Zahav.ТуризмZahav.ru

Пятница
Тель Авив
+29+24

Туризм

А
А

Прогулки с вампирологом. Где похоронен граф Дракула?

Вампиролог совсем не пытался поразить нас внешними эффектами, однако, как только он начал говорить, у меня пробежали мурашки по спине.

Эльвира Дюбуа
05.07.2020
Источник: Fitzroy
Фото: Getty Images

Вампиролог был самый настоящий. Как и было условлено, он ждал нас перед мэрией 20-го аррондисмана. Он был весь в черном: в черном кожаном пальто, несмотря на теплую погоду, в тяжелых, немного заношенных ботинках, а брюки его были усыпаны прилипшими семенами трав (это означало, что он только что продирался сквозь кусты и высокую траву). Взгляд у него был мягкий и немного рассеянный (как сказал один известный автор, рассеянность - это когда человек сосредоточен на чем-то другом). Вампиролог совсем не пытался поразить нас внешними эффектами, однако, как только он начал говорить, у меня пробежали мурашки по спине.

Спойлер, даже два: a) вампиры - симпатичные существа; b) Дракула похоронен на кладбище Пер Лашез!

Нашим гидом по кладбищу Пер Лашез был Жак Сиржан собственной персоной - специалист по англо-саксонской готической литературе, писатель, историк, оставивший профессорскую деятельность в 2003 году, чтобы полностью отдаться своей страсти - эзотерике и вампирологии. Сиржан - автор четырнадцати оригинальных книг и полного перевода знаменитого романа Брэма Стокера "Дракула".

На кладбище Жак Сиржан приходит пять раз в неделю - и так продолжается уже без малого двадцать лет. Говорит быстро и убежденно.

"Так сложилось, что мое любимое женское имя - Клотильда. Я написал роман, где главным действующим лицом является персонаж с этим именем. Через некоторое время мне звонит одна женщина и говорит мне, что ее зовут Клотильда и что я в точности описал ее жизнь и то, что с ней произошло".

Мы слушаем Сиржана, и нас постепенно затягивает в иную реальность (тут нужно отметить необыкновенный дар рассказчика) - в тот параллельный мир, в котором, похоже, он живет. На секунду возникает мысль: "может, он не в полном разуме?". Но Сиржан, как бы угадав вашу мысль, смотрит на вас ясным твердым взглядом и говорит: "Я не верю в чудеса. Я верю в необычайное. У меня нет никаких доказательств, но кто докажет, что это невозможно?"

На тему вампиров Сиржан неисчерпаем. Он изучал этот вопрос с самых разных точек зрения - спиритуальной, эстетической, исторической.

"Вампиры считались добрыми существами - до Дракулы. Вампиры - это первые воображаемые существа, которые придумало человечество, гораздо раньше демонов и ангелов. Раньше ведьм и колдунов. Вампиры придуманы, чтобы оградить людей от настоящих чудовищ, которые существуют в реальном мире".

Дальше - больше:

"Вампиры - это симпатичные существа. Вампир - он для того, чтобы защитить от зла. В древние времена, когда люди жили недолго, вампир был тем существом, кто мог подарить вам вечную жизнь. Человек таким образом получал возможность проживать фантастические вещи и даже находить счастье. Вампир - парадоксальное творение: он может жить вечно, но может и добровольно решить умереть. Для этого ему достаточно выйти на солнце. Вампир - персонаж, который олицетворяет свободу. Он заслуживает хорошего к нему отношения".

Жак Сиржан создал у себя дома Музей вампиров - единственный в мире! - который посвящен, как сам он говорит, "легенде, происхождению и символике вампиризма - с самого начала человеческой цивилизации и до наших дней". Не говоря уже о библиотеке из пятисот томов редчайших книг, в том числе и древних манускриптов. Дом у него в пригороде Парижа, его можно посетить по предварительной записи. Хозяин приглашает посетителей отужинать сыром и вином и, конечно же, будет говорить и говорить - о символике крови, о фильмах с вампирами, о смыслах кладбищенских ритуалов…

"Однажды я просыпаюсь с отчетливо стучащей фразой в голове: какая-то дама желает, чтобы ей подарили розу (il y a une dame qui désire une rose). Я иду к флористу, покупаю у него красную розу, но не знаю, кто эта дама и как мне ее найти? Гуляя по кладбищу, вдруг оказываюсь перед одним склепом с именем похороненной: Désirée Rose (фамилия дамы от глагола désirer - "желать" - прим. автора). Так вот, кто желал получить розу!"

Мы проходим мимо склепа, где похоронена незнакомка из прошлого, и рассматриваем надпись. Тут Сиржан начинает рассказывать о символике розы и ее цвета - что означает принести на кладбище красную розу, розовую или белую. И что означает живая роза и увядшая, и каков смысл ритуала возложения на могилы увядших роз.

Да, чуть не забыла самое главное - на кладбище Пер Лашез захоронен сам Дракула! Сиржан рассказывает, что встречался как-то с одним оккультистом, и тот раскрыл ему тайну: Дракула похоронен на Пер Лашез и что склеп его можно найти, руководствуясь следующим принципом - в его надгробном памятнике тайно присутствует символ летучей мыши. И тут наш гид спрашивает нас: "Как вы думаете, в какой части кладбища надо искать этот склеп? Чего боятся вампиры? - Правильно, христианского креста и солнечного света!" Мы оглядываемся вокруг и констатируем, что как раз находимся на необычайно тенистой аллее и что вокруг нет ни одного надгробного креста. Сиржан с торжествующим видом подводит нас к ветхому готическому склепу с таинственной надписью Leduc (не скажу, что волосы у меня в этот момент прямо зашевелились, но…) и предлагает найти на нем символ летучей мыши. Все старательно ищут, но не находят. Наконец он показывает нам внизу двери вырезанный временем и ржавчиной знакомый силуэт с ушами и крыльями. "Она тут и ее как бы нет". Да, так и есть, в этом склепе захоронен сам Господарь Влад III Цепеш! Но ажурная решетка двери давно уже выломана, и вокруг веет зловещим запустением. "Я не утверждаю, что это правда, у меня нет доказательств, - говорит Сиржан, - но есть целый ряд совпадений".

Респектабельная часть Пер Лашез с останками знаменитостей и ухоженными элегантными надгробьями Сиржана не интересует - мы бродим в самой отдаленной части кладбища, с ветхими заброшенными склепами, с треснувшими или сдвинутыми с места надгробными плитами, поросшими мхом, где царствует плющ и каркают вороны. Наш гид безошибочно, каким-то своим шестым чувством, ориентируется среди могил (как-никак, 77 тысяч мест!), рассказывает удивительные истории, поясняет символику разных видов крестов, масонских надгробий, рисунков и знаков. Что может произойти с распятием и ангелами, какие таинственные действа происходят на кладбище во время отсутствия посетителей… Надо знать, что надгробные ритуалы бывают добрые и злые. Например, когда Сиржан наблюдает на какой-то могиле, неделю за неделей, какой-то злобный ритуал, он вмешивается и проводит в ответ добрый ритуал. Но признается, что бывает бессилен. Особенно страшны подобные вещи на могилах младенцев - когда кто-то с инфернальной злобой изо дня в день пачкает надгробье, отпиливает руки ангелам, забрасывает плиты нечистотами… Для чего, зачем? Оказывается, существует легенда, объясняющая подобные действия: милосердный Господь, не в силах больше глядеть на подобное бесчинство, говорит такому человеку: перестань, я дам тебе место в раю. Действительно, нормальный человек такого делать не будет, а злодей, видимо, способен и на такое - чтобы "отвоевать" себе подобным диким способом место в райских кущах.

С администрацией кладбища Жак Сиржан не дружит: "они (управители) не любят фантастического". Вот уже несколько лет как он проводит здесь эзотерические экскурсии, но с бюрократией кладбища у него напряженные отношения. Как ни странно, администрация Пер Лашез борется с кладбищенскими легендами и даже запускает контр-легенды (как например в случае со знаменитым надгробьем журналиста Виктора Нуара, утверждая, что кто-то специально "натирает" определенные места на статуе прекрасного юноши).

Кладбищенский мир и его истории благодаря удивительному "профессору вампирологии", живущему буквально в двух измерениях, "затянули" нас так, что мы и не заметили, как пролетели два с половиной часа. Было уже шесть вечера, и служитель у ворот Пер Лашез настойчиво звенел в колокольчик, приглашая гостей к выходу. Пока мы идем по аллее, я набираюсь смелости, чтобы заговорить с Сиржаном, но он сам обращается ко мне: "Мадам, вы русская? Вы смотрели фильм "Дикая охота короля Стаха?"". Я говорю, что знаю, что есть такой фильм, но содержание помню плохо. "Замечательный фильм! - говорит он, - у славян очень интересная мифология!" Оказывается, Сиржан знает и любит фильм "Вий" и даже смотрел "Ночной дозор"!

На языке у меня вертится вопрос: вот Сиржан говорит, что человек волен "открыть или не открыть" дверь вампирам, а как он сам решил для себя этот вопрос? Не боится ли он, что его затянет туда окончательно? Но Сиржан смотрит на часы, у него скоро встреча. Надо думать, с интересным собеседником. Может быть, это один из его друзей - православный священник, о котором он упоминал, или буддист, или франк-масон. Представляю, как они будут ужинать при свечах, разливая красное вино, и говорить о символике крови, о сынах Каина, спорить о фразе из Мирандолы или Фомы Аквинского.

Но вопрос свой я обязательно задам - при следующей встрече.

Читайте также