Книга "Veritas" (лат. истина), написанная американо-еврейским журналистом Ариэлем Цабаром и вышедшая недавно в свет, рискует отобрать славу у "Кода да Винчи" Дэна Брауна. Жанр этого произведения определен как документальный детектив, а по сути - это разоблачение одной из грандиозных подделок, потрясших академический и христианский мир за последнее десятилетие.
Столь загадочная история берет свое начало 18 сентября 2012 года, когда в Риме на 10-м международном конгрессе коптских исследований выступила профессор Гарвардской школы богословия Карен Кинг с докладом "Фрагмент нового коптского евангелия".
По словам докладчицы, в ее распоряжении оказался обрывок папируса возрастом более 1300 лет, где якобы записано обращение Иисуса к ученикам, и в том числе, обращение напрямую к его жене, из которого следует, что она также может быть его ученицей, то есть той, кто следует его путем и распространяет его учение.
Кинг, отличающаяся особой, провокативной манерой подачи любого материала, назвала представленный ею текст "Евангелием от жены Христа", добавив, что изучение папируса привело ее к выводу о главенстве женщин в коптской общине. Она считает, что подобный подход стал проявляться еще при жизни Иисуса, а после его смерти только укрепился.
Заявление Кинг буквально шокировало церковный истеблишмент, породив бурные дискуссии вокруг достоверности папируса и его содержания.
Как пишет журналист Ицхак Хен из "ХаАрец", рассказывающий о новой книге Цабара и том фоне, на котором разворачивались события, "Кинг, как опытный и квалифицированный исследователь, хорошо понимала профессиональный риск, связанный с возможной подделкой, но текст папируса словно ослепил ее. В результате она довольствовалась несколькими документами от владельца папируса, которые якобы подтверждали идентичность документа (на самом деле, позже оказалось, что и эти документы - подделка), а кроме того, Кинг проконсультировалась с такими всемирно известными экспертами, как профессор Роджер Багнал из Нью-Йоркского университета и профессор Ариэль Шиша-Халеви из Еврейского университета. Это окончательно убедило ее во мнении, что речь идет о подлинном тексте".
Однако все эти доводы академическое сообщество не убедили: говорили также об ошибках в тексте, а также указывали на подозрительное сходство с другим коптским текстом, Евангелием от Фомы, найденным в Египте в 1945 году среди папирусов Наг-Хаммади.
Однако Кинг по-прежнему придерживалась своей позиции и предъявила в качестве доказательства результаты лабораторных испытаний, проведенных в Массачусетском технологическом институте, Гарвардском и Колумбийском университетах, - эти исследования датировали папирус 869-659 годами и определили, что никаких признаков современного вмешательства не обнаружено. Тот факт, что текст мог просто-напросто быть написан умелым фальсификатором на фрагменте старого папируса (а такие тексты, выставленные на продажу, можно найти ежедневно в интернете), Кинг не остановил. Зато это раззадорило Цабара, присутствовавшего в свое время в Риме на сенсационной лекции и поставившего себе целью доказать, что речь в любом случае идет о фальшивке.
Его журналистское расследование и легло в основу книги.
Так, Кинг не знала, кто был незнакомец из Флориды, предоставивший ей скандальный фрагмент папируса, но Цабару удалось обнаружить, что этим человеком оказался Вальтер Фриц, бывший директор Музея Штази в Восточной Германии - египтолог, бизнес которого включал взимание платы за онлайн-видео его жены, занимающейся сексом с другими мужчинами.
Но как папирус попал в руки Фрица?
Оставив текстовой анализ специалистам, Цабар стал распутывать всю цепочку, буквально открыв ящик Пандоры.
Итак, исходная точка ведет к 1963 году, когда человек по имени Ганс-Ульрих Леокамп якобы купил данный папирус вместе еще с пятью фрагментами у продавца из Восточной Германии. Владелец папируса также приложил к сертификату о покупке письмо от 1982 года, в котором профессор Питер Монро из Свободного университета Берлина отметил, что вместе с одним из своих коллег он исследовал папирусы, они выглядит подлинными, и один из них, вероятно, представляет собой фрагмент Евангелия от Иоанна.
Читайте также
Однако к моменту, когда Цабар проводил расследование, практически всех участников этих событий уже не было в живых: Леокамп скончался в 2002 году, Монро - в 2009, а его коллега, который ему помогал - в 2006.
Но Цабар не сдавался: ему удалось выйти на след ближайших родственников Леокампа в Берлине, и они рассказали, что он эмигрировал в Америку в 1995 году и поселился в Южной Флориде, где руководил заводом-производителем автомобилей BMW. Позже из-за болезни жены он вернулся с ней в Берлин, где она вскоре умерла.
Как выяснилось, у Леокампа не было академического образования, и он не проявлял особого интереса к египетской или коптской культуре, или к культуре раннего христианства. Маловероятно, что этот человек приобрел папирус, держал его в секрете от своей семьи и связался с учеными в Берлине, чтобы подтвердить подлинность документа. Более того, Леокамп уехал из Восточной Германии в 1961 году, примерно за два года до предполагаемой покупки, как указывалось в сертификате на покупку, показанном профессору Кинг.
Очевидный вывод из всей информации, которую Цабар собрал в Берлине, однозначен - документы, предназначенные для подтверждения подлинности указанного папируса, поддельные. И вот тут-то всплывает на поверхность имя Вальтера Фрица, одного из деловых партнеров Леокампа. За годичное пребывание на посту директора Музея Штази в 1991-1992 годах его уличили в многочисленных пропажах экспонатов из музея, после чего он подал заявление об уходе и исчез, всплыв уже в США, где и стал деловым партнером Леокампа. Предполагается, что сам Фриц и "смастерил" указанную подделку.
Но что им руководило? Желание отмыть деньги или отомстить египтологическому академическому истеблишменту, отторгнувшему его из своих рядов?
А возможно, это следует рассматривать, как попытку продвинуть профеминистскую программу исследований, которая связала позицию Кинг с бестселлером Дэна Брауна "Код да Винчи", если учитывать, что эта книга, как Земля вокруг Солнца, вращается вокруг вопроса о жизни жены Иисуса?
Цабар встречался с Фрицем, но тот так и не признался, что это он выступил в роли фальсификатора. Профессору Кинг потребовалось четыре года, чтобы признать, что речь идет о подделке, но она решилась на этот шаг только тогда, когда узнала о расследовании, проводимом Цабаром: он рассказал о своих изысканиях в 2016 году.
Все косвенные доказательства указывают на Фрица, но тайна остается неразгаданной до сих пор, пока не раскроется истинный фальсификатор и не признается, почему он решился на то, что сделал.
"Помимо того факта, что книга раскрывает правду об одной из самых захватывающих и интригующих подделок последнего десятилетия, она еще и служит серьезным предупреждением, поводом для того, чтобы извлечь поучительный урок из академического высокомерия, а также свидетельствует о важности журналистских расследований", - констатирует Ицхак Хен.
Как считают некоторые эксперты, Кинг многого не видела, а точнее, не хотела признавать очевидное, если оно не укладывалось в ее стройную теорию. Скажем, она не захотела выслушать Цабара, когда он предложил ей версию о Фрице, она намеренно закрыла глаза на конфликт интересов, поскольку те, кто давал заключение о подлинности фрагмента папируса, были либо зависимы от нее, либо связаны профессиональными узами. К примеру, один из положительных отзывов по поводу подлинности папируса дал человек, приходившийся зятем близкого по академическим кругам коллеги профессора Кинга, которая собственно и пригласила его на работу.
Как утверждает "Нью-Йорк таймс", соучастниками всей этой раздутой вакханалии можно счесть и редакторов Harvard Theological Review, опубликовавших сенсационное сообщение, и пресс-службу Гарварда, обрушившую на весь мир весть о необычном папирусе.
Словно беснующиеся болельщики на трибунах, академический мир и бюрократы от науки подзуживали профессора Кинг, забыв, что мудрость - это еще и радость узнавания допущенной ошибки. И признание в этой ошибке.
По материалам "ХаАрец" и зарубежных СМИ.