Взгляд наш замылен, нам вокруг все кажется таким привычным... А вообще-то, куда ни посмотри, то, среди чего мы тут живем - по всем меркам, сплошная экзотика. Та самая, ради которой люди готовы лететь за тысячи километров. Вот 18 примеров от WallaNews.
1. Что выше: водопад Гамла или Ниагарский водопад?
Да, это действительно сложный вопрос. Высота Ниагарского водопада – 51 метр; но высота водопада Гамла – тоже 51 метр. Вы не верите? Однако в каких-то случаях "крутизну" определяет не высота, а ширина.
2. Здесь можно встретить последнего крокодила из Крокодильего ручья ("Нахаль таниним")
Так встречались ли аллигаторы на Нахаль таниним? Конечно. В конце концов, просто так имена не дают. В древние времена этот ручей звался даже «Крокодилион». И даже в 19 веке здесь охотились на крокодилов. Последнего выловили в 1912 году. Вы можете встретиться с ним в новом Музее природы в Тель-Авиве. Точнее, не с ним, а с его чучелом.
3. Большой кратер – действительно самый большой?
Мы уже говорили, что "имена просто так у нас не дают". В самом деле? Как известно, кратер Рамон – самый большой кратер в Израиле. Там зачем называть Большой кратер – "большим"? Причина немного забавная: кратер Рамона был «открыт» географами уже в наше время, спустя много лет после того, как был известен Большой кратер. Однако в любом случае проблема решена: не так давно Большой кратер переименован в "кратер Иерухама".
4. Заповедники: морская версия
Суша оказывается в выигрышном состоянии: здесь создаются природные заповедники, где природу можно защитить от людей или "акул недвижимости". Но что происходит с морским пространством? С 60-х годов прошлого века в Израиле объявили о создании семи небольших морских заповедников с целью защиты обнаруженных там уникальных мест обитания – сохранения морской среды, от водного бассейна Рош хаНикра-Ахзив на севере, до морского заповедника Шикма на юге. Но при этом самое парадоксальное состоит в том, что всего лишь менее четырех процентов морского пространства Израиля объявлено заповедной зоной. Так что предстоит еще много работы.
5. Дорогая, компас, по-моему, рехнулся…
Вы едете по Голанским высотам (точнее, по шоссе 959), и вдруг видите странный знак: «Точка палеомагнетизма – реверс компаса». Рекомендуется остановиться на мгновение, а также заранее иметь с собой компас. Потому что это место, где можно внезапно потерять направление на север, увидев своим глазами, как вполне себе невинный компас начинает сходить с ума. Причина объясняется следующим образом: давным-давно магнитное поле Земли было противоположным тому, что есть сегодня. Как известно, базальт на Голанах имеет вулканическое происхождение и когда лава отвердела, она намагнитилась в соответствие с магнитным полем, существовавшим здесь миллионы лет назад. И потому она "помнит" его и по сей день.
6. Из Венгрии в Израиль: 10 грамм, 2000 километров
10 грамм. Можно ли вообще почувствовать такой вес? Несколько лет назад в птичьи силки в заповеднике Эйн-Афек попалась маленькая птичка – "Евразийская камышовка", - окольцованная в Будапеште. Маленькая певчая птица, которая весит в общей сложности 10,2 грамма, проделала долгий путь, преодолев расстояние около двух тысяч километров. Маленькая птичка, большая мотивация.
7. Приз за секретную операцию
Если бы вы путешествовали по стране во времена ТАНАХа, то, наверняка встретили бы огромное количество ланей – животное, которое упоминается в этой священной книге. Но если бы на той же машине времени перенеслись сюда примерно в 50-е годы XX века, то уже вряд ли вам на глаза попалась бы хотя бы одна лань: все они были истреблены из-за массовой охоты на них.
В 1978 году, в разгар революции в Иране, в ходе тайной операции, Израилю удалось вывести несколько женских особей ланей: 8 декабря они прибыли последним рейсом El Al из Тегерана и присоединились к нескольким мужским особям, вывезенным ранее. И потому сегодня любая лань, с которой вы сталкиваетесь во время путешествия по стране, это потомок персидских ланей, "похищенных" буквально в последнюю минуту.
8. Афаниус перламутровый: жизнь в Мертвом море
Есть ли какие-то рыбы, которые могут жить в Мертвом море? Нет, конечно, все это знают! Однако при определенных условиях есть шанс, что это чудо произойдет: знакомьтесь: Aphanius dispar (или Афаниус перламутровый), обитающий в ручьях и источниках рядом с Мертвым море. Эта рыба оказалась в состоянии развить известную устойчивость к жизни в воде, где насыщенность солью превышает в три раза аналогичный показатель в морской воде. Правда, это далеко от уровня солености в Мертвом море, но все равно впечатляет. А когда в этом регионе случаются наводнения, то в Мертвом море появляется временный слой относительно пресной воды, и афаниус, что называется, «автостопом» перебирается от одного источника к другому.
9. Секретное оружие оранжевой саламандры
Встреча с оранжевой саламандрой захватывающее зрелище; как правило, чаще всего это происходит зимой на береговой линии, расположенной на севере страны. Это хвостатое земноводное окрашено в черные и желтые цвета и носит прозвище "Огненная саламандра". Выглядит оно весьма невинно, но не следует забывать, что его шея покрыта ядовитыми железами. Так что гладить не рекомендуется.
10. Маленькая страна, множество растений
Хотя Израиль мал, но, благодаря своему географическому расположению между трех континентов, может, как ни кто другой похвастаться огромным количеством разнообразных растений: более 2200 видов. И вот еще один любопытный факт: на одном квадратном километре в Иерусалиме обнаружено 1003 вида растения, тогда как во всей Великобритании их, в общей сложности, 1760.
11. Самый большой в мире: синий кит, приплывший в Эйлат
Синий кит - самое крупное из всех млекопитающих, которое существует (и продолжает существовать) на Земле. Его вес может достигать 160 тонн и более. В морях, которые омывают Израиль, его не отыскать – он живет далеко от нас. Однако в прошлом году жители Эйлата были удивлены, увидев, пусть и на мгновение, синего кита, неведомо каким образом оказавшегося в Эйлатском заливе. Его ориентировочная длина составляла более двадцати метров.
12. Самый маленький заповедник Израиля
Есть у нас большие природные заповедники. Возьмите, к примеру, заповедник Хар хаНегев (около миллиона дунамов, 1 дунам – 0, 1 га). Но хитрость заключается в том, чтобы найти микро-заповедники. А, вот, познакомьтесь с таким: заповедник Брихат Фассута, расположенный рядом с галилейским поселением Фассута; его площадь составляет всего три с половиной дунама, он служит местом для размножения саламандр и речных лягушек.
13. Разнокрылые или равнокрылые?
Стрекоз можно увидеть повсюду, где есть ручьи или какие-либо водоемы. Либо разнокрылых стрекоз, либо равнокрылых. Это отнюдь не одно и то же. И, чтобы отличать их, надо помнить, что у разнокрылых нижние крылья более широкие, чем верхние, а у равнокрылых – четыре крыла одинакового размера.
14. "Авирон" Ротшильда возвращается к жизни
В 1906 году Аарон Аронсон, глава знаменитой подпольной организации НИЛИ, который был также ботаником и агрономом, обнаружил древнюю культуру, - "праматерь" пшеницы. Он открыл пшеницу-двузернянку (дикую полбу) которую до сих пор никто в мире не видел в естественной среде обитания. Он назвал это растение Romеx Rothschildianus, отдав, тем самым, дань уважения барону Ротшильду. На иврите это называют "Авирон", потому что листики этого растения напоминают самолет.
За время, прошедшее с того момента, что Аронсон открыл новое растение, оно практически исчезло из ландшафта нашей страны, но буквально несколько лет назад на берегах Шарона внезапно обнаружили небольшие всходы Romеx Rothschildianus, но огласке предавать не стали. Трудно передать волнение, охватившее исследователей, и с этого момента было решено попробовать возродить таинственное растение к жизни, но тщательно и в тайне. Сегодня «Авирону» еще угрожает небытие, но относительно прошлого – его состояние намного лучше.
15. Морские черепахи помнят предков
Есть немало израильских пляжей, где можно порой увидеть морских черепах, выползающих на берег чтобы отложить яйца: впечатление фантастическое! Все виды морских черепах в мире (их всего восемь) находятся под угрозой исчезновения. Море является их естественной средой обитания, но они сохранили две особенности, доставшиеся им от предков, живших на суше: откладывают яйца в прибрежном песке и должны всплывать, чтобы подышать воздухом.
16. Почему в раковине есть отверстие?
Вам не доводилось пролетать над заповедником Дор хаБоним, где расположен "ракушечный залив"? Морская ракушка, которую вы можете отыскать на этом пляже (да и на многих других), всего лишь половина истории; потому что до того, как появиться на пляже, эта ракушка была половинкой жилища двустворчатых моллюсков, гребешков. А отверстие? Нет, оно отнюдь не предназначалось для того, чтобы использовать ракушки для бус, столь модных в семидесятых годах прошлого столетия.
Читайте также
Причина в другом: в море есть хищные моллюски, которые прилепляются к раковине, выделяя химическое вещество, которое растворяет часть защитного панциря, и высасывают находящегося внутри гребешка. И все, что остается от них - это отверстие.
17. Научить орла… летать
В Израиле далеко не все орлы рождаются на свободе. Поскольку они находятся под угрозой исчезновения, некоторые рождаются в заповедниках, таких, как Хай-бар Кармель. Там их с целью акклиматизации выращивают в гигантских клетках. Потому их нужно учить правильно приземляться и как можно лучше использовать воздушные потоки. Как это сделать? Поместить эти клетки на какую-нибудь высокую скалу, чтобы орлы смогли справляться с воздушными потоками уже внутри клетки. Тяжело в учении, легко в бою.
18. Пляж израильский, песок африканский
Приятный песок, по которому вы прогуливаетесь на морскому берегу, на самом деле рождается за тысячи миль отсюда: в горах Восточной Африки, откуда берет свое начало Нил. Так это случилось: огромные скалы в этих местах медленно распадались на протяжении веков, Нил нес их частицы на север, вплоть до Средиземного моря. Во время этого плавания камушки все больше и больше истирались в крупинки, и то, что теперь стало песком, морскими волнами гнало к нашим берегам. Кроме того, «гости» с Африки послужили основой для возникновения песчаника – основы куркаровых скал, созданных в результате не менее захватывающего геологического процесса, - что делает их уникальными с точки зрения происхождения.
Эяль Шапира
Оригинал статьи