Кавказ в чистом виде. Кфар-Кама: в гости к черкесам на фестиваль
Фото: tourism.zahav.ru
Кавказ в чистом виде. Кфар-Кама: в гости к черкесам на фестиваль

Первое, на что обращаешь внимание, въехав в деревню Кфар-Кама: как чисто здесь!

Вообще-то, деревней в Израиле называют арабский населенный пункт. Еврейские населенные пункты деревнями не называют. Это или киббуц или мошав, а если за пределами "Зеленой черты", то поселение. Так вот, по части чистоты Кфар-Кама даст сто очков вперед не только любой арабской деревне, но и многим кибуцам и мошавам. Живут в ней черкесы. Так может быть, правильнее назвать ее аулом? Пусть будет аул.

Бедна сакля твоя?
Рустам Ашеров, родом из Нальчика, 10 лет как израильтянин. С его творчеством мы еще познакомимся.
Культовое слово в этом ауле.

 

Всего несколько тысяч черкесов живут в Израиле в двух деревнях: здесь и в Рихании, севернее Цфата, недалеко от ливанской границы. Еще немного - в дерене Абу-Гош, по дороге в Иерусалим. Была еще третья деревня, в районе Хадеры, но жители покинули ее еще до образования государства Израиль из-за малярии. Кфар-Кама ближе всего к центру страны. Ехать туда надо через Афулу, по шоссе 65, в Кфар-Тавор свернуть направо, на шоссе 767, которое спускается к озеру Кинерет.

Как доедете, сразу поймете, что вы там, где надо: все надписи в деревне продублированы на кириллице. На кириллицу черкесский алфавит перевели в 1938 году. А до того была латиница. А еще раньше - арабский алфавит. Но вообще-то, черкесскому языку любой алфавит будет тесен. В нем 64 буквы - и это то, что осталось после реформы, когда "лишние" буквы убрали. Любой дифтонг в этом языке обозначается отдельной буквой.

Все это вам расскажут, когда вы туда приедете. А ближайший повод приехать в Кфар-Каму - фестиваль черкесской культуры, который пройдет там 12 и 13 июля. Собственно, и журналистов пригласили в эту деревню, чтобы рассказать, что будет на этом фестивале. 

Второе, на что обращаешь внимание в Кфар-Кама: экзотики маловато! Из архитектуры можно отметить большое число домов, облицованных знаменитым местным черным базальтом, как в Тверии или Бейт-Шеане (да и то, это частью уже просто черная плитка). И, конечно, мечеть с голубым куполом, ее минарет. Вообще-то черкесы - мусульмане весьма условные. Они не скрывают, что ислам многие из них приняли на крутых поворотах истории, - исключительно ради того, чтобы спастись. Например, Турция принимала беженцев с Кавказа только мусульманского вероисповедания. Мечеть тоже облицован черным и белым камнем. Говорят, на турецкий манер. Эту мечеть видно из любой точки исторического центра деревни, она - главная точка, которая притягивает взгляды... Но это что, все, что здесь есть посмотреть?

Потом начинаешь понимать: где слишком много экзотики, там это, чаще всего, напоказ, для туристов. А здесь - повседневная жизнь, которой люди живут не для туристов, а для себя, создавая свой маленький Кавказ. Об этом нам рассказали в музее национального наследия, в который превратили реконструированный постоялый двор. И то, как черкесы наладили свою жизнь в этой деревне, основанной в 1876 году, то, какие отношения установились у них с соседями, а позже - с государством, мне показалась самым важным. Потому что это - достойная позиция маленького народа, оказавшегося в трудных исторических условиях. И на это стоит посмотреть.

 

Дело в том, что у черкесов была своя "Накба" - катастрофа, изгнание. В России. Вообще, жизнь на Кавказе (настоящем, а не фольклорном) - это войны, войны, войны. История адыгов - это история войн. Израильские черкесы это беженцы из царской России по результатам Кавказских войн 1854-1864 годов, когда произошло "замирение" Кавказа. 

История этой войны, как ее рассказывают черкесы, - совсем не похожа на ту, что мы учили в школе. День траура у них – 21 мая 1864 года, когда Кавказская война официально закончилась, и Царское правительство начало проводить политику вытеснения черкесов из горных аулов. Их поставили перед выбором: оставаться в России, переселившись на равнинные земли, или выехать в Турцию, которая согласилась их принять.

Османской империи нужны были хорошие воины, чтобы охранять границы и навести порядок в слабо управляемых провинциях. Потому в Турции сейчас миллионы черкесов, а в Иордании черкесы охраняют короля. Ну, а в Эрец Исраэль черкесы подружились с еврейскими поселенцами. Защищали их от арабов, помогали нелегальной репатриации через Ливан, участвовали в Войне за независимость, служат в ЦАХАЛе (что считается престижным), и сейчас уровень жизни в черкесских деревнях примерно совпадает со средним уровнем жизни в Израиле. 

Но это сейчас. А сам период переселения в Турцию был воистину трагичным. Даже если воспринимать самые драматические истории как легенду, - о том, например, что Турция принимала только беженцев-мусульман, а христиан отправляла в Россию на кораблях, которые царские войска топили в Черном море вместе с пассажирами. Факт, что само переселение было организовано безобразно, и много черкесов умерло от голода и эпидемий. Адыги, кстати, не едят рыбу из Черного моря.

 

Но, что важно, они не стали делать культа из мести и возвращения. Не вешают на стены своих жилищ, передавая из поколения в поколение полуметровые ключи от оставленных ими домов на Кавказе. Вместо этого они сосредоточились на том, чтобы воссоздать там, где они живут - свой маленький Кавказ. Такой, каким им, может быть, хотелось бы видеть Кавказ большой. И каким мог бы быть настоящий Кавказ, если бы не известные нам события.

Черкесы сосредоточились на том, чтобы сохранить свой язык и свой образ жизни, как можно больше своих обычаев. Об этом нам рассказали в музее черкесского наследия. Многие из этих обычаев даже на посторонний взгляд поражают своей рациональностью. 

 

- Черкесская еда исключительно калорийна, - рассказывал наш гид. - Жирные сыры, мед, орехи. Почему же вы никогда не встретите толстого черкеса? Почему бурку шьют всегда 50 сантиметров в талии и не больше? Подвижный образ жизни? Не только. Во-первых, черкесы не едят ради того, чтобы что-то забросить в рот. Они садятся за стол только когда они очень сильно голодны. А во-вторых, - Гид показал на небольшой столик, низенький и круглый. - Вы думаете, это журнальный столик? Нет, это обеденный стол. И вокруг него садятся 5-7 черкесов. Садятся на корточках. Поэтому едят быстро. Пока удовольствие от насыщения превышает дискомфорт от такой позы, можно продолжать есть. Но как только становится неудобно - все, пора заканчивать.

Кое-кого наверняка заинтересует такой способ борьбы с лишним весом. Ну, а для нас, увы, продолжение экскурсии такой борьбе не способствовало. Полюбовавшись на фольклорные танцы, затем погуляли по деревне, посетили сыроварню "Эльбрус" (сыры "Нальчик" и "Сочи", разумеется, без консервантов), затем - ресторан "Анатолия". Разумеется, с прицелом на то, что этими заведениями заинтересуются 12-13 июля гости фестиваля. Где будет, помимо этого, все, что бывает на фестивалях: бесплатные экскурсии, лекции, кружки, фольклорные песни и пляски, национальная кухня (знаменитый адыгейский сыр, чебуреки). И может быть, удастся увидеть джигитовку на лошадях.

Теперь посмотрим, как это выглядело.

Вадим Найман

Фото автора

(продолжение просмотра)

Comments system Cackle
Загрузка...