Цфат: подземелья, вино, еврейская мистика и клезмеры
Фото: tourism.zahav.ru
Цфат: подземелья, вино, еврейская мистика и клезмеры

Из всех израильских городов Цфат больше всего похож на те средневековые европейские городки, куда толпами валят туристы. Как будто его перенесли сюда с Апеннин или Пиренеев.

Так, собственно, и было. Ибо этот город с 3000-летней историей, один из священных городов для евреев, наряду с Иерусалимом, Тверией и Хевроном, - в его нынешний вид был приведен сефардами. Сефардами в полном смысле слова - изгнанными из Испании за веру и не захотевшими жить простой жизнью где-нибудь в Марокко или Тунисе, а пожелавшими, согласно заповеди, поселиться на Святой земле.

Иногда кажется, что этот городок перенесли сюда из Южной Европы. Он похож на те европейские средневековые городки, в которые толпами валят туристы.
И похож, и непохож.
Мистику этого города нам никогда не разгадать. Почему, например, в Цфате так любят синий цвет? На этот счет есть свои легенды.
Это вид на гору Мерон. Ее здесь видно отовсюду.
А это что за царица библейских времен?

 

Но среди подобных туристических городков Цфат остается вороной ослепительно белого цвета. Вернее, синего, так как все двери, ворота, ставни решетки на окнах и даже стены некоторых домов здесь выкрашены в традиционно синий цвет.

Экскурсоводы немало могут вам рассказать, откуда пришла эта мода на синее, и с какими легендами связана, но мы сейчас не об этом. Белая ворона Цфат - не поэтому. И не потому, что в Европе готика и барокко, а в Цфате – грубо обработанный камень, как и в Иерусалиме. Там соборы, а здесь синагоги, там, как правило, - ратуша и рыночная площадь, а здесь нет нет осмысленного архитектурного центра... Там все вылизано, а здесь чувствуется много неустроенности...

Не в этом дело.

Просто стремление властей европейских туристических городков запихнуть в исторический центр как можно больше баров, кафе и сувенирных лавок зачастую делает их похожими друг на друга - и одновременно на декорацию. Когда слишком много делается специально для туристов, рано или поздно начинает казаться, что, посмотрев один такой городок, ты видел их все.

Так вот, в Цфате этого нет. Он этому туристическому сглазу не поддается. Хотя сувенирных лавок и галерей здесь не меньше, чем в европейском туристическом городке схожего размера. Про город, где чуть ли не каждая вторая дверь ведет в студию какого-нибудь художника, не скажешь, что он "не для туристов". Но такое чувство, что, даже если бы не было туристов, все в городе выглядело бы так же. 

Отчего это так? Может быть, этому противостоит особая здешняя мистика. Город религиозен. Из 40 тысяч населения почти треть - ультраортодоксы, и в другом месте это бы не вызвало у нас восторга. Но Цфат славится как мировой центр изучения Каббалы. И об этом экскурсоводы вам тоже расскажут. Им полагается об этом рассказывать, иак как кабалистика - это еще и раскрученный бизнес, на нее есть спрос, что порождает оправданный скепсис.

Но в сухом остатке должно же быть что-то достойное внимания?

 

В любом случае, религиозность здесь специфическая. Характерен в этом смысле разговор, который произошел у нас с нашим гидом в магазине сувенирных свечей при небольшом свечном заводике.

Магазин этот – один из обязательных пунктов местного туристического шопинга. В Цфате обычно покупают стекло, толстые витые свечи с ароматизатором, вино и сыр. И после пары часов хождения по галереям и студиям, гиды обычно заводят туристов или в какую-нибудь сыродельню (цфатский сыр славится), либо вот в этот магазин. 

Вообще-то, пресс-тур в Цфат был организован в преддверии очередного, 32 по счету Международного фестиваля клезмеров, который пройдет с 12 по 14 августа. Цфат, если кто-то не знает, - признанный мировой центр клезмерского искусства: на пяти уличных сценических площадках выступят более 70 клезмерских ансамблей со всего мира. Фестиваль еврейской уличной музыки, так можно еще сказать.

Но клезмеры - это только с 19:00 до полуночи. И для тех, кто решил слушать клезмеров три дня подряд, возникает вопрос: а где остановиться на ночь, и что делать здесь днем?

Как ответ на первый вопрос принимающая сторона показала нам отель Ruth Safed, бывший "Рут Римоним". Теперь им владеет сеть "Дан". Отель располагается в комплексе зданий XVI века, на месте бывшего турецкого постоялого двора для караванов, которые останавливались здесь на пути из Яффо в Дамаск. В нем 75 номеров, и он может похвастать эксклюзивной кухней, изумительным видом на гору Мерон, садом, бассейном, тренажерным залом... Цены израильские, но не будем о грустном. 

Теперь о том, что делать днем. Как обычно на фестивалях здесь запланировано несметное число экскурсий по городу (большая часть - бесплатно), лекции, игры для детей и, конечно, семинары в Центре Каббалы, как же без нее. После гостиницы мы посетили места предполагаемых экскурсий. Сначал зал торжеств под странным названием "Тет-Вав", где нам показали светозвуковое шоу из истории Цфата, винодельню Abouhav Winery, где продается вино без химических добавок (то, что все это располагается в старинных сводчатых домах, которым лет 500-600, это само собой, даже уточнять не стоит).

 

Затем мы заглянули в синагогу рава Каро, где хранится самый древний из ныне используемых свиток Торы. После этого осмотрели недавно отреставрированные тоннели в помещении "Ассоциации в защиту девочек и девушек" по улице Алькабец, 17. Там всего 180 метров и 100 каменных ступеней, но при таком рельефе это, считай, "из конца в конец города". Под конец прогулки прошли по местам повышенной концентрации сувенирных магазинов, продавцы которых почему-то были недовольны тем, что их снимают...

 

И вот, убедившись, что в городе есть где с пользой провести время перед началом очередного фестивального дня, и немного уже утомившись, мы прибыли в этот магазин при местном свечном заводике.

А там, кто не знает, такая экспозиция в витринах, - уже только ради того, чтобы это увидеть, стоит приехать в Цфат. Если Отец Федор из "12 стульев" мечтал "попивать наливочку" у такого свечного заводика, как этот, то да простятся ему все его авантюры, ибо дело благое. Сколько раз смотрю, а все - как заново. 

Были там свечи (или это одна свеча?), изображающие битву Давида с Голиафом, причем, Давид был едва ли не в половину человеческого роста, а голова Голиафа - как бы не больше человеческой.

 

Были еще какие-то битвы - древние и современные, была свеча - Ноев ковчег. Но особенно всем почему-то понравились шахматы, в которых все фигурки были евреями в традиционной одежде и представляли, как нам сказали, - "все течения иудаизма, какие только есть". Вылеплены фигурки были очень тщательно, так что даже мех на "штраймлах" хотелось потрогать, и кто-то выразил в слух общую мысль:

- Странно представить себе, как все это будет гореть. 

Действительно, кто такое купит? Не говоря о цене. Если какие-то свечи-зверушки с ладонь толщиной идут по 130 шекелей, то сколько может стоить такой шедевр? А на "Ковчег" и на "Давида с Голиафом" цены должны быть вовсе запредельные.

Между тем, назначение свечи - гореть. Значит, кто-то купит эту Джоконду свечного искусства специально, чтобы потом сжечь? Что чувствует человек, играя в горящие шахматы? Что-то в этом есть нездоровое, вам не кажется?

Да даже если не думать об уничтожении шедевров, есть еще одна проблема. Иудаизм ведь прямо запрещает изображать людей. Как такое вообще здесь возможно? Этот вопрос я задал нашему гиду, а им был не кто иной, как бывший мэр Цфата Зеэв Перл. И он ответил:

- Ну, не нужно быть уж таким кондово-религиозным!

Это он - мне? Бывший мэр самого религиозного города страны? Это к вопросу о странной религиозности Цфата. Уже доводилось писать, что она здесь какая-то другая, более легкая, что ли. Это именно что кажется, но кажется не только мне: еврейскую религиозную традицию здесь толкуют не как свод милицейских правил, а скорее, - как культурную традицию, способную быть весьма плодотворной и привлекательной.

И, если уж додумать до конца эту мысль о свечах. Ведь человек, если разобраться, - тоже творение, в которое вложена бездна труда. Он тоже в каком-то смысле шедевр - не меньше, чем эти свечи. Но ведь сгорает же он в ничтожный по историческим меркам срок своей жизни! Может, и свечи эти дозволены с точки зрения религии именно потому, что они смертны, как и люди?

Вот вам мистика Цфата. То и дело наталкиваешься на что-то, что наводит на мысли, которые в другом месте покажутся странными.

Особенно - если под музыку.

 

Это мы возвращаемся к фестивалю. Город замер сейчас в ожидании музыкальной бури, которая разразится вечером 12 августа, когда начнут играть клезмеры. И тогда звуки уплотнятся так, что не будешь знать, куда и голову повернуть. Добро пожаловать в Цфат - город, где звучит музыка еврейской души.

Теперь посмотрим, как это выглядело.

Вадим Найман

Фото автора

(продолжение просмотра)

Comments system Cackle
Загрузка...