Читайте также
Соцсети все сильнее влияют на то, где мы решаем провести отпуск. Популярностью пользуются места, хорошо выглядящие в Инстаграме. Именно там зарождается мода на туризм. Реагируя на тренды, тысячи людей приезжают в места, где раньше была всего пара сотен туристов в год. Это создает определенные проблемы. Автор предлагает рассмотреть в этом контексте моральную ответственности инста-блогеров.
Группа словацких подростков добралась до Верхнего Рогачского озера в Западных Татрах поблизости от границы с Польшей. "Как же здесь красиво!" — восклицает одна из девочек. Все кладут рюкзаки на землю, достают телефоны и разбредаются по окрестностям. Одна подруга фотографирует со спины другую: та смотрит на водную гладь, стоя на камне у берега. Рядом группа ребят зовет одноклассницу сняться вместе с ними: они делают несколько совместных снимков, подпрыгивая вверх. Руководитель группы показывает, что на склоне появилась горная коза, но его мало кто слушает: в смартфоне слишком слабая камера, чтобы можно было сделать с животным селфи.
"Нельзя сказать, что раньше люди проводили отпуск совершенно иначе. В желании поехать куда-нибудь, чтобы сделать там снимки, сохранить воспоминания, а потом привезти их в физической форме домой, нет ничего нового, сейчас мы только стали сразу же делиться фотографиями в интернете. Японцы бегали с фотоаппаратами, снимая все вокруг и 40, и 50 лет назад, — отмечает сотрудник варшавского Университета социальных и гуманитарных наук Павел Вечорек (Paweł Wieczorek). — Изменился масштаб, — добавляет он. — Сейчас тысячи людей отправляются в одно и то же место и делают одинаковые фотографии".
В Инстаграме снимков с тегом "travel" уже больше 420 миллионов, и хотя тег "love" встречается чаще (более 1,6 миллиарда раз), это позволяет ему оставаться одним из самых популярных ключевых слов на этой платформе (например, #selfie использовали там 400 миллионов раз).
Инстаграм, социальная сеть ориентированная исключительно на изображения, играет все более важную роль в планировании поездок. Там зарождается мода на посещение конкретных мест, которые все реже совпадают с теми, которые советуют посетить традиционные путеводители. "Каждая фотография обрабатывается, чтобы изображение выглядело сказочным. Это действует на воображение", — объясняет секрет Инстаграма эксперт по социальным сетям Войчех Кардысь (Wojciech Kardyś).
Еще в 2009 году норвежский Язык Тролля, то есть висящий в 700 метрах над землей гранитный выступ горы Скьеггедаль, посещало в год 500 человек. В 2016 году их было уже 80 тысяч хотя, чтобы попасть в это место, нужно преодолеть пешком 23 километра.
Как велика сила Инстаграма, узнала также "Подкова" — меандр реки Колорадо в штате Аризона. В течение многих лет туда приезжали устроить пикник разве что жители ближайшего города Пейдж, в котором живет 7,5 тысяч человек, но в 2010 году этот уголок посетили 100 тысяч туристов со смартфонами в руках, а в 2018 он пережил нашествие 2 миллионов человек.
40 процентов участников опроса, который в 2017 году провели в Великобритании, признались, что, выбирая место для отпуска, прежде всего принимают во внимание то, как оно будет выглядеть в Инстаграме. Этот фактор оказался важнее цены и доступности алкоголя (24 процента), местной кухни (9 процентов) или достопримечательностей (4 процента). "Социальные сети оказывают существенное влияние на туризм, — говорит Гжегож Березовский (Grzegorz Berezowski) — руководитель компании "Наполеон кэт", которая занимается их изучением. — В значительной мере это дело рук сетевых инфлюэнсеров, которые умеют сделать так, чтобы места, которые они показали, быстро обрели популярность".
Самую популярную польскую страницу в Инстаграме, посвященную теме путешествий, ведет известная по традиционным СМИ Мартина Войчеховская (Martyna Wojciechowska), у которой 1,2 миллиона подписчиков. При этом существует целая группа инфлюэнсеров, ставших известными без помощи телевидения, радио или прессы, просто рассказывая в интернете о своих поездках. Часто они делают публикации не только в Инстаграме, но и в других социальных сетях, однако для большинства именно он становится основным каналом связи с "фолловерами".
"В социальных сетях главное — личность автора, его естественность. Мы пишем для людей и вдохновляем их, давая конкретные советы, предлагая маршруты путешествий, рецепты полезных обедов, идеи, как провести вечер, — рассказывает Патриция Яскот (Patrycja Jaskot), которая пишет в интернете под ником Travelover (в Инстаграме у нее больше 22 тысяч подписчиков). — Я отношусь к своим фолловерам, как к друзьям, не стараюсь сохранить дистанцию. Они присылают мне фотографии мест, которые я советовала, ездят по моим следам, ночуют в тех же самых гостиницах или хостелах, а иногда просто распечатывают мои тексты и пользуются ими в качестве путеводителя". Как говорит Яскот, именно в Инстаграме родилась мода на отдых в таких местах, как Миконос или Санторини, куда в прошлые годы массово ездили инстаграмщицы. Благодаря Инстаграму обрели популярность, например, итальянский городок Позитано или индонезийский остров Бали.
Существуют и другие тенденции. "Сейчас появилась мода на дикую природу, а также на минимализм в городах, — рассказывает Сабина, которая ведет в Инстаграме блог "В одиночку по миру" (Sama przez Świat) (57 тысяч подписчиков). — В последнее время в Польше стали популярными Гданьск ("малый Амстердам"), статуя Христа в Свебодзине и Карконоше. Еще можно назвать утес в Орлове и Рудавы Яновицкие». Фотографий с тегом, посвященным последнему из перечисленных мест, сейчас уже больше 12 тысяч. На многих изображены люди, стоящие на фоне небольших разноцветных прудов. Возникшие на месте карьеров водоемы, которые стали достопримечательностью региона, будто бы специально созданы для Инстаграма. В их окрестностях недавно открыли новую, уже пятую, парковку для туристов.
"Лайки" качелям
К новым реалиям стараются приспособиться представители туристического бизнеса по всему миру. На Бали можно отправиться в "Инстаграм-тур": поездку по самым фотогеничным местам острова от рисовых полей геометрической формы до качелей, построенных специально для того, чтобы привлечь любителей селфи. Для туристов, не выпускающих из рук смартфона, возводят стеклянные платформы, башни и подвешенные среди облаков мосты, с которых легче запечатлеть эффектные виды. Такие места можно обнаружить всюду от Австрии (лестница в никуда на леднике Дахштайн) до Китая (стеклянный мост в Чжанцзяцзе, который оказался настолько популярным, что через 13 дней после открытия потребовал ремонта).
"Рестораны делают специальное освещение, чтобы блюда выглядели особенно красиво, или даже предлагают нанять фотографа, — рассказывает Войчех Кардысь. — Если вы, например, занимаетесь агротуризмом, вы можете создать для гостей специальный "уголок Инстаграма", то есть живописное хорошо освещенное место. Его увековечат на снимках, и оно станет для вас прекрасной рекламой". Качели, напоминающие те, что появились на Бали, правда, гораздо меньшего размера, можно обнаружить, например, в кондитерской "Варшавская глазурь". Сделанными на них портретами хвалятся в интернете многие знаменитости.
Кадры, снятые с использованием новой инфраструктуры и технологий, а также советов инфлюэнсеров, выглядят совсем не так, как снимки, которые мы делали еще полтора десятка лет назад. "Смартфон изменил технику фотографирования. Мы отказались от классических для американской и европейской визуальной культуры горизонтальных снимков и стали делать вертикальные, — обращает внимание фотограф Кароль Грыгорук (Karol Grygoruk). — Инстаграм — это одна из сетей, в которой важна прежде всего быстрая реакция на то, что мы публикуем, то есть "лайки". В итоге мы показываем картинки, сделанные по образцу тех, которые мы увидели благодаря предлагающему нам самые популярные фотографии алгоритму".
Токсичные Мальдивы
За последние два года со смотровой площадки над упоминавшимся выше меандром реки Колорадо случайно упали, разбившись насмерть, пять человек. До этого в течение многих лет там никто не погибал. В 2015 году с норвежского Языка Тролля сорвалась 24-летняя женщина. В социальных сетях можно увидеть множество фотографий, на которых люди наклоняются над пропастью или делают у ее края стойку на руках. Журнал "Нэшнл Джиографик" приводил историю польской пары, которая сорвалась с португальского мыса Рока на глазах своих детей, в качестве примера негативных аспектов воздействия Инстаграма на путешествия. "Социальные сети в каком-то смысле склоняют людей выделяться еще больше. Желание снимать и публиковать есть у многих, так что находятся и те, кто хочет делать это экстремальным образом", — говорит Павел Вечорек.
Недавно СМИ всего мира сообщали о том, что электростанция в Новосибирске не рекомендует купаться в озере за ТЭЦ-5, которое окрестили "сибирскими Мальдивами". Свой голубой цвет оно, на самом деле, приобрело из-за отходов производства. В Инстаграме можно увидеть, что люди плавали там на надувных матрасах и позировали на берегу в купальниках (или даже без них). "В Польше тоже есть такие места, например, отстойник Гаювка", — напоминает Войчех Кардысь. В этот лазоревый водоем сбрасывала отходы электростанция "Адамув". Купаться там запрещено, а приближаться к воде не рекомендуется, потому что грунт в этом месте очень вязкий, тем не менее в Инстаграме есть фотографии играющих на берегу детей или позирующих беременных женщин.
Любители отпускных фотографий рискуют не только собственной жизнью и здоровьем, но и становятся угрозой для окружающих. Когда американскую "Подкову" стали осаждать толпы туристов, там в три раза возросло число инцидентов, связанных с дорожным движением. С той же проблемой и пробками столкнулись жители Рудавки-Рымановской в окрестностях Санока, которая получила известность три года назад, после того как в социальных сетях появились фотографии местного ледопада. "Прошлой зимой с любезного разрешения Опытного хозяйства Института зоотехники в Оджеховой мы сделали временную стоянку для туристов, которые хотят посмотреть ледопады. Это значительно облегчило движение по трассе, проходящей через Рудавку-Рымановскую", — рассказывает представительница местного муниципалитета Агнешка Немчик (Agnieszka Niemczyk).
Тебя там ненавидят
"Бали — это идеальный тропический фон, неудивительно, что на этот остров стекаются инстаграмщицы. Некоторые гостиницы ввели даже лимит на количество фотографий, потому что за красивыми кадрами выстраиваются очереди", — говорит Патриция Яскот. В США и Канаде некоторые национальные парки просят блогеров не отмечать места, в которых сделан тот или иной снимок, чтобы туда не хлынула разрушительная волна фолловеров.
В Америке появился сайт «Государственные земли тебя ненавидят» (Public Land Hates You), который критикует интернет-пользователей за документирование в Инстаграме таких разрушительных для природы действий, как кормление диких животных, разведение костров в неположенных местах или хождение за пределами специальных троп. Недавно несколько ресторанов из Гданьска и Гдыни опубликовали свою переписку с инфлюэнсерами, высмеивая то, как те пытались взамен за рекламу получить бесплатную еду и напитки на фестивале "Опенер".
Все чаще стало звучать мнение, что инфлюэнсерам недостает чутья. "Следует относиться к публикациям внимательнее, — советует им Кардысь. — "Размышляя о том, как отличается моя жизнь от человека, который работает на рисовом поле" — так подписала свою фотографию в бикини шведка Натали Шлатер (Natalie Schlater). На заднем плане мы видим человека, который как раз работает в поле. Свой аккаунт инстаграмщица удалила. Критике подверглась также Анна Скура (Anna Skóra), которая опубликовала фотографии из Саудовской Аравии, куда, как выяснилось, она попала по приглашению принца, причастного к убийству журналиста".
Патриция Яскот считает, что задача инфлюэнсеров состоит в том числе в том, чтобы расширить объем знаний своих подписчиков. "Я не только показываю красивые места, но и, когда этого требуют обстоятельства, например, во время поездок в Камбоджу или Вьетнам, затрагиваю серьезные темы. Если я вижу утопающий в пластмассе пляж, я не убираю мусор Фотошопом, а показываю реальность".
Фотограф Кароль Грыгорук ставит вопрос ясно: "Так, как мы говорим об ответственности в журналистской фотографии, мы должны начать говорить и об ответственности в фотографии любительской. Снимки из отпуска кажутся невинными, но они могут оказывать такое же сильное воздействие, как иллюстрации в СМИ: их сила в массовости".
Якуб Мейер
(Polityka, Польша)