С началом войны в октябре туристический поток в Израиль иссяк, оставив экскурсоводов без работы в очередной раз. Но если во время пандемии будущее туристической отрасли было покрыто мраком, как и будущее туризма во всем мире, то сейчас, казалось бы, ситуация иная. Никто не ожидает, что война затянется на годы, а после ее окончания есть надежда на быстрое восстановление экономики и туризма соответственно. Однако в министерстве туризма, как выяснилось, настроены пессимистично и потому предлагают экскурсоводам поменять профессию.
Все это уже было во времена пандемии коронавируса, Константина Развозова на посту министра туризма и Авигдора Либермана на посту министра финансов. Возникли проблемы с туризмом - государство предлагает экскурсоводам менять профессию. В среду, 22 ноября, экскурсоводы получили письмо, подписанное министерствами образования и туризма и предлагающее им в течение года перейти на преподавание, получив стипендию.
Нет ничего удивительного в том, что министерство туризма не желает поддержать тем или иным образом экскурсоводов. В целом государство полностью устраивает ситуация, когда частные предприниматели усердно работают, платят налоги и ничего не просят. В такое время их называют основой израильской экономики. Но, если наступают сложные времена, позиция государства меняется кардинальным образом. Предприниматели становятся нахлебниками, которые стараются недоплачивать налоги, и потому, раз уж и стоит им помочь, то неохотно и в минимальных объемах. Обанкротятся одни, на их место придут другие.
С туристической отраслью и вовсе все сложно из-за ее скромного вклада в ВВП и небольшого числа занятых. К примеру, вклад туризма в ВВП Израиля в рекордном для отрасли по количеству прибывших туристов 2019 году составил всего 2,6% по сравнению с 4,4% в среднем в странах ОЭСР (согласно отчету, подготовленному Центром информации и исследований кнессета в марте 2020 года).
А рост туристического потока вплоть до рекордной отметки в 5 миллионов туристов в 2019 году (почти 4,6 миллиона туристов и почти 400 тысяч однодневных визитеров) - капля в море по сравнению даже с соседними странами. Да и было занято в секторе туризма в 2019 году всего порядка 140 тысяч человек - примерно 3,6% от общего числа занятых в Израиле. При этом подавляющая часть рабочих мест, создаваемых в сфере туризма, - это работа с низкой заработной платой и низкой производительностью.
Во время пандемии коронавируса, когда туризм просто умер, экскурсоводам тоже никто не хотел помогать. Министр финансов Авигдор Либерман посоветовал израильским гидам менять профессию, добавив, что въездной туризм сократился примерно на 90% и даже самый оптимистичный прогноз не гарантирует, что ситуация восстановится в ближайшее время.
Либерман ссылался на оценку, согласно которой даже в 2025 году в Израиль вряд ли приедут хотя бы миллион туристов. Это была не первая и не последняя ошибочная оценка Либермана, но министр туризма Константин Развозов не возражал, и экскурсоводам предложили менять профессию, получая при этом в течение несколько месяцев выплаты в размере 2500 шекелей на обеспечение прожиточного минимума (всего 10 тысяч в качестве стипендии). Министров, зарабатывающих порядка 50 тысяч шекелей в месяц, не интересовало, какой прожиточный минимум может обеспечить сумма в 2500 шекелей.
Как показывает статистика, предложение поменять работу не вызвало интереса у работников туристической отрасли, а туризм, явно к удивлению Либермана, начал восстанавливаться быстрыми темпами.
Что предлагают экскурсоводам сегодня? Переход в систему просвещения, переподготовку в течение года и еще один год оплачиваемой стажировки. Те, кто завершит переподготовку и проработает в системе образования не менее года (не менее одной трети ставки), будут иметь право на грант в 5800 шекелей. Смешная сумма, учитывая тот факт, что экскурсоводам предлагают оставить дело всей свой жизни, к тому же хорошо оплачиваемое.
В министерстве туризма утверждают, что предлагают программу по следам обращений экскурсоводов. Те в свою очередь говорят, что ни о каких просьбах помочь в смене профессии речь не шла - им предлагалось временно занять оставшихся без работы людей в системе просвещения или для разъяснительной работы.
Как уже отмечалось, государство не готово помогать частным предпринимателям финансово, выплачивая им во время кризиса пособие по безработице, но с радостью поможет советом (поменять профессию).
И вновь нельзя не спросить, зачем Израилю министерство туризма, если нет туризма?
Вопрос не праздный и не риторический, и им следовало задаться еще во время пандемии коронавируса, когда государство в лице министров финансов и туризма не ожидало восстановления туристического потока в ближайшие несколько лет и готово было уничтожить инфраструктуру туризма, к примеру, отправляя на переквалификацию турагентов и экскурсоводов.
Зачем государству министерство туризма? Крупные гостиничные сети и авиакомпании наверняка способны самостоятельно обслуживать и принимать туристов, а если государство решит их курировать, то для этого вполне достаточно и отдела в минфине.
Читайте также
Согласно сайту министерства туризма, основная цель министерства - увеличить вклад туризма в израильскую экономику. Вклад, как уже отмечалось выше, минимальный, а после пандемии туризм в Израиле не восстановился так же быстро, как в других странах. То есть минтуризма не организовало работу должным образом.
Чем занималось министерство туризма во время прошлого кризиса? Согласно сайту министерства, ведомство занималось антикризисным управлением в индустрии туризма на фоне глобальной эпидемии коронавируса: "Министерство работает над возвращением индустрии туризма к частичной работе и занятости на начальном этапе восстановления; возвращением к полной производительности и занятости на этапе долгосрочной реабилитации; использованием кризиса как возможности заложить основу для расширения и роста, чтобы в будущем достичь новых рекордов. Все это при подготовке к преодолению будущих кризисов".
Понимаете, "при подготовке к преодолению будущих кризисов". Судя по всему, речь не о нынешнем, так как он наступил слишком быстро, а о будущих. К ним министерство точно подготовится.
В России министерство туризма упразднили более года назад, его функции перешли к министерству экономики и развития. Здравая идея, и реализовать ее следовало сразу после того, как занявший пост министра туризма Израиля Хаим Кац заявил о намерении развивать туризм в "местной Тоскане" - Иудее и Самарии.