Zahav.ТуризмZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+19+9
Иерусалим
+14+6

Туризм

А
А

Бар-Кохба и 64 его письма. Как родилась мировая сенсация

Талмуд гневно осуждал его, Рамбам им восхищался, а историки сомневались в его существовании. На этой неделе исполнилось 59 лет с того дня, как в Израиле прогремела мировая сенсация, равнозначная открытию гробницы Тутанхамона: Бар-Кохба существовал.

16.05.2019
Источник:Детали
Creative Commons

На этой неделе исполнилось 59 лет с того дня, как в Израиле прогремела мировая сенсация, а из тьмы веков до евреев дошел живой голос их национального героя.

О нем впервые услышали во II веке, когда Второй храм уже был разрушен римлянами в ходе Иудейской войны, а Иерусалим лежал в руинах. Тогда казалось, что еврейское сопротивление окончательно сломлено.

Этот человек был крестьянином и все, что было о нем известно – это его имя, Шимон, и имя его отца – Косба. Сторонники прозвали его Бар-Кохба – "сын звезды", а недруги – бар Козива, "сын лжи".

Фото: Wikipedia


Шимон Бар-Косба возглавил иудейское восстание против римлян, мгновенно превратившееся в пожар, который охватил не только Иудею, но и многие города и земли за ее пределами. В Иудею отовсюду стекались войска, поддерживающие кто иудеев, кто — римлян, и восстание Бар-Косбы обрело такую силу, что получило название Второй Иудейской войны. Для его подавления римский император Адриан отправил в Иудею своего лучшего полководца, и только в 135 году – спустя три года после начала войны – римлянам удалось одолеть повстанцев.

Бар-Кохба, который весь последний год оказывал яростное сопротивление в крепости Бейтар, последнем оплоте восставших, погиб в бою. Десять иудейских законоучителей, включая знаменитого рабби Акиву, были зверски казнены римлянами. Разъяренный упорным сопротивлением, император Адриан под страхом смертной казни запретил исповедовать иудаизм, Иудея перестала существовать и получила название Палестина Сирийская, а Иерусалим был переименован в Элию Капитолину. В этой войне погибли сотни тысяч евреев, выжившие были проданы в рабство или бежали из страны. Это было последнее еврейское восстание, практически положившее конец еврейскому присутствию в Эрец-Исраэль.

Талмуд гневно осуждал Бар-Кохбу, как виновника главной еврейской катастрофы. Рамбам писал о нем с сочувствием и восхищением. Современные историки и вовсе сомневались в его существовании, рассматривая Бар-Кохбу, как полулегендарную личность, вроде королей Давида и Шломо (Соломона).

Однако 12 мая 1960 года произошло нечто, перевернувшее представления ученых о событиях, происходивших в Иудее во II веке.

Тогда археологическая экспедиция профессора Игаля Ядина проводила раскопки на побережье Мертвого моря, где ранее уже были найдены свитки, принадлежащие одной из закрытых сект периода Второго храма. Там, в одной из пещер над ущельем Нахаль-Хевер, экспедиция обнаружила шестьдесят четыре древних папируса, написанных на иврите, арамейском, греческом и набатейском языках. В числе папирусов были и четыре деревянные дощечки.

Позже Игаль Ядин вспоминал: "Я взял одну деревянную дощечку, и начал копировать буквы одну за другой на листе бумаги. Моя рука копировала автоматически, и я не задумывался над смыслом. Когда, наконец, я взглянул на то, что переписал, то не поверил своим глазам. На дощечке было написано – Шимон Бар-Кохба, правитель Иудеи…"

Фото: Wikipedia


Это стало сенсацией того же калибра, что и обнаружение гробницы Тутанхамона. За несколько недель, пока документы расшифровывались и передавались из рук в руки для проверки их подлинности, Шимон Бар-Кохба из легендарной фигуры стал живым и реальным человеком, вождем восстания, которое на три коротких года дало евреям надежду на независимость, но привело страну к одной из величайших катастроф в еврейской истории.

Шестьдесят четыре документа содержали разнообразную переписку, которую, к сожалению, непросто понять – сохранность документов не так хороша, как хотелось бы. Там были и распоряжения Бар-Кохбы, адресованные его соратникам, – Йехонатану и Масабале – и указы об аресте противников, и контракты на аренду земли. "Выполнить незамедлительно", — написано рукой Шимона Бар-Кохбы. Помимо писем, в ходе раскопок были обнаружены и монеты, отчеканенные по указу Бар-Кохбы в период восстания, – как известно, чеканка собственной монеты де-юро означала независимость – и остатки тканей, и человеческие черепа. Очевидно, это было одним из тайных укрытий повстанцев…

Фото: Wikipedia

Читайте также


Удивительная находка вызвала всплеск интереса в Израиле и во всем мире. До сих пор не утихают оживленные дискуссии о том, был ли Бар-Кохба героем, подобным библейскому Самсону, который мужественно отстаивал независимость страны, когда прочие уже сдались, или же фанатиком и самозванцем, приведшим евреев к трагедии рассеяния.

Нам доподлинно известно, что изгнание из Эрец-Исраэль не было одномоментным событием — евреи уходили в галут постепенно, волнами. Ко II веку новой эры еврейские общины существовали уже не только в традиционных центрах еврейской жизни, – в Египте и Вавилоне – но и далеко за их пределами, например, на Балканах, а по некоторым источникам, даже на территории современной Германии. Однако восстание Бар-Кохбы фактически поставило окончательную точку в еврейском присутствии в Эрец-Исраэль на две тысячи лет. Находка писем этого человека доказала подлинность старой истории, оставшейся в народной памяти в виде кратких записей еврейских законоучителей.

Сложно сказать, кем был Бар-Кохба для евреев. Римское владычество в Иудее было тяжелым временем, временем мессианских надежд, и Бар-Кохба был не первым и не последним из тех, кто провозгласил себя обещанным Мессией. То, что его имя известно нам больше, чем имена других лже-Мессий того времени, и то, что именно его восстание получило название Второй Иудейской войны, говорит о том, что оно значительно превосходило прочие по своим масштабам. Большинство современных историков утверждают, что в восстание было вовлечено не только население Иудеи – оно распространилось далеко за ее пределами. Римской армии, могущественнейшей армии того времени, потребовалось три года, чтобы справиться с мятежниками.

Каким же человеком был Шимон Бар-Кохба? Его письма, хранящие тепло его рук, написаны резким, безапелляционным тоном. Выходец из "ам ха-арец" — народа земли, крестьянин – он называл себя королем Израиля, требовал "немедленного исполнения" всех его приказов. Очевидно, Бар-Кохба отличался удивительной харизмой, которая помогла повести за собой сотни тысяч людей.

Поселенцы, приехавшие в Эрец-Исраэль, чтобы возродить еврейское государство, вдохновлялись образами еврейских повстанцев – Маккавеев, Элиэзера Бен-Яира с защитниками Масады, Шимона Бар-Кохбы с его последователями. Они отвергали старую культуру галута, как символ позора и унизительной беспомощности, они называли свои мошавы и кибуцы названиями древних еврейских городов, они брали себе ивритские имена и фамилии.

Возможно, Шимон Бар-Кохба и вправду был преступником и одним из виновников двухтысячелетнего галута. Но, наверное, если бы этого галута не было, если бы евреи непрерывно жили в своем государстве, это были бы уже не мы. Мы впитали в себя культуру бесчисленных стран, их языки, психологию, литературу и музыку. Мы вышли из гетто и местечек, и еврейская культура рассеяния вошла в нашу кровь не менее прочно, чем культура разрушенной Иудеи. Поэтому, наверное, восстание Бар-Кохбы – это то, что неминуемо должно было произойти, и его письма сегодня – это не только доказательство его существования, но и ниточка, соединяющая историю евреев Иудеи, историю евреев галута и историю евреев Израиля, одно из звеньев, делающих нашу историю цельной и непрерывной.

Лея Костинская

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке