При виде халявы турист теряет волю и последние остатки разума - почти такой вывод сделали эксперты из турецкой компании IQUEEM, занимающейся в том числе и кибербезопасностью, которые ужаснулись массовой тупости туристов. Процитированные в турецкой прессе безопасники заявили, что около 30 тыс. подопытных пользователей с легкостью поверили в абсолютно фейковый сценарий "Бесплатных каникул на Мальдивах" - к счастью, реализовывали его не мошенники, а сами представители компании с целью исследовать данный вопрос.
Основатель компании Беркун Мерал заявил, что чем больше покупки, в том числе и туров, уходят в онлайн-формат, тем больше все угрозы ложатся на конечного пользователя, т.е. туриста. При этом чем больше цифровизация - тем больше цифрового мошенничества, добавил эксперт.
И цифры действительно ужасают. В отчете о глобальных тенденциях цифрового мошенничества за 2022 год было отмечено, что двое из пяти человек подвергались цифровому мошенничеству в период 2019-2021 годов, причем 35% потребителей стали жертвами поддельных веб-сайтов. Также наблюдалось 52% увеличение числа подозрений в цифровом мошенничестве.
"Большая часть пользователей, которые имеют недостатки в цифровой грамотности или относятся к работе в сети невнимательно, не могут отличить поддельные сайты и рекламу от настоящих", - подчеркнул эксперт. Слабости потребителей, в том числе и туристов, и их любовь к скидкам и "халяве" мошенники научились отлично эксплуатировать. В области туризма сетевые мошенничества растут существенно быстрее среднестатистических - согласно вышеназванному отчету, рост числа мошенничеств в Интернете конкретно в сфере туризма вырос на 110% за два года. Только в США за это время насчитали афер на астрономическую сумму в 95 млн долларов.
В Турции обстановка не лучше - уверяет г-н Мерал. "Исследование, проведенное местной компанией по кибербезопасности в Турции в последние месяцы, показало, что было видно, что в сценарий "бесплатного отдыха на Мальдивах" поверили 30 тысяч человек", - подчеркнул он. Доверчивым пользователям грозит кража личной информации, загрузка вредоносного программного обеспечения, мошенничество и столкновение с опасным и незаконным контентом - это помимо перспектив прямого расставания с деньгами.
"Кибер-злоумышленники нацелены на обширные рекламные сети, такие как Google, и каналы социальных сетей", - заявил он. Причем в зоне риска все области туризма - от полномасштабных пакетных туров до отдельных услуг, вроде проката автомобилей, бунгало и лодок - таких аферистов не так давно "вскрыли" в Турции. "Любой сервис, к которому можно получить доступ через Интернет, может стать целью мошенников. Нужно быть осторожным с фейковыми сайтами, которые рисуют очень профессиональный образ с возможностями дизайна и веб-технологий, и находятся в топе с высокобюджетной фальшивой рекламой", - подчеркнул эксперт.
Читайте также
Туристам он рекомендует следующие способы защиты:
• Использование современной антивирусной программы, которая отсеет большинство подозрительных сайтов, впрямую предупредив туристам, что по данной ссылке не стоит вводить данные кредитных карт и личную информацию.
• Максимальная проверка любых веб-сайтов, где туристы планируют расстаться с крупной суммой - эксперт, например, рекомендует проверять совпадают ли веб-сайты с адресом на визитной карточке Google бренда, причем бдительно, символ за символом.
• Быть особенно осторожным при переходе на такие сайты из соцсетей или рекламных рассылок, необходимо проверяться всю доступную контактную информацию.
• Очевидный совет - не вестись на "бесплатные" предложения эксперт не назвал. Но почему бы его не уточнить. Чем больше скидка - тем более настораживающим должно быть объявление.