Zahav.ТуризмZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+25+15
Иерусалим
+23+12

Туризм

А
А

Как сжигают память о евреях

Немного грустное путешествие по израильским рукотворным лесам. Деревьям и мемориалам в честь погибших угрожают новые варвары.

20.06.2022
Источник:tourism.zahav.ru
Фото: zahav.ru / Гарри Резниковский

Практически все леса в Израиле посажены искусственно - природные вырубили еще при турках. Возрождать рощи принялись англичане, получив мандат на Палестину. Мы больше знаем о деятельности Еврейского национального фонда, ЕНФ (или ККЛ, как звучит эта аббревиатура на иврите), но и о вкладе британцев забывать не стоит, в конце концов, научно-исследовательский отдел, занимавшийся лесопосадками в Палестине, был самым большим в империи. И теплицы, где выращивали саженцы и раздавали всем желающим, завели англичане. Даже идея возродить праздник Ту Би-Шват принадлежит им. От них Израилю достались 58 заповедников. Но иностранцы ушли, а ККЛ остался и по сей день сажает деревья, так что его вклад в озеленение страны трудно переоценить.

Одним из рукотворных лесов, созданных фондом, стал выросший в окрестностях Иерусалима Яар ха-Кдушим - Лес Мучеников, по дереву за каждую душу, загубленную в Холокосте. Всего их должно быть 6 миллионов, но на самом деле меньше - леса страдают от незаконной вырубки и особенно - от пожаров, многие из которых, скорее всего, устроили специально, чтобы отомстить евреям мертвым и живым.

Огненный свиток. Фото: zahav.ru / Гарри Резниковский

Об этом шла речь во время пресс-тура, устроенного ККЛ. Первая остановка была на горе Кисалон, в наиболее известном месте леса - около самого большого бронзового памятника в Израиле. Он называется "Мегилат ха-эш" ("Огненный свиток") и был создан скульптором Натаном Рапопортом, успевшим перед приходом гитлеровцев перебраться из родной Польши в СССР и потому уцелевшим. Мемориал был открыт в 1969 году, его высота 8 метров, а вес - 12 тонн. Это запечатленная в бронзе трагедия еврейского народа и его надежда, связанная с возрождением Израиля. Скульптор завещал после смерти кремировать тело - как сожгли тела его близких, погибших в Холокосте - а пепел развеять около монумента.

Там начался наш разговор о пламени, которое каждый год охватывает израильские леса. Игаль Ясинов, генеральный директор ЕНФ-ККЛ-Евразия, не верит, что это может быть случайное возгорание - сразу в восьми местах, как это произошло около Холма погибших летчиков.

Игаль Ясинов о поджогах (zahav.ru)

Это мемориал, посвященный всем военнослужащим израильских ВВС, павших в бою. Траурный отсчет начинается с Войны за Независимость, когда на этом холм упали остатки одномоторного самолета с 6 членами экипажа на борту. Самолет уничтожило взрывом в воздухе - на нем находилась 200-килограмовая бочка со взрывчаткой, которую собиралась сбросить на арабские позиции. По неизвестной причине, она взрывалась прямо в самолете. Памятник был воздвигнут в 1050 году, а позже к нему одна за другой добавлялись пирамиды с высеченными на них именами погибших военнослужащих.

Монумент погибшим пилотам. Фото: zahav.ru / Гарри Резниковский

Пожар на этот раз остановился неподалеку от мемориала. Вокруг холмы со сгоревшими деревьями и пробивающимися кое-где молодыми побегами.

Фото: zahav.ru / Гарри Резниковский

Вдалеке видна психиатрическая лечебница "Эйтаним" до которой огонь не дошел благодаря предусмотрительности сотрудников ККЛ, вырубивших там всю зелень. Этот пожар в Иерусалимских горах был одним из самых больших и сложных в 2021 году, из-за него пришлось эвакуировать несколько тысяч человек. Он уничтожил каждое шестое дерево из тех, что сгорели в прошлом году.

Фото: zahav.ru / Гарри Резниковский
Панорама сгоревшего леса (zahav.ru)

Мор Ашкенази, возглавляющий противопожарную службу фонда не так категоричен в своих оценках как Ясинов - "неизвестно, идет ли речь о поджогах или халатности. Виновников пожара практически никогда не задерживают - даже если их удается обнаружить, у рейнджеров нет права их арестовать, поэтому мотивы остаются неизвестными". Мор называет цифры - 800 пожаров за прошлый год, которые уничтожили 60 тысяч дунамов леса, 130 пожаров за последние полтора месяца года нынешнего (обычно возгорания начинаются в мае), в огне сгорели еще 5 тысяч дунамов

Мор Ашкенази. Фото: zahav.ru / Гарри Резниковский

Из-за этой бесконечной череды поджогов - случайных или преднамеренных - ККЛ приходится держать пожарную службу, которая недавно пополнилась еще 10 машинами. А вскоре у пожарников ККЛ появится и своя компьютеризированная система мониторинга. Ясинов говорит, что она будет лучше даже тех, что есть у силовых структур.

Гибридная пожарная машина ККЛ. Всегда на подзарядке, но и бензин залит в бак - мало ли какая ситуация возникнет, а тушить надо. Фото: zahav.ru / Гарри Резниковский

Принадлежащий ККЛ образовательный центр "Нес-Арим" хорошо известен многим израильтянам. Вскоре после вторжения России в Украину ККЛ принял в центре воспитанников принадлежащего ХАБАДу детского дома "Алюмим" из Житомира.

Фото: zahav.ru / Гарри Резниковский

Теперь в "Нес-Арим" живут больше 100 детей и ККЛ ежемесячно выделяет для них 1 миллион шекелей. Еще 5 миллионов были выделены на то, чтобы вывезти людей из зоны боевых действий, а тех, что находятся в Украине, снабдить едой, водой и лекарствами. За границей помощь беженцам идет через представительства ККЛ в Польше, Венгрии, Молдавии. Кроме того, ККЛ за свой счет отправляет в лагеря, созданные в этих странах, израильских волонтеров.

Компьютеры, игрушки и молитвенники. Фото: zahav.ru / Гарри Резниковский
Фото: zahav.ru / Гарри Резниковский
Фото: zahav.ru / Гарри Резниковский

О том, как воспитанники "Алюмим" добирались до Израиля, можно написать даже не статью, а целую книгу. Самое удивительное, что во главе этой спасательной операции стояла молодая женщина Малка Букет, мама восьми детей, тогда уже ждавшая девятого малыша (кстати, она уроженка Израиля, но выучила русский "на отлично", чтобы общаться с детьми и их близкими). Ее муж, посланник ХАБАДа, в тот момент был в командировке в США, У Малки было пять сотрудников и десятки детей, многие - совсем маленькие.

Малка Букет. Фото: zahav.ru / Гарри Резниковский

Она не запаниковала и сумела добраться до границы с Румынией, преодолев и хаос первых дней войны, и трудную дорогу - последние километры дети в возрасте от 2 до 12 лет шли пешком, а температура в этот день была минус 7 градусов, и бюрократические препоны, которых не отменяют даже рвущиеся неподалеку бомбы.

Малка Букет о начал войны (zahav.ru)

Финальная точка пресс-тура - пещера Бней-Брит, место известное и достаточно грустное - здесь когда-то проводились церемонии в память о жертвах Холокоста. Свое название оно получило от старейшей еврейской организации Бней-Брит, основанной в Нью-Йорке в 1843 году, и пожертвовавшей в 1951 году ККЛ деньги на посадку Яар а- Кдушим.

Фото: zahav.ru / Гарри Резниковский

Рядом с нею находится монумент, возведенный в честь Анны Франк. Это железная конструкция размером с ту комнатку, где Анна и другие евреи прятались от нацистов.

Фото: zahav.ru / Гарри Резниковский

Читайте также

А о современности в этом лесу напоминают множество пешеходных маршрутов. Здесь проходит и Всеизраильская тропа, и треки по ручью Кисалон и на гору Кармелия. Если следующей зимой вам захочется побродить в иерусалимских горах - теперь вы знаете, куда прийти.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке