Заразиться во время поездки за границу можно, но не во время полета. Система вентиляции в современных лайнерах и наличие масок у пассажиров практически сводят на нет риск заражения непосредственно во время перелета, но контакт с другими пассажирами в аэропорту и во время посадки и высадки вполне может вполне привести к заражению при несоблюдении правил социального дистанцирования.
Согласно исследованию Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), риск заразиться коронавирусом в салоне самолета составляет 1 к 27 млн, что сопоставимо с шансом быть убитым ударом молнии. По данным IATA, среди 1,2 млрд пассажиров выявлено только 44 случая потенциальной передачи инфекции в полете. При этом большинство из них произошли в первые дни пандемии, когда ношение масок не было обязательным.
Исследования, проведенные авиапроизводителями Airbus, Boeing и Embraer показали, что столь высокую безопасность обеспечивает работа системы циркуляции воздуха на борту, которая эффективно препятствует распространению вируса. В ходе полета воздух в салоне полностью сменяется 20-30 раз в час, что значительно чаще, чем, например, в офисах (2-3 раза) или школах (10-15 раз), а также проходит через HEPA-фильтры, которые отсеивают более 99,9 процентов вирусов и бактерий. И в сочетании с постоянным ношением масок пассажирами это дает более надежную защиту от коронавируса, чем в любом другом закрытом помещении.
Исследование, проведенное Министерством обороны США, также показало, что риск заразиться коронавирусом в самолете крайне низкий, даже если салон заполнен пассажирами. После начала пандемии коронавируса транспортное командование США обратило внимание на необходимость безопасного перемещения пассажиров, как военнослужащих и членов их семей, так и гражданских из групп высокого риска. Чтобы оценить возможные риски, транспортное командование, Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) и командование воздушных перевозок США объединили усилия и провели эксперимент на бортах самолетов Boeing 767-300 и 777-200.
В рамках исследования было проведено 300 тестов с манекеном, снабженным генератором аэрозолей, который позволял воспроизводить кашель. Во время каждого теста высвобождались 180 млн частиц, что эквивалентно количеству, которое образовалось бы, если бы в салоне находилась тысяча кашляющих. Специалисты проследили, как частицы перемещаются по салону. Тесты проводились как с маской, так и без нее.
The results are in: Your risk of exposure to COVID-19 is almost non-existent on our flights (yes, even on a full flight).
— United Airlines (@united) October 15, 2020
Learn more about the robotic mannequins, biodefense sensors and the results of this @DeptofDefense study here: https://t.co/NkqsW8r16A pic.twitter.com/KRMCrpPfGX
Результаты эксперимента показали, что около 99,99 процента частиц были отфильтрованы в течение шести минут благодаря быстрой циркуляции воздуха и системе фильтрации в самолете. Исследователи отмечают, что в обычных квартирах они продержались бы до полутора часов.
Хотя длительное время, проведенное на борту самолета, коррелирует с риском заразиться, даже во время дальних рейсов подцепить вирус сложно, уверяют авторы исследования. По их подсчетам, пассажирам понадобилось бы для заражения просидеть 54 часа рядом с больным человеком или более 100 часов в других частях самолета.
Также исследователи оценили, насколько эффективны маски. Они оказались способны снизить выброс микрокапель, способных содержать вирус, более чем на 95 процентов в большинстве случаев. Результаты оказались справедливы как для более крупных капель, так и для аэрозольных частиц.
Читайте также
- Стало известно, почему Сара Нетаниягу откладывает возвращение в Израиль
- Люди, не чувствующие запахи, дышат иначе. Это опасно
- Могут ли зомби-вирусы привести к нашему вымиранию?
- Люди стали чаще болеть после пандемии коронавируса
- Ученые выяснили, какой чай способен почти полностью убить коронавирус в слюне
Исследователи также взяли пробы с подлокотников и видеоэкранов - поверхностей, наиболее подверженных загрязнению вирусом. Тесты показали, что наибольшие скопления частиц наблюдаются на плоских горизонтальных участках поверхностей. "Во всех зонах на обоих самолетах аэрозольные частицы рассеиваются и фильтруются достаточно эффективно, - отмечает один из авторов исследования Джозеф Поуп. - Могу ли я посоветовать вам сесть на конкретное место? Нет, они все хороши".