Недавно археологами были сделаны находки, датированные седьмым веком до нашей эры и свидетельствующие о существовании одного еврейского города в окрестностях Иерусалима в период Первого Храма. Но это был необычный город. Его жители, хоть и были евреями, не верили во Всевышнего, а поклонялись идолам, и город продолжал существовать и процветать даже после разрушения Первого Храма, когда, как считалось, еврейское присутствие в Иудее практически прекратилось.
В окрестностях Иерусалима, рядом с трассой 38 и городом Бейт-Шемеш, в числе прочего обнаружили статуэтки языческих божеств, египетских и финикийских, которые жители города хранили дома. Это подтверждает повествование ТАНАХа, книг Мелахим, рассказывающих о многочисленных еврейских царях, отходящих от иудаизма, о жителях, совершающих "авода зара" - идолопоклонничество.
До периода фарисеев и саддукеев, то есть, фактически до третьего века до нашей эры история иудаизма представляла собой постоянную борьбу с языческими пережитками. Несмотря на усилия пророков, гневно обличающих еврейских язычников как виновников всех трагедий, включая разрушение Первого и Второго Храма, ассирийский плен и вавилонское изгнание, в народе языческие культы по-прежнему находили поддержку. Вероятно, Всевышний, которого нельзя было увидеть, и которому можно было принести жертву только в специально отведенные дни, казался народу чем-то далеким и неосязаемым. Божеством, которое нельзя просить о житейских мелочах. А божки языческих культов в виде домашних статуэток, около которых можно оставлять мелкие подношения, казались куда проще и понятнее.
Сказывалось и влияние соседей-язычников, финикийцев, хананеев, идумеев, йевусеев и прочих народов, живущих рядом с евреями. Пророки Эзра и Нехемия в период строительства Второго Храма рассказывали о евреях, которые совершенно отошли от веры, женились на филистимлянках и египтянках, и вместе с ними занимаются идолопоклонничеством, а в их детях вовсе не осталось ничего еврейского.
Ассирийский плен в восьмом веке до нашей эры, в котором навсегда сгинули десять из двенадцати израильских колен, пророки считали карой за то, что израильские цари отвернулись от Всевышнего и стали язычниками. Иудейские правители, в свою очередь, были более праведны, поэтому устояли. Но борьба с язычеством продолжалась, и периодически появлялись правители, благосклонные к политеизму. Апофеозом этого стало правление царя Менаше (Манассии) «нечестивого» в седьмом веке до нашей эры. Взойдя на трон в возрасте двенадцати лет, он царствовал еще пятьдесят пять, и за это время разрушил все, что создал его отец, боровшийся против язычества. Повсеместно строились жертвенники финикийским и египетским божествам, языческие элементы были введены даже в храмовую службу. Пророк Йермиягу обличал его действия и связывал нечестие Менаше с разрушением Храма.
"Двенадцать лет было Менаше, когда воцарился, и пятьдесят лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хефциба. И делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых. И снова устроил он высоты, которые уничтожил его отец Езекия, и поставил жертвенники Баалу, и сделал дубраву, как сделал Ахав, царь израильский; и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему". (Млахим II)
Как относился еврейский народ тех времен к борьбе иудаизма и язычества? Нам сложно судить об этом, потому что та часть ТАНАХа, что составлена пророками – на самом деле лишь верхушка айсберга, позиция одной стороны. Существование большого и процветающего языческого города буквально в двух-трех километрах от Иерусалима и Храма дает пищу для размышлений. Эта история не так проста и однозначна, как может показаться на первый взгляд, и, вероятно, политеизм продолжал пользоваться поддержкой в еврейской среде очень продолжительное время – вплоть до разрушения уже Второго Храма. Тогда национальная трагедия в какой-то мере стала национальным возрождением, потому что прежде устные законы иудаизма были облечены в письменные, была составлена Мишна, Иерусалимский и Вавилонский Талмуды, все правила и традиции были тщательно записаны, а язычество изжито полностью.
Что же произошло после разрушения Первого Храма, когда иудеи были уведены во второе по счету изгнание после страшного ассирийского – вавилонское? Буквально произошло следующее. В изгнание был отправлен весь «цвет Иудеи» – знать, воины, философы, интеллектуалы, и, разумеется, религиозная элита. В отличие от Ассирии, где десять израильских племен перестали существовать, в Вавилоне изгнанники неожиданно хорошо прижились, и на многие последующие века Вавилон оставался центром еврейской жизни, местом, откуда происходили все еврейские законоучители и где, в итоге, был написан Вавилонский Талмуд, который мы знаем сегодня. В разоренной Иудее остались простые крестьяне и ремесленники, которые были плохо знакомы с еврейским законом. Находясь долгие годы вавилонского изгнания в полной изоляции, эти люди продолжали исповедовать иудаизм, но в странной форме и сильно смешанный с языческими верованиями. Когда отправленным в Вавилон изгнанникам персидским царем Киром Великим было разрешено вернуться и восстановить разрушенный Храм, лидеры движения национального возрождения столкнулись с многочисленными препятствиями.
Читайте также
В книге Эзры и Нехемии подробно описана эта сложная ситуация. С одной стороны, многие евреи не хотели покидать Вавилон, где родились и выросли, чтобы отправиться в незнакомую им Иудею, с другой стороны, оставшиеся в Иудее сильно отдалились от своих вавилонских собратьев и вообще смутно понимали, что от них хотят. Эту пропасть, образовавшуюся между евреями Вавилона и евреями Иудеи, пришлось преодолевать очень долго, и, возможно, это так и не было сделано до конца. По одной из версий, оставшиеся в Иудее евреи – это… самаритяне, смешавшие в своих верованиях иудаизм и язычество, и вплоть до галута бывшие евреям злейшими врагами.
… А еврейский языческий город периода Первого Храма, свидетельства о существовании которого археологи нашли в окрестностях Иерусалима, продолжал существовать и после разрушения Первого Храма, когда, как считалось, абсолютное большинство иудеев было уведено в Вавилон и еврейские присутствие в Иудее практически прекратилось. И это – еще одно неопровержимое свидетельство неоднозначности исторических событий и туманности их трактовок.
Лея Костинская