Изoбражая жертву: пигмеи
Фото: Getty Images
Изoбражая жертву: пигмеи

Повторяя одно действие многократно, можно довести его исполнение до идеала. Пигмеи с давних времен разыгрывают охотничьи битвы. Самые маленькие люди на планете уверены: так не только оттачивается мастерство, но и "притягивается" новая добыча. "Вокруг света" продолжает серию публикаций об удивительных обрядах и ритуалах, свидетелем которых стал Леонид Круглов


Памятка путешественнику


Уганда. Форт-Портал
РАССТОЯНИЕ от Москвы — 6150 км (~ 7 часов в полете без учета пересадок)
ВРЕМЯ отстает от московского на час летом и совпадает зимой
ВИЗА оформляется в посольстве Уганды в Москве или по прибытии в аэропорту
ВАЛЮТА угандийский шиллинг (1 рубль ~ 70 UGX)

Впервые контакт европейцев с пигмеями, населяющими экваториальные леса Африки, был установлен в XIX веке. Спустя два столетия уклад их жизни не изменился. Пигмеи все так же охотятся в джунглях и покидают лес изредка, чтобы в деревнях соседних племен обменять добытые мясо, рыбу, ягоды и травы на металлические наконечники для стрел и копий, глиняную посуду и другие необходимые вещи. В надежде увидеть, как самые маленькие люди (рост не более 150 см) охотятся на самое большое животное — слона, я отправился в лес Итури на границе Уганды и Демократической республики Конго, где живет пигмейское племя бамбути.

БОЛЬШОЙ ХЛЕБ

После удачной охоты на слона бамбути собираются на поляне и страивают театрализованное представление, в мельчайших подробностях воспроизводя охоту на животное. 

Бамбути — кочевники: изловив или истребив всю живность в округе, они собирают вещи и перемещаются в другую часть джунглей. О месте очередной стоянки знают лишь соседи бамбути — племя банту, одно из поселений которого расположено на окраине леса Итури. Там я нашел проводника Бабо. К вечеру второго дня мы добрались до стоянки бамбути.

Слон — редкая добыча. Чаще всего бамбути попадаются менее крупные животные, например антилопы. 

На небольшой поляне стояло пять шалашей овальной формы, сооруженных из пальмовых веток. Шалаши едва доставали мне до плеч. Людей не было видно. Я решил, что поселение заброшено. Но тут за самым дальним домиком заметил струйку дыма. Мы направились туда. Вокруг тлеющего костра прямо на земле вповалку лежали маленькие люди — я насчитал 18 человек. Женщины с детьми, мужчины — все они буквально запихивали в себя куски жареного мяса, не меняя положения. Бамбути прекратили жевать, как только заметили нас. Но лишь один, самый высокий, нехотя и тяжело поднялся с земли и подошел к нам. Это был Бонобо, вождь племени.

Женщины бамбути занимаются хозяйством: строят дома, воспитывают детей и делают заготовки трав для обмена в соседних деревнях

— Три дня назад они убили слона, — перевел Бабо слова вождя. — Это большая редкость. Теперь им нужно доесть все мясо, только тогда они смогут охотиться дальше.

Бамбути не коптят, не вялят мясо. Хранить его негде, поэтому пигмеи наедаются впрок. А поскольку двигаться с набитым желудком тяжело, они и не охотятся после пира. Но случается он редко.

Когда бамбути теперь удастся выследить новый "большой хлеб" (так пигмеи называют слона), неизвестно. Я был огорчен: хотелось задержаться в племени и дождаться охоты. Бабо посоветовал что-то подарить Бонобо, чтобы тот разрешил остаться. Я вручил вождю несколько карманных фонариков, чем привел его в восторг.

— Мы завтра все вместе посмотрим, как проходила охота на "большой хлеб", — перевел Бабо слова Бонобо, рассматривающего диковинный "свет в трубочке". Что значит "посмотрим"? Бабо попытался объяснить, что завтра будет какое-то интересное зрелище. Но о чем шла речь, я так и не понял.



ПЕРВОБЫТНЫЙ ТЕАТР

Утром следующего дня все жители деревни отправились в джунгли и через час вышли из чащи на луг размером с футбольное поле. Как пояснил Бонобо, здесь бамбути и забили слона.

Бамбути покидают лес Итури лишь изредка, чтобы поменять добытые мясо, рыбу, ягоды и травы на металлические наконечники для стрел и глиняную посуду. 

Женщины, дети и старики уселись на землю. Вооружившись копьями, шестеро мужчин вышли вперед. Бонобо встал перед ними и достал из кожаной сумки какие-то комья. Это был помет слона. Вождь бросил его на землю, и представление началось.

Поймав слона, Бонобо доказал, что достоин быть вождем племени

Сперва все шестеро бродили по поляне в тишине, приглядываясь, прислушиваясь. Бонобо как будто неожиданно обнаружил помет. Он подал знак остальным охотникам. Все подошли к Бонобо. Вождь понюхал помет, попробовал на вкус. И жестом указал туда, где предположительно должна была находиться добыча. Двое мужчин отошли от Бонобо вправо, двое — влево, и стали медленно, крадучись, продвигаться вперед. Я заметил, что куда-то пропал шестой охотник. Но вскоре увидел его выходящим из чащи — он изображал пасущегося слона. Охотники, присев, спрятались в высокой траве. Гуськом, очень медленно бамбути стали приближаться к "большому хлебу". Оказавшись в нескольких метрах от животного, Бонобо подскочил и с криками ринулся на него. Человек, изображавший зверя, стал метаться в поисках укрытия. Но к тому времени четверо других охотников уже подобрались с другой стороны и стали копьями отпугивать добычу, гоня ее прямо на Бонобо. Вождь с копьем подбежал к слону и жестами показал, как он пронзает зверя и разрезает его живот. Человек в образе жертвы завопил, затопал ногами и попытался убежать. Но действие Бонобо повторили и четверо других охотников. Они ловко уворачивались от мечущегося в агонии слона. Завершающий удар в живот нанес Бонобо. В этот момент человек-слон движениями показал, что у него вывалились внутренности, но он продолжил бежать, будто бы давя их ногами. В конце концов зверь упал на землю. Бонобо подбежал к добыче, отрезал невидимый хвост и поднял его вверх. Зрители возликовали. Так завершилось представление. Длилось оно около двух часов. Потом бамбути вернулись в деревню, уселись у костра и снова начали есть.

Хранить добычу бамбути не умеют: они не коптят и не вялят мясо. Поэтому после охоты у племени одна забота: быстрее доесть зверя.

Оказалось, изображение битв — древняя традиция. Но повторять охоту, например, на зайца пигмеи не станут — слишком легкая добыча. Слон — другое дело. Поймать его непросто, но если получится, то для племени такая удача — событие, о котором долго будут помнить. Пигмеи считают, что каждый раз, разыгрывая убийство слона, они не только оттачивают мастерство охотников, но и задабривают духов природы.

— Наша жизнь — это лес, — сказал мне вечером Бонобо. — И лесные духи дают нам пищу. Мы показываем, как охотимся, и чем чаще мы это делаем, тем больше убеждаем духов природы послать нам новый "большой хлеб".


Что нужно сделать в Уганде

УВИДЕТЬ Национальный парк Кибале, расположенный недалеко от Форт-Портала. На территории заповедника проживает более 300 видов птиц, 13 видов приматов и около 60 видов других млекопитающих.

СЪЕСТЬ матоке — пюре из несладких бананов с добавлением различных фруктов (от 5500 UGX за порцию в любом кафе).

ВЫПИТЬ вараги — водки из бананов (от 6350 UGX за бутылку 0,75 л в магазинах).

ЖИТЬ в отеле Kalya Courts Hotel(147 000 UGX в сутки за двухместный номер), расположенном всего в 1,5 км от центра города. Из любого номера отеля открывается вид на горы Рувензори.

ПЕРЕМЕЩАТЬСЯ по городу на автобусе (980 UGX за поездку), за пределами города — на арендованном автомобиле (от 122 500 UGX в сутки).

КУПИТЬ в подарок украшения из слоновой кости (от 14 000 UGX за браслет), для себя — фотоальбом с обложкой из выделанной шкуры обезьяны или жирафа (от 84 000UGX).

Впечатления: Леонид Круглов

Текст: Анна Райнис

Comments system Cackle
Загрузка...