Рассказ пойдет о расположенном неподалеку от Иерусалима небольшом арабском поселке со сложной идентичностью, который занимает "нейтралитет" в конфликте и поддерживает Чечню.
В десяти километрах к западу от Иерусалима находится поселок Абу-Гош, живущий под патронажем двух современных божеств: хумуса и Рамзана Кадырова. Гигантская четырехтонная чаша с нутовым пюре позволила этому арабскому поселению попасть в Книгу рекордов Гиннеса в 2010 году. По субботам, в день шаббата, его аромат привлекает нескончаемый поток светских евреев из Иерусалима, которые бегут из святого города с его религиозным комендантским часом.
Что касается чеченского тирана, его портрет висит в кабинете мэра, а имя его отца красуется на фронтоне последней мечети этого поселка с населением в 7 500 человек и богатыми домами вдоль безупречно асфальтированных улиц. Напоминающие диснеевский замок минареты этого впечатляющего храма (он был наполовину профинансирован и торжественно открыт Кадыровым в 2014 году) видны с автотрассы Тель-Авив-Иерусалим.
Сосуществование
Чтобы понять, почему столько израильтян превозносят этот поселок как важнейший гастрономический центр и пример сосуществования (несмотря на странное почитание местными жителями пропутинского исламиста и головореза), следует вернуться в прошлое, примерно на несколько столетий.
Хотя историки и жители расходятся в деталях, можно достаточно уверенно утверждать, что в XVI веке прибывший с Кавказа шейх по имени Абу-Гош обосновался здесь, в одном из древнейших поселений Святой земли: крестоносцы считали, что обнаружили местонахождение Эммауса, и возвели здесь одну из последних сохранившихся романских церквей (она находится в центре поселка). При Османской империи клан Абу Гоша процветал, собирая подать с путешественников.
"Дорога Яффа-Иерусалим уже была дорогой паломников, и здесь взимали пошлину, - с юмором говорит один из братьев-бенедиктинцев из созданного вокруг храма монастыря. - У священников было право на "годовой абонемент", а у высоких гостей вроде Ламартена или Шатобриана - на обед". Монастырь приобрела Франция в XIX веке, и сегодня он является частью ее "национального имущества": в этой связи ремесленная продукция монахов продается в евро…
Читайте также
- Галь Гадот поделилась фотографией заложницы Лири Альбаг со 108 млн своих подписчиков
- Долги в России, переезд в Израиль: как живет сестра Марка Эйдельштейна
- Израильтяне устремились в Таиланд
- Государство не хочет помогать гражданам вести здоровый образ жизни
- В канун 2025 года население в Израиле превысило 10 миллионов человек
"Нейтралитет"
До времен британского протектората клан Абу Гош был одним из самых влиятельных в Иерусалиме и, в отличие от многих других арабских семей, выступал за сотрудничество, а не борьбу с сионистами. Во время войны 1948 года отряды будущего Израиля силой или страхом взяли под контроль стратегические окрестные населенные пункты: резня в соседнем Дейр-Ясине стала одним из основополагающих событий "накбы" ("катастрофа" по-арабски). Абу-Гош пощадили. И даже обласкали. За "нейтралитет", говорят одни. За "коллаборационизм", уверяют другие.
По правде говоря, местные жители никогда не считали себя палестинцами: одно время - черкесами, сегодня - чеченцами (отсюда и Кадыров). В крайнем случае - "израильскими арабами". Они предпочитают не вмешиваться в конфликт. Такая лояльная позиция, опирающаяся на определенную оппортунистскую обособленность, нравится среднему израильтянину. Как бы то ни было, антиарабская риторика Биньямина Нетаниягу задела даже самых примирительно настроенных людей: на последних выборах население Абу-Гоша массово голосовало за Единый арабский список, а не сионистские партии.
Гийом Жандрон (Guillaume Gendron), Libération, Франция