Cкульптуры и барельефы, фигуры и головы, горгульи и женщины со змеиными хвостами, замершие в сладострастных объятиях драконов. Но создатель всего этого каменного безумия сюрреалистом вовсе не был, он вообще, согласно распространенному мнению, впервые взял в руки долото и молоток лишь по трагической случайности.
У аббата Адольфа Жюльена Фуре - непростая судьба. Всю свою жизнь он был настоятелем в разных церквях Бретани, да еще таким хорошим, что когда в возрасте 55 лет у него случился инсульт, следствием которого стала немота и глухота, прихожане церкви в Лангуэ, неподалеку от Ренна, долго не хотели отпускать его с занимаемой должности. Но победил здравый смысл самого Фуре - он удалился в местечко Ротенеф, чтобы там в одиночестве предаться своей тоске.
Атлантическое побережье Бретани вообще способствует затяжной депрессии. Здесь даже летом нежарко, а зимой ветры взбивают волны и сбивают с ног даже крупных людей. А, если верить фотографиям, аббат Фуре не был крупным.
В домике, который местные жители называют то "Жилищем отшельника", то "Высоким безумием", он провел остаток своих дней, но, будучи человеком деятельным, Фуре за 14 лет - в период с 1894 до 1907 год - вооружившись долотом и молотком, сумел украсить суровые прибрежные скалы тремястами(!) скульптурами. Когда-то все они были еще и раскрашены, но дождь, ветер и морские брызги сделали свое дело. Теперь это просто камень. И одновременно - необыкновенное произведение искусства великого отшельника.
К сожалению, у парка скульптур в Ротенефе нет статуса исторического памятника и наверняка не будет - во Франции редко присваивают такое произведениям ар-брю, грубого, непрофессионального искусства. Но вряд ли глухонемой аббат ставил себе задачу войти таким образом в историю. Просто занимал свое время, которое не мог проводить в молитвах и проповедях (тем удивительнее, кстати, что в его произведениях нет религиозных мотивов - никаких тебе святых или младенцев Иисусов).
Однако каждый год посмотреть на скалы, одну из самых колоритных достопримечательностей Сен-Мало, приезжают тысячи человек. Некоторые - целенаправленно, совершая поездку по Франции, некоторые - случайно свернув по указателю, другие и вовсе - собирая дикие мидии, забредают далеко от города и натыкаются на эту каменную фантасмагорию.
Читайте также
Впрочем, французы пытаются сохранить и, по возможности, законсервировать творения добровольного схимника: берут символическую - всего € 2,50 - плату за вход, водят экскурсии, пишут бесконечные письма в Министерство Культуры. Пока все бестолку, и природа берет свое. Так что, возможно, через пару десятков лет от этого места ничего не останется. Эрозия - штука неумолимая. Но пока есть шанс, ехать надо. Хотя бы ради того, чтобы отдать дань памяти удивительному человеку, который хотел сделать мир вокруг себя чуть красивее и необычнее - и когда был настоятелем, и когда вынужденно стал скульптором.
Юлия Нейо