Неважно - куда. Улететь - на свободу. От вируса, карантина и скороварки в собственной стране, от которых нервная система уже не работает.
Когда мы сможем летать как прежде?
Этой сверхактуальной теме, которая не оставит равнодушным ни одного читателя, посвящена статья Мааян Яффе-Хоффман в The Jerusalem Post.
Глава правительства Биньямин Нетаниягу не раз повторял, что национальная кампания массовой вакцинации - "свет в конце туннеля". По его словам, стоит только большинству израильтян сделать прививку, как экономика воспрянет, и жизнь вернется в нормальное русло, став такой же, как раньше.
Но, как пишет автор, "после того, как миллионы израильтян в буквальном смысле слова "подставили плечо", чтобы сделать страну безопаснее, становится все очевиднее, что даже если будет вакцинировано все население Израиля, жизнь не вернется к знакомой реальности образца 2019 года".
Это особенно верно, когда речь заходит об открытии неба и возобновлении международных авиа-путешествий.
Чтобы это сделать, "нужно иммунизировать все страны мира", - объяснил главный редактор журнала Lancet Ричард Хортон: "Чтобы достичь коллективного иммунитета, нужно вакцинировать около двух третей населения земного шара - 4-5 миллиардов человек. Каждый должен получить две дозы вакцины, то есть для этой кампании потребуется 8-10 миллиардов доз вакцины".
Этим летом мы останемся дома?
Как пишет автор, по мнению экспертов в сфере общественного здравоохранения, пандемия не исчезнет к весне 2021 года. Она не исчезнет и в 2022 году. По самым оптимистическим сценариям, небо начнет открываться и международный туризм возобновится где-то между 2023 и 2024 годом.
Влияние пандемии на жизнь людей проявится не только в том, смогут ли они увидеть Эйфелеву башню или Великую Китайскую стену. Пока мир будет приходить в себя от COVID-19, его парализуют медицинские и экономические проблемы, которые коснутся каждого.
"Мы живем в глобальном мире, сознаем мы это или нет, - сказал профессор медицинского факультета Бар-Иланского университета Михаэль Эдельштейн. - Большая часть нашей жизни зависит от взаимосвязанности".
Профессор Эдельштейн объяснил, что, обсуждая глобальный коллективный иммунитет, не имеется в виду, что в среднем нужно вакцинировать 70 процентов всемирного населения - нужно вакцинировать 70 процентов каждой группы и подгруппы. Иначе постоянно будут вспышки и заражение в невакцинированных районах.
Отчет, опубликованный недавно аналитико-исследовательским отделом газеты "Экономист", объяснил, что в то время, как в развитых странах процесс вакцинации уже начался, всеобщая вакцинация жителей планеты займет немало времени.
Авторы этого отчета прогнозируют, что большая часть взрослого населения будет вакцинирована к середине 2022 года. Страны со средним доходом закончат вакцинацию не раньше конца 2022 года или начала 2023-го. "В бедных странах -говорится в отчете, - массовая иммунизация продлится до 2024 года, если вообще начнется".
Иными словами, "у нас не будет синхронного восстановления, - сказала Агата Демарес, руководящая в "Экономисте" отделом глобальных прогнозов, в интервью The Jerusalem Post. - Пока же, хотя далеко не все вакцинированы, нас ждет появление новых мутаций, что означает отступление к началу пандемии".
Бег с барьерами
Барьеров для скорейшей вакцинации всего мира много, объяснила Демарес. И наипервейший из них - проблема производства. Спрос на вакцину во много раз превышает предложение, и ожидается, что так будет продолжаться еще несколько месяцев. Более того, многие из самых богатых стран мира уже закупили всю доступную вакцину.
По указанному отчету "Экономиста", из 12,5 миллиардов доз вакцины, которую ее основные производители обязались поставить в этом году, более 6 миллиардов уже были заказаны.
"Когда страны размещали свои заказы, они не знали, какая вакцина будет эффективной, поэтому заказывали каждую вакцину, до которой могли добраться", - пояснила Демарес.
Например, Канада закупила по пять доз на каждого человека. Израиль заплатил больше, чем другие страны, обязавшись обмениваться информацией с компанией Pfizer, чтобы гарантировать, что может вакцинировать всех, кто пожелает - чего не могут себе позволить более бедные страны. "Особенно, принимая в расчет, что вызванная коронавирусом рецессия уже опустошила финансовые источники и привела к безразмерному росту бюджетного дефицита", сказано в отчете "Экономиста".
"У нас не хватает вакцины для более богатых стран, поэтому бедным странам придется подождать в очереди", - сказала Демарес.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), на сегодня вакцина от коронавируса получена в 50 странах мира, но 75 процентов всех доз используется для прививок только в 10 странах.
Израиль заказал 6 миллионов доз вакцины компании Moderna и еще 10 миллионов доз компании AstraZeneca. У него также есть контракт с компанией Arcturus, хотя ее вакцина еще находится на второй стадии клинических испытаний.
Изначально Израиль заказал 8 миллионов доз вакцины Pfizer, но сейчас компания обязалась обеспечить Израиль количеством, необходимым для завершения вакцинации.
Демарес сказала, что хотя теоретически богатые страны могут отправить вакцину бедным странам, обещанное ими количество - 1000 доз или чуть больше - капля в море. К тому же весьма маловероятно, что страны, у которых есть избыток вакцины, станут ей делиться до того, как завершат свою кампанию вакцинации.
Другой барьер для глобального развертывания вакцинации - логистика. Многие страны не могут пользоваться вакциной компаний Pfizer и Moderna, требующей хранения при температурах между -70°C и -30°C.
Переправка вакцины тоже очень сложна, сказала Демарес. Обычно ее отправляли на пассажирских самолетах, но сегодня мало кто летает.
В дополнение ко всему прочему во всем мире не хватает работников здравоохранения для распространения вакцины, особенно в таких огромных странах, как Индия и Китай. К тому же оплата их труда может стать тяжелым бременем для казны.
Кто готов делиться вакциной
"Сейчас перед нами настоящая опасность: хотя вакцина несет надежду жителям богатых стран, большая часть мира может остаться позади", - сказал гендиректор ВОЗ Тодрос Адханом Гебрейесус. Выступая на брифинге 27 января, он заявил: "Некоторые страны заключают двусторонние сделки в обход ВОЗ, взвинчивают цены и пытаются занять первое место в очереди".
Имеется в виду специально созданная программа ВОЗ для ускорения разработки и производства вакцин от коронавируса с гарантией справедливого и равного доступа к ним.
"Понятно, что правительства хотят отдать приоритет вакцинации своих собственных работников здравоохранения и пожилых людей. Но совсем неверно, что молодым, здоровым людям в богатых странах делают прививки раньше, чем работникам здравоохранения и пожилым людям в бедных странах. Подход "сначала я" оставляет беднейшее и незащищенное население всего мира в большой опасности", закончил гендиректор ВОЗ.
По его словам, "всеобщая вакцинация - это не только моральный императив. От этого зависит конец пандемии".
Со своей стороны, Демарес назвала еще один серьезный барьер: нежелание людей делать прививки. Во многих странах - например, во Франции и в Аргентине - почти половина населения заявила, что не желает делать прививки по разным причинам.
Как сказала Демарес, эти барьеры приходится преодолевать с помощью того, что названо "прививочной дипломатией", которая будет играть ключевую роль в определении того, какая из бедных стран получит доступ к вакцине, но может также повлиять на жизнь этих стран в последующие годы.
Что хотят взамен Россия и Китай
"Китайская и российская вакцины внедряются как внутри страны, так и в развивающихся странах, таких как Египет, через дипломатические двусторонние сделки, - сказано в отчете "Экономиста". - Россия и Китай пытаются укрепить свой глобальный статус поставками вакцины - в этом году и далее. Обе страны относятся к поставкам вакцины, как к бизнесу, используя прививки от коронавируса, как разменную монету для продвижения своих национальных интересов".
Как напоминает автор статьи в Jerusalem Post, "в отличие от этих сделок, Израиль подписал контракт с частными компаниями - не с государствами - и отнесся с большим сомнением к приобретению российской вакцины "Спутник V", хотя сейчас она показала 92-процентную эффективность в независимом исследовании, опубликованном в журнале Lancet.
Палестинская администрация приобрела российскую вакцину: на прошлой неделе она получила 10 000 доз.
Демарес сказала, что может быть разница между тем, что обещают Россия с Китаем, и тем, что они на самом деле поставят, ибо обе страны могут захотеть что-то в обмен на вакцину.
Чего стоит мировой туризм без пенсионеров
Тем временем всемирный туризм сократился на 74 процента в прошлом году, как отметил профессор Хаим Ной из школы масс-коммуникаций Бар-Иланского университета. Для сравнения, сказал он, в разгар финансового кризиса 2008-2009 годов мировой туризм сократился только на 4 процента.
До пандемии коронавируса в мире ежегодно путешествовал 1 миллиард туристов. Коронакризис поставил под угрозу непосредственные рабочие места в туристической индустрии стоимостью от 100 до 120 млн долларов и выразился в потере 1,3 трлн долларов ожидаемых доходов, сказал Ной.
"Это что-то невообразимое, - продолжил он. - Чем дольше затягивается кризис, тем пессимистичнее становятся оценки экспертов в том, что касается восстановления туристической индустрии. Чем больше времени проходит, тем более единым становится мнение экспертов, что восстановление ждет нас не в 2022 году, а в 2023-м или в 2024-м. И даже тогда никто не говорит, что все вернется в свое русло".
"Я думаю, - сказал Ной, - люди сильно обожглись, слишком быстро вернувшись к туризму". И привел в пример массы израильтян, которые помчались в Дубай и привезли оттуда коронавирусную инфекцию в большом количестве. А тем временем в Израиль проник южноафриканский штамм. По словам Ноя, это только один пример опознанной глобальной проблемы: распространение мутаций связано с глобальным туризмом, поэтому "ни в коем случае нельзя торопиться".
Ной сказал, что отсутствие туризма вредит экономике, но спешка с открытием туристической отрасли повредит ей еще больше - и в самых болезненных местах. Это закончится новыми карантинами и переполненными больницами.
Более того, сказал Ной, даже когда туризм возобновится, он будет выглядеть по-другому. Люди будут искать места, где они могут насладиться "туризмом на открытом воздухе", туризмом на природе. Они также могут сначала искать местные варианты отдыха или путешествия до того, как лететь за границу.
Ной особо отметил изменение настроя пенсионеров, которые до пандемии были основной клиентурой турбюро: они жили дольше, были в хорошей форме, у них было время и деньги. "Теперь они трижды подумают, стоит ли им лететь за границу даже после прививки", - сказал он.
Миф "зеленого паспорта"
В отчете ВОЗ, опубликованном в декабре 2020, отмечено, что теперь путешественникам придется ответить себе на несколько вопросов до того, как сесть в самолет: каковы шансы, что они могут заразиться в той стране, куда летят, в сравнении с положением у них дома; какими возможностями по лечению заболевших иностранцев обладает та страна, куда они летят; и не решит ли собственная страна подвергнуть их изоляции по возвращении из-за границы.
Аэропортам тоже придется полностью перестроить работу во избежание столпотворения и ввести контроль за соблюдением социального дистанцирования. ВОЗ рекомендует обязательное ношение масок и гигиену рук для минимизации риска заражения во время регистрации, паспортного контроля, посещения туалета и пр.
Касательно надежды израильских туристов на "зеленый паспорт" после вакцинации, в январе 2021 года ВОЗ заявила, что, по крайней мере, на данном этапе она против введения таких паспортов или сертификатов как условия въезда туристов в другие страны. Как сказано в заявлении ВОЗ, "использование сертификатов иммунизации для международного туризма в контексте COVID-19 не поддерживается пока научными доказательствами и поэтому не рекомендуется ВОЗ".
В отчете "Экономиста" говорится: "Помимо научной неопределенности "прививочных паспортов" есть этические, юридические и правозащитные аспекты, относящиеся к конфиденциальности личной и медицинской информации; существует потенциал для подделки документов или рискованного поведения, основанного на чувстве мнимой безопасности; а также стигма и дискриминация".
Читайте также
Жить с вирусом
Доктор Дорит Ницан, израильтянка-директор регионального отдела ВОЗ, привела несколько причин, по которым в настоящее время подобные паспорта не смогут работать: "Мы не уверены, что те, кто прошли вакцинацию, не заразят других". Кроме того, ученые не имеют представления, в течение какого времени сохраняется пост-вакцинационный иммунитет.
"Другая проблема - мутации, - сказала Ницан. - Мы знаем, что, по крайней мере, по отношению к южноафриканскому штамму вакцина менее эффективна, чем планировалось. Вас могут вакцинировать против одной мутации, а в самолете вы можете подхватить другую".
Израильский минздрав добивается от правительства, чтобы небо было закрыто еще несколько недель, если не месяцев, пока не будет разработана система тестирования, изоляции и генетического секвенирования, способная остановить распространение мутаций до того, как оно начнется.
"Я не думаю, что коронавирус вообще исчезнет, - сказала Демарес. - Мы научимся с ним жить, как с гриппом". По ее словам, ожидается, что "ежегодно потребуется разработка уточненной вакцины против новых мутаций так же, как их разрабатывают против новых штаммов гриппа. И кампания коронавирусной вакцинации станет рутинным делом - огромной стоимости. Нам предстоит жить с коронвирусом очень-очень долго. Это - мрачная картина".
"Пандемия коронавируса и реакция на нее заставляет нас, как туристов и путешественников, обдумать положение, - закончил профессор Ной. - Нам придется спросить себя, в самом ли деле в прошлом все было так прекрасно, что мы снова хотим его возвращения в любом случае - или может оказаться, что у нас сильно поуменьшилась охота к перемене мест".
По материалам информационных агентств