"Правительство должно решить, хочет ли оно туристов в Израиле", - сказал в феврале министр туризма Хаим Кац.
По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), объем мирового туризма в 2023 году будет всего на 5% ниже пиковых показателей 2019 года и достигнет 9,5 трлн долларов. Состояние туристической отрасли в половине стран мира вернется к докризисному уровню.
Восстановление отрасли идет быстрыми темпами, несмотря на экономические и геополитические трудности: 34 страны из 185 уже превысили уровень 2019 года, а общий вклад туристической отрасли в мировой ВВП составил 7,6%. В 2022 году туризм вырос на 22% и достиг 7,7 трлн долларов. Результаты первого квартала 2023 года стали рекордными: согласно UNWTO, во всем мире туристов было в два раза больше, чем за аналогичный период 2022 года.
Самыми быстрыми темпами туризм восстанавливается в странах Ближнего Востока. По итогам первого квартала 2023 года, здесь число туристов на 15% превысили пики, предшествовавшие эпидемии коронעвируса. В Европе в первом квартале 2023 года туризм достиг 90% от уровня 2019 года, в Африке - 85%. Вернулись на докризисный уровень Северная Африка, Южное Средиземноморье, Центральная Америка.
Как отмечается в отчете UNWTO, восстановление туризма по-прежнему сталкивается с некоторыми проблемами. Основным сдерживающим фактором является экономическая ситуация.
Так, высокая инфляция и рост цен на нефть приводят к дополнительным затратам на транспорт и проживание, из-за чего туристы все чаще ищут более дешевые туры, а также предпочитают путешествовать поближе к дому.
Количество туристов, посетивших Израиль, резко уменьшилось вследствие эпидемии коронавируса, так и не вернувшись к рекордным 4,551 миллиона туристов, зарегистрированным в 2019 году. Сумма доходов от туризма составляла тогда 13,5 млрд шекелей. В прошлом году было зарегистрировано всего 2.675 миллиона иностранных туристов - это уровень 12-летней давности (2.8 миллиона). Это заставляет меня вспомнить слова премьер-министра Нетаниягу, сказанные им еще в 2013 году: "Наша цель в привлечении 10 миллионов туристов в течение десятилетия".
Есть две основные причины, которые существовали и до кризиса, но с тех пор только усугубились. Во-первых, это дороговизна жизни, которая является одной из самых высоких в мире — и это тоже одна из причин, по которой израильтяне отдыхают за границей.
Вторая причина, согласно отчету, опубликованному в январе международной транспортной консалтинговой компанией Zutobi, неразвитая туристическая инфраструктура, в том числе, и транспортная: из-за загруженности дорог, их качества, стоимости топлива, парковки и аренды автомобилей.
К этому нужно добавить острую нехватку рабочей силы в гостиничной, ресторанной и аттракционной индустрии - а значит, обслуживание в Израиле туристов стало еще более проблематичным, даже по сравнению с прошлым периодом.
Есть и другие веские причины.
К сожалению, мы сталкиваемся с вопиющим вандализмом в отношении религиозных объектов, и случаями хулиганства, о которых пишут во всем мире. Полиция не справляется с наведением порядка, а правительства предпочитают закрывать глаза на это.
Только в этом месяце произошло несколько отвратительных инцидентов. Бреславские хасиды ворвались в монастырь Stella Maris в Хайфе и начали там молиться, что было воспринято христианами, как кощунство.
Практически в то же самое время на горе Сион в Иерусалиме в комнате Тайной вечери пьяный хулиган бросил в окно камень, разбив витраж в священном для христиан месте.
Другой аспект проблемы. Святые и исторические места нуждаются в постоянных инвестициях, как это происходит во всем мире. Но, к сожалению, во многих городах такая помощь отсутствует.
По понятным причинам, большинство приезжающих в Израиль туристов, - христианские паломники, и Назарет - один из главных объектов такого паломничества.
В 2000 году Папа Римский Иоанн Павел II посетил Израиль. Всего за пять недель до этого, получив от государства 22 миллиона шекелей, муниципалитет Назарета сделал невероятное: были подготовлены подъездные пути к горе Свержения, проведено электричество, канализация и водоснабжение, дороги были заасфальтированы, установлено освещение, более 7000 каменных сидений и места для 40.000 человек. Папа Римский улетел, и сразу же почти полностью прекратились государственные инвестиции в развитии туризма в этом знаковым для христиан всего мира городе.
Читайте также
Тверия и Цфат, два великих исторических, религиозных и культурных еврейских центров, которые посещают каждый год сотни тысяч туристов - евреев и не евреев со всего мира, с каждым годом все больше и больше приходят в упадок, являя собой тягостное зрелище, где грязь и разруха стали нормой. Выступления политиков и министров по поводу этих городов свидетельствует о их безразличии и цинизме. Единственное, что их интересует, это от какой партии выберут мэра города.
Доля индустрии туризма в ВВП Израиля невелика по сравнению с другими странами, достигая чуть более 2%. Для сравнения, например, в Испании этот показатель составляет более 10%.
Министерство финансов никогда не делало ставку на отечественную туриндустрию, считая доходы от отрасли априори низкими, а вклад в экономику незначительным. Здесь убеждены, что куда более выгодным вложением являются инвестиции в хайтек.
Минфин даже пытался в этом году отменить освобождение от НДС, которым пользуются туристы, въезжающие в Израиль - на проживание в отелях, аренду автомобиля или госпитализацию. Уже сегодня из-за дороговизны многие туристические группы вместо отелей Иерусалима останавливаются в гостиницах Вифлеема. К счастью, под давлением министерства туризма это "мудрое" предложение не прошло.
Израиль - Святая земля, место, где сосредоточены святые места трех религий. У нас есть блестящие экскурсоводы, чей уровень один из самых высоких в мире и которым наши политики во время пандемии предложили "поменять специальность". Но в отличие от других стран, в том числе, расположенных по соседству, наши инвестиции в туристическую отрасль смехотворны.
Исторические памятники, религиозные и культурные центры - витрина любой страны. И по этой витрине приезжающие судят обо всей стране. Пришло время, чтобы наша витрина стала магнитом для туристов всего мира.