Только на прошлой неделе министерство туризма с гордостью сообщило о новом рекорде: в октябре 486 тысяч иностранцев решили провести отпуск в Израиле. В министерстве рассчитывают, что по итогам года этот показатель превысит 4 млн. человек. Насколько же высок этот рекордный показатель?
На первый взгляд, дела обстоят как нельзя лучше. В прошлом месяце число побывавших в Израиле иностранных туристов повысилось на 14 процентов по сравнению с октябрем прошлого года, и речь идет о рекордном за всю историю показателе. Рекордными оказались и государственные доходы от туризма – 2,5 млрд. шекелей в октябре и 18 млрд. с начала года.
Но все эти успехи – относительные. Израиль соревнуется сам с собой и себе же выставляет высокие оценки. Если же сравнить показатели израильского туризма с мировыми, то картина выглядит далеко не столь благостной и скорее напоминает некрасовское "Гляжу, поднимается медленно в гору". Так утверждает Амихай Снир из академического колледжа в Нетании, сравнивший темпы роста показателей туризма в Израиле и в других странах, а также оценивший значимость отрасли для израильской экономики в целом.
Читайте также
- Израильтяне, едущие в Великобританию, должны предварительно зарегистрироваться
- Галь Гадот поделилась фотографией заложницы Лири Альбаг со 108 млн своих подписчиков
- Долги в России, переезд в Израиль: как живет сестра Марка Эйдельштейна
- Израильтяне устремились в Таиланд
- Государство не хочет помогать гражданам вести здоровый образ жизни
Снир решил выяснить, на сколько увеличилось число туристов во всем мире и на сколько – в Израиле (речь идет только об иностранных туристах). Путешествовать сегодня – много дешевле, чем, скажем, 20 лет тому назад. И полеты, и ночлег значительно подешевели благодаря бюджетным авиакомпаниям и сервисам, подобным Airbnb. Неудивительно поэтому, что с 1995-го по 2017 год число туристов во всем мире выросло на 137 процентов. Если бы такие же темпы прироста наблюдались и в Израиле, то число прибывающих в страну интуристов составляло бы примерно 5,3 млн. человек, то есть, было бы примерно в полтора раза выше сегодняшних показателей.
Может быть, это сравнение не совсем корректное, и потому Снир приводит и показатели иностранного туризма, относящиеся не к миру в целом, а только к Ближнему Востоку. Получается еще хуже. По данным Всемирного банка, поток интуристов в соседние с Израилем страны за то же время усилился на 240 процентов. Если бы так обстояли дела и в Израиле, число прибывающих в страну туристов должно было бы составлять порядка 7,5 млн. человек в год, вдвое превышая фактический показатель.
Можно оценить успехи израильской туристической отрасли и иначе – сравнив ее темпы роста с другими хозяйственными отраслями. В 1995 году государственные доходы от туризма составили 8 млрд. шекелей – 2,1 процента от ВВП. В прошлом же, 2017 году – только 1,2 процента. Фактически это означает, что хотя доходы от иностранного туризма действительно выросли, темпы роста во всех других отраслях были вдвое большими. Иными словами, вклад туризма в экономику Израиля становится все меньше, и тот же Снир даже сомневается в необходимости существования отдельного министерства туризма, поскольку значимость туристской отрасли для страны последовательно уменьшается.
Евгений Весник