Читайте также
- Овертуризм. Кто победит?
- За въезд в Венецию придется платить. Станет ли в городе меньше туристов?
- В Венеции ввели новую систему регистрации для туристов
- Венеция ограничивает количество людей в туристических группах и вводит налог
- Топ-10 европейских направлений, для въезда куда придется заплатить новый налог
Популярность эта объясняется широким выбором самых разных изделий из стекла, цены на которые здесь ниже, чем где бы то ни было, и большой исторической значимостью Мурано, как для Лагуны, так и для всей Италии, а может быть, и для всего мира. К сожалению, на сегодня - последовательность именно такова. История острова в подробностях большинству приезжающих сюда не настолько интересна, как возможность купить отличный сувенир по сходной цене. Справедливости ради, это и более честный повод сюда отправиться - грандиозных памятников былой славы Мурано сегодня вы здесь не найдете, для приятных неспешных прогулок в Лагуне есть и более живописные места, и, кроме как за покупками, плыть сюда, в общем-то, и незачем. Единственный на острове стекольный музей, зазывающий вас с красочных открыток в венецианских гостиницах на деле способен больше разочаровать, чем влюбить в стекольное искусство.
История Мурано: венецианский хрусталь
Мурано, как и Торчелло, можно отнести к "островам былой славы". В свое время он и вправду был грандиозным центром, на протяжении многих веков обеспечивавшим экономику и Венецианской Республики, и Италии. Нет, стекло здесь не изобретали, как некоторые ошибочно полагают (первые стеклянные изделия появились более пяти тысяч лет назад в Египте и Месопотамии). Но здесь его производство превратили не только в настоящее искусство, но и едва ли не в первую в мире индустрию. Знаковым годом стал 1291, когда, во избежание пожаров, все стекольное производство Венеции было перенесено на один из ближайших островов, Мурано. Поговаривают, что пожары были только официальной причиной, на самом же деле, стекольных мастеров хотели попросту изолировать, оградить от чересчур любопытных глаз и ушей, не давая поделиться секретами производства. В пользу этой версии косвенно свидетельствуют особые права, которыми наделялись местные стеклодувы. С одной стороны, их дочерям было разрешено выходить замуж за представителей венецианской знати, что в последствии приравнивало статус стекольщиков к последним. Кроме того, сами стеклодувы наделялись иммунитетом против судебных разбирательств, и им даже разрешено было носить меч. С другой же стороны - им был запрещен выезд за пределы Венеции, что делало невозможным разглашение тайн мастерства и распространение эксклюзивных технологий.
Такое отношение к местному производству объяснялось очень просто: в XV веке, в то время, как во всем мире стекло все еще было мутноватым, с встречающимися в нем пузырьками воздуха и неровностями, венецианцы первыми изобрели то, что назвали Cristallo Veneziano - прозрачное и гладкое, как водная гладь, прочное, как хрусталь, стекло. Из него делали замысловатые бокалы и сосуды, вазы, и, конечно же, знаменитые муранские люстры. Кроме того, его продавали и "погонными метрами", для остекления дворцовых оранжерей и веранд. Немудрено, что желающих купить подобное стекло, а также замысловатые изделия из него, прибавлялось с каждым днем, и очень быстро "венецианский хрусталь" по-настоящему завладел миром.
В 1407 году два брата из Венеции приобрели у фламандцев патент на изготовление зеркал, и с этого момента началась еще одна эра в истории Мурано. Местные зеркала отличного качества довольно быстро вытеснили конкурентов с европейского рынка и почти полтора века Венеция удерживала монополию на их продажу и производство. Мурано, бывший когда-то островом, где основной доход местных жителей происходил от рыбной ловли и соляного производства, стал полностью "стеклянным островом". Учиться на стеклодува, и уж тем более работать на производстве муранского стекла, было настолько престижно, что даже некоторые венецианцы переезжали на Мурано.
Как и у каждой истории, у истории муранского стекла был не только рассвет, но и закат. Наступил он в эпоху Ломбардо-Венецианского королевства, когда к власти пришла династия Габсбургов. Австрийские монархи из патриотических соображений отдавали предпочтение богемскому хрусталю, и за каких-то 20 лет их правления вся процветающая индустрия Мурано была практически полностью разрушена. Закрывались фабрики и художественные мастерские, производились только бутылки да оконное стекло.
Вторая жизнь муранского стекла
История великой стекольной империи могла бы и совсем сойти на нет, если бы не парадокс - всего несколько уцелевших художественных мастерских уже в начале XX века сумели возродить былую славу острова. Как им это удалось? Благодаря уникальности. Они производили то, чего не было, да и по-прежнему нет во всем мире - невероятную и неповторимую венецианскую красоту.
В наши дни итальянское муранское стекло также совсем не ассоциируется с массовым производством линз или оконных блоков. Муранское стекло - практически синоним "артистическое", и, хотя на острове есть целый стекольный институт, как раз таки занимающийся линзами и сверхпрозрачным стеклом для научных приборов, славу острова по-прежнему составляют его художественные произведения. Помимо ваз и изящных статуэток, это еще и искусный бисер и подвески для ювелирных изделий. И, конечно же, знаменитые люстры, равных которым нет во всем мире. Венеция и здесь выбрала путь уникальности - в то время, как стекло производится уже во всем мире, муранское выдерживает всякую конкуренцию за счет своей самобытной красоты.
Впрочем, на самом острове прикоснуться к этой красоте возможно, только записавшись заранее на прием в одну из художественных галерей-бутиков, где вам покажут все, на что способны местные мастера. В остальном же Мурано - довольно-таки невзрачный остров, будто выкинутый из Венеции один из ее кварталов, причем довольно сильно упрощенных. Места для прогулок мало - только вдоль местного Гранд-канала, можно еще заглянуть из любопытства в один из жилых райончиков, запрятанных в самой середине острова. Здесь вас, скорее всего, настигнет странное впечатление совсем уж провинциального места, с частными домами, растущей вдоль заборов малиной и важно греющимися на солнце котами. Что, впрочем, совсем не мешает Мурано быть и оставаться самым популярным в Лагуне островом. После Венеции, конечно.