагом живые формы; "фотографы" - восторгающиеся окнами дома "без бровей" у императорского дворца не меньше, чем пыльными окошками в узких переулках; "странные" - со своими мыслями, скользящими за только им видимыми тенями Фрейда, Малера, Отто Вагнера…
"Тропа" представляет собой переходящие одна в другую улицы: Kернтнерштрассе (Kärntnerstrasse), Грабен (Graben) и Кольмаркт (Kohlmarkt). Если нет настроения безоглядно нырнуть в тщательно окультуренный хаос венского исторического и архитектурного разнообразия, то знакомство с Веной стоит начать именно с этих трех улиц, которые помнят кельтов, римлян, две правившие австрийские династии - Бабенбергов и Габсбургов, венские тайны - известные и еще не раскрытые. Кернтнерштрассе - Грабен - Кольмаркт или же наоборот - Кольмаркт - Грабен - Кернтнерштрассе - от перемены местами отправной точки маршрута восприятие от этих роскошных улиц не изменится - начало начал, основа основ, фундамент, без которого всё прочее будет несвязным, нечетким. Кто не видел Kернтнерштрассе, Грабена и Кольмаркта - не видел Вены.
K-G-K называют "треугольником" или "золотой U". Относительно геометрии желающие могли бы поспорить с великим Вильгельмом Бляшке, но "золотая" суть маршрута неоспорима.
На месте сегодняшней улицы Грабен во времена, когда Вену с I по V века н. э. населяли римские легионеры, находился ров. Graben так с немецкого и переводится: "ров". Римляне ушли, но ров остался еще на семь столетий. В XII веке, когда город перестраивали, ров, утративший свое стратегическое значение, засыпали. Стройка шла на английские деньги - англичанам пришлось выкупать у австрийцев своего короля Ричарда Львиное Сердце. Получив фантастическую сумму, герцог Австрии Леопольд V приступил к преобразованию Вены. На месте рва возникла широкая улица, которую по-прежнему, по привычке, называли Грабен, выросли деревянные постройки - жилые и лавки торговцев хлебом и мясом.
На Грабене также продавали овощи, а потому улица получила второе название - "Капустный рынок". Высшее общество избегало капустных и прочих запахов, которые источала находившаяся по соседству канава. Знать стала селиться на Грабене только с XVIII века, после того как рынок и мясные лавки перенесли.
В XIX веке улица превратилась в модный променад, перетекавший в Кольмаркт с одной стороны и в Кернтнерштрассе - с другой. Здания отстроили заново в духе новой эпохи в искусстве - свежие идеи модерна нашли место на Грабене и Кернтнерштрассе. На фасадах распустились золотые цветы, в небо тонкими змеями устремились золотые стебли, мозаичные золотые грациозные женщины ар-нуво томно и безразлично взирали на уличную суету. В моде были Густав Климт и Отто Вагнер. Последний построил на Грабене помпезный "Дом с якорями" (Anker-Haus), на верхних этажах поселился сам, а нижние сдавал.
Первые этажи на К-G-K пользовались не меньшим спросом, чем сейчас. В них размещались магазины и мастерские поставщиков двора, которые назывались k.u.k. (kaiserliche und königliche) Hoflieferantеn (нем. императорские и королевские поставщики). Поставщиками были кондитеры, портные, ювелиры, мебельщики, парикмахеры и прочие - к концу XIX века их число достигало двух с половиной тысяч. Императорские поставщики всегда были под рукой у двора - в Вене, Праге, Будапеште, Бад Ишле и Карловых Варах… Им жаловали налоговые привилегии, но главное - приставка к имени k.u.k. означала элитарность и самый высокий знак качества.
После падения монархии в 1918 году надобность в поставщиках двора отпала, список их сильно поредел, однако буквы k.u.k. перед маркой производителя потомки бывших Hoflieferantеn приписывают до сих пор, подразумевая все те же элитарность и качество.
В конце 90-х годов австрийских производителей с K-G-K потеснили мировые бренды. Конкуренцию выдержали лишь единицы k.u.k. Самые дорогие бренды выбрали приближенный к императорскому дворцу Кольмаркт - бывший угольный рынок. Марки попроще обосновались на ведущей к Венской опере Kернтнерштрассе, которая в Средние века называлась Strata Carin-thianorum и была построена римлянами как начало пути к портовым городам Триесту и Венеции, принадлежавшим некоторое время Австрии.
Читайте также
"Золотая U" - место, где показывают себя и ревниво разглядывают других, прогуливают собачек и эксклюзивные наряды, без конца совершают покупки и пьют кофе, фотографируют и могут наступить на ногу, где вечно ремонтируют здания и мостовую, выступают уличные артисты… "Треугольник" - это пешеходная зона, и транспорт здесь можно увидеть только утром - обслуживающий магазины и кафе. Восприятие архитектуры осложняется бурлящим потоком туристов и самих венцев, лавирующих между первыми. Витринные композиции, порой достойные музеев, отвлекают от подлинных достопримечательностей, вовлекают в открытые двери бесконечных магазинов, существенно облегчают кошельки, крадут время.
Приятнее гулять по K-G-K в праздничные и выходные дни или рано утром и поздно вечером. Тогда, хоть по причине малолюдья и может нахлынуть чувство одиночества, но меланхолия будет быстро компенсирована погружением в неизбывную, всеохватывающую эстетику.
В такие часы торговые ряды нижних этажей меркнут и даже будто вовсе исчезают. Индустрия уходит в небытие, и прекрасные фасады не отпускают взгляд. Ничто не мешает рассмотреть дворец Бартолотти-Партенфельд (Palais Bartolotti-Partenfeld), единственное барочное строение на Грабене, щедрое на пилястры и волюты, или золотую пчелу - символ трудолюбия - в треугольнике крыши здания Первой австрийской сберегательной кассы, переродившейся в Еrste Bank. На пустынном Грабене у дефилирующего путешественника едва ли возникнет шанс пройти мимо расщелины, в которой находится небольшая, роскошно убранная барочная церковь Святого Петра (Peterskirche), или не заметить восьмиконечный крест над входом в церковь таинственного Мальтийского ордена (Malteserkirche) на Кернтнерштрассе.